Файл: Исследование власти и лидерства руководителя на примере организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что руководитель обладает выраженными лидерскими качествами, более эффективно управляет коллективом, способствуя увеличению производительности труда подчиненных, успешности деятельности организации в целом. Руководители на начальном этапе своей работы обладают всеми необходимыми лидерскими качествами, поэтому изучение способов, особенностей развития лидерских качества важно для понимания, накопления багажа знаний по данной тематике.

Объект исследования – отдельный индивид (руководитель).

Предмет исследования – лидерские качества руководителя.

Цель исследования – изучение особенностей развития лидерских качеств руководителя.

Задача исследования:

  1. проанализировать теоретические данные по заданной теме,
  2. определить основные группы лидерских качеств руководителя,
  3. изучить развитие лидерских качеств руководителя.

Теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, исследователей в области психологии, изучающих проблему лидерства и его особенностей. Среди отечественных ученых можно выделит труды И.П. Волкова и Ю.Н. Емельянова, среди зарубежных исследователей в области психологии - А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.

Особенности развития лидерских качеств руководителя организации

Основные группы лидерских качеств руководителя

По проблеме исследования лидерских качеств руководителя, в 40-50-е годы ХХ века было проведено множество исследований. Особый интерес данного феномена вызван со стороны ученых Великобритании и США, учеными этих стран исследовалась проблема, определяющая качества успешны лидеров от других членов коллектива[6]. Учеными Р.Манн и Р.Стогдилл проводили исследования по группированию лидерских качеств руководителя, ими были выделены пять основных качеств. Однако при практических исследованиях оказалось, что многие люди обладают лидерскими качествами, но не становятся лидерами в коллективе.


На протяжении длительного времени, учеными в области психологии, как отечественных, так и зарубежных, выделены четыре группы лидерских качества руководителя[1,8]:

- управляют вниманием,

- управлять значением,

- управлять доверием

- управлять собой.

Развитие указанных способностей привело к формированию таких лидерских качеств как:

- психологические (эмоциональные),

- физиологические,

- умственные (интеллектуальные),

- личностные,

- деловые[2]. 

Телосложение, особенность веса, рост, моторика движений, привлекательность черт лица, симметричность, уровень здоровья – отнесены к физиологическим качествам лидера. Связь между успешностью и красивой улыбкой руководителя. В некоторой степени может иметь место, но отличия не дают гарантию, что индивид, который отличается атлетическим телосложением и отличным здоровьем, станет лидером.

Большое значение для управления организации имеют личностные деловые качества, которые сложно измерить.

Психологические качества в ходе исследования были выделены из сути характера, к ним относят:

- работоспособность,

- стрессоустойчивость,

- смелость,

- независимая жизненная позиция,

- инициативность и т.д.

В ходе практических исследований психологических качеств связи между ними и лидерством не обнаружено, в связи с чем, психологические качества позволяют лишь сформировать некую основу для поддерживания лидерства.

В исследовании лидерских качеств руководителя особое внимание уделено умственным качествам, так как они позволяют проследить связь между руководящими позициями группы и умственными качествами индивида.

Но в ходе дальнейших исследований казалось, что слишком большое различие в уровне интеллекта лидера группы с ее остальными членами - это тоже плохо потому, что здесь лидер столкнется с еще большими проблемами и будет затрачивать больше энергии, чтобы быть понятым и принятым в группе.

Лидерские качества руководства также играют огромную роль в эффективности организационного процесса и совершенствованию деятельности организации в целом.

Функциями, которыми должен обладать лидер в организации, которые имеются у любого руководителя, являются:

- выделение уникальных черт субкультур, интеграция этих особенностей в ведущую культуру,

- культивирование лидерских качеств,

- изменение черт общей культуры.

Значительное количество организаций принадлежит к типу организационной системы, так как именно в организации миссия управленческого лидера заключается в утверждении, обеспечении реализации стратегии регулярного изменения, направленного на постоянно повышение производительности и эффективности работы в организации.


Основой успешного проведения изменений становится идея об их осуществлении. Идея проведения изменений не может зародиться в головах рядовых сотрудников или представителей менеджмента, а затем пробить себе дорогу наверх. Однако наиболее легким, коротким, а потому и эффективным путем проведения организационных изменений становится тот путь, который инициируется представителями организации, обладающими полнотой власти для реализации идеи в жизнь, а также достаточным личностным авторитетом для формирования лагеря сторонников реформ и усиления движущих сил.

Лидер-руководитель обладает множеством качества, которые способствуют проведению изменений, а именно [12]:

- в силу своего положения, лидер обладает информацией, позволяющей иметь многоплановые и перспективные видение, возможности, оказывающие влияние на результативность организационной деятельности,

- положение лидера-руководителя позволяет получать идеи от специалистов организации, анализировать их и при целесообразности реализовывать,

- лидер-руководитель аккумулирует инновационные идеи вне организации, трансформирует их в идеи, связанные с повышением эффективности деятельности в организации,

- лидер-руководитель обладает личностными качествами, позволяющими ему преобразовывать инновационные идеи убеждая в их реализации партнеров. Только сила духа и талант лидера, который прекрасно знает свою организацию и ее возможности (технические и человеческие), могут преобразовать абстрактную идею в прагматическую.

Для того чтобы достичь максимального результата в создании конструктивных идей осуществления организационных изменений, лидер может действовать в двух направлениях:

а) как создатель климата и условий, которые позволяют развивать уверенность в потребности проведения изменений;

б) как организатор, использующий свою статусную власть, индивидуальное влияние и организационные ресурсы для реструктуризации организации, разрешения противоречий между отдельными сотрудниками и подразделениями.

Эффективность управления изменениями связана с наличием согласия между лидером и основной массой сотрудников организации относительно целей реформирования [5].

Для того чтобы достигнуть согласия относительно целей проведения изменений, лидер должен решить ряд задач:

  1. Определить цели изменений в понятиях и терминах, доступных пониманию основной массы сотрудников. Определение цели также должно легко запоминаться членами организации.
  2. Сформировать и развить доверие к идее и целям изменений.
  3. Выработать общее видение цели.
  4. Разработать на этой основе стратегии проведения изменений.

Эффективность проведения изменений связана с деятельностью формального лидера по формированию ответственности за конечный результат изменений у всех категорий подчиненных: представителей высшего уровня управления, среднего менеджмента, а также рядовых сотрудников. Ответственное отношение подчиненных к своим обязанностям непосредственно связано с обеспечением их соответствующими полномочиями и свободой принятия решений.

Развитие лидерских качеств руководителя

Наличие лидерских качеств у руководителя позволяет ему проанализировать любую возникшую в рабочем порядке ситуацию объективным взглядом, принять правильное решение и избежать негативных последствий. Коллектив должен полностью доверять руководству. В случае, если руководство не имеет задатков лидерских качеств, то их всегда можно развивать, и успешно справляться со своими должностными обязанностями лидера-руководителя.

Проблеме развития личностных качеств руководителя посвящены работы английских консультантов М. Вудкокома и Д.Фрэнсиса, которые считали, что у каждого успешного руководителя должны быть лидерские качества[3].

Лидерские качества руководителя поступают на первый план и развиваются в определенных ситуациях, например, когда человек непосредственно сталкивается со сферой управления, принимая решения, общаясь со своими подчиненными. Вне социума, человек не может развить в себе лидерские качества, даже при их наличии.

Лидерские качества будут развиваться при наличии следующих поставленных перед руководителем задач:

- повышать производительность труда,

- завоёвывать доверие в коллективе,

- решать спорные ситуации,

- поддерживать общение с подчиненными,

- знать обстановку в коллективе,

- отслеживать все изменения, искать новые идеи,

- эффективно организовывать рабочий процесс,

- использовать ресурсы организации рационально,

- грамотно распределять полномочия среди подчиненных.

Для того, чтобы решать все эти задачи человеку, который занимает лидерские позиции в коллективе, ему необходимо на протяжении всей жизни поддерживать и вырабатывать лидерские качества. Лидерские качества руководителя могут развиваться не только на основании теоретических данных, но и посредствам общения с другими руководителями, другими лидерами.


Особое значение имеет обмен опытом, который отрабатывается на практике, на тренингах личностного роста.

В данном случае важно выделить необходимость в саморазвитии, что порой проблематично, так как у большинства руководителей не хватает времени из-за ненормированного рабочего графика. В связи с чем существует ряд рекомендаций для развития лидерских качеств руководителя:

  1. Поведение руководителя должно быть уверенным. Для формирования у собеседника уверенного оппонента, необходимо следить за языком своего тела, не принимать «закрытые позы», нужно смотреть в глаза собеседнику, спину держать ровно, говорить и отвечать не быстро.
  2. Лидер-руководитель должен отличаться, быть ярким внешне, например, использовать в своем гардеробе деталь, которая позволит его выделить среди подчиненных.
  3. Уметь убеждать и пользоваться способами убеждения. Например, необходимо предоставить человеку возможность отступить от того, чтобы он смог сохранить свою репутацию.
  4. Необходимо владеть и применять на практике приемы ораторского искусства.
  5. Необходимо уметь быть очаровательным, находить подходы к другим людям.
  6. Быть открытым для новых идей и творчества, решать творческие и логические вопросы, полезно иметь интересы за рамками профессиональной деятельности.
  7. Уметь решать возникшие проблемные ситуации, конфликтные ситуации, находить эффективное решение, компромисс в кризисной ситуации.
  8. Четко знать в каком направлении двигаться, чтобы вести за собой коллектив, важно чтобы подчиненные поддерживали и разделяли цели руководства.

Важно отметить, что у лидера всегда есть сторонники, так как любое руководство всегда имеет лидерство, без которого нет никакого подчинения. Лидерство существует в межличностном взаимодействии.

Исследование власти и лидерства руководителя на примере организации

Краткая характеристика ресторана «Пронто»

Группа компаний «Пронто» была основана в 2000 году. За 16 лет существования компании были открыты предприятия в Москве, Московской области, а так же в регионах России: в Ярославле, Санкт-Петербурге, Туле, Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах и т.д.