Файл: «Построение организационных структур»(Параметры организационных систем управления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Структурированность является свойством любой системы. Структурный подход к организации позволяет упорядочить задачи, распределить роли, ответственность и полномочия. Структура характеризует конкретную систему ее строения, пространственно-временного расположения частей, взаимосвязей между ее элементами. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные. Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента. В ней происходит весь управленческий процесс. Главными факторами ее формирования являются разделение труда и появление функции управления. Ключевыми понятиями организационных структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы либо органы аппарата управления.

Выбор структуры организации принимает высшее руководство организации. Задача менеджеров состоит в правильном выборе структуры, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации. Проектирование структуры должно учитывать стратегические планы, поскольку со временем потребуются изменения в организационных структурах в связи с изменениями стратегии. Структура организации разрабатывается сверху вниз. Сначала идет разделение организации на широкие сферы, затем ставятся конкретные задачи, в конце конкретные правила:

  1. Осуществить деление организации по горизонтали на широкие блоки
  2. Установить соотношения полномочий различных должностей.
  3. Определить должностные обязанности

Цель данной курсовой работы – изучение способа построения организационных структур управления.

Основными задачами являются:

  1. изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
  2. описание параметров ОСУ;
  3. описание основных типов ОСУ.

Предмет изучения – построение организационной структуры управления.

Параметры ОСУ разделены на:

  • сфера контроля;
  • уровни иерархии;
  • типы полномочий;
  • централизация и децентрализация управления.

Существует много типов организационных структур, но на промышленных предприятиях применяются в основном четыре из них: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная и матричная. Они и будут рассмотрены в курсовой работе. Процесс построения организационных структур управления называется организационным проектированием и состоит из следующих этапов:


  • департаментализация
  • установление соотношения полномочий сотрудников и руководителей;
  • дальнейшее выделение более мелких подразделений;
  • определение должностных обязанностей каждого сотрудника.

1 Понятие организации. Определение организационных структур управления

Термин “организация” в менеджменте употребляется в двух значениях:

а) организация (как объект или система) – предприятие, фирма, компания и т.п. и

б) организация (как процесс или функция) – обеспечение эффективности и результативности совместной деятельности людей.[1]

Организация как объект представляет собой группу людей, целенаправленно работающих вместе для получения необходимого результата.

Одной из важных характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организация не может функционировать изолированно. Они полностью зависимы от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии предприятия, далее к изменению его организационных характеристик и, в конечном счете, к преобразованию организационной структуры

Цель всякой организации включает преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией – это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Рис. 1.1 – Общие характеристики организации[2]

Организовать – это значит:

  • во-первых, распределить между людьми (исполнителями) задачи, ресурсы, полномочия и ответственность;
  • во-вторых, обеспечить их совместную, скоординированную работу.

Декомпозиция цели (целей) организации – процесс распределения задач между исполнителями. Для продуктивной работы необходимо обеспечить координацию работы сотрудников (подразделений) организации.

Работа группы людей можно считать организованной, когда каждый исполнитель знает, что он должен делать, какими ресурсами он для этого располагает, что он уполномочен требовать (ожидать) от других людей и какую ответственность он буден нести за ненадлежащее выполнение порученных ему задач, а также – в каком порядке должны исполнители работать в группе и как взаимодействовать между собой.


Структуру организации можно определить, как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению этих задач.[3]

Г.Минцберг выделяет пять координационных механизмов, посредством которых организации координируют свою деятельность:

  • взаимное согласование;
  • прямой контроль;
  • стандартизация рабочих процессов;
  • стандартизация выпуска;
  • стандартизация навыков и знаний (квалификации).

При взаимном согласовании контроль процессов и результатов труда осуществляют сами сотрудники, используя неформальные коммуникации. Применение прямого контроля предполагает, что ответственность за работу других людей, формулировка заданий и оценивание качества их работы возлагаются на одного человека – руководителя. Стандартизация рабочих процессов предполагает точное определение (спецификацию[4]) или программирование содержания труда. Стандартизация выпуска предполагает спецификацию результатов труда, например параметров изделия или нормы выработки. Стандартизация навыков и знаний предполагает точное определение требуемой квалификации работников, как условия их участия в процессе труда.

В общем случае любая организационная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • наличие общей цели или совокупности целей деятельности;
  • совместная деятельность людей;
  • особая система организационных отношений между людьми;
  • наличие управления совместной деятельностью людей;
  • технологичность деятельности;
  • наличие определенной организационной культуры.

Организацию можно рассматривать как совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управленческих решений и внешней среды. Внешняя среда – совокупность факторов, оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (макросреда) и прямого (микросреда) воздействия.[5]

Макросреда – факторы косвенного воздействия оказывающие в целом на все организации. Для того чтобы эффективно изучать внешнюю среду, должна быть создана специальная структура в организации. К ним относят следующие факторы:

Экономическая среда – определяет развитие экономических процессов в национальной экономике;

Политическая среда – факторы, определяющие развитие политических процессов, стабильность законодательных норм в национальной экономике, степень общественного недовольства правительством и т.д.;


Технологическая среда – показывает тенденции развития научно-технического прогресса и связанного с ним изменения технологического базиса производства;

Социальная среда – факторы, определяющие демографическую структуру населения и тенденции развития, нормы, обычаи и ценности населения, отношение людей к работе и качеству жизни, темпы роста населения и др. Социальная среда во многом определяет состояние рынка труда и численность трудоспособного населения.

Рис. 1.2 – Факторы внешней среды организации

Микросреда – факторы, оказывающие влияние на определенную организацию и определяющие ее конкурентоспособность в сравнении с другими организациями, действующими в той или иной отрасли. К ним относятся:

поставщики ресурсов – хозяйствующие субъекты, имеющие необходимые ресурсы для данной организации;

потребители продукции (работ, услуг) – хозяйствующие субъекты, испытывающие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые определенной организацией;

конкуренты – хозяйствующие субъекты, соперники на конкретном рынке и производящие аналогичную продукцию (работы, услуги);

посредники – хозяйствующие субъекты, способствующие в продвижении, распространении и сбыте товаров организации.

контактные аудитории – это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на ее результаты.

Внутренняя среда организации – совокупность процессов, для преобразования имеющихся ресурсов организации в товары для рынка. Во внутренней среды выделяется две части: ресурсную часть, операционную часть.

Ресурсная часть организации – ресурсы, которыми обладает организация для реализации. В состав ресурсной части входят менеджмент (менеджеры и их квалификация, методы и технология управления и т. п.), финансы, определяющий возможности в приобретении необходимых ресурсов для своего развития, персонал.

Операционная часть организации – совокупность процессов, преобразующих имеющиеся ресурсы в готовый товар. В состав входят процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков, процессы проведения научных исследований и разработки новых товаров (работ, услуг), процессы поставки производственных ресурсов, производства и сбыта продукции.[6]

Организационная структура управления (ОСУ) – это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. ОСУ является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество.


Рис. 1.3 – Классификация типов ОСУ[7]

Механистические структуры функционируют подобно хорошо работающей машине, механизму. Органистические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными.

В силу ряда обстоятельств структура организации может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования особенности построения сетей коммуникации, управленческих команд и рабочих групп, и ту метафору, в соответствии с которой и построена организация.[8]

2 Параметры организационных систем управления

2.1 Сфера контроля

В крупных организация специалистов обычно группируют в пределах конкретной функционально области. Выбор функциональных областей определяет основу структуры организации и потенциал ее успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения труда обусловливает конкурентоспособность организации. Не менее важен процесс осуществления вертикального разделения труда, т.е. определения действий по координации, начиная с непосредственного выполнения заданий. В результате вертикальное разделение труда формирует иерархию управленческих отношений, центральной характеристикой которой является формальная подчиненность лиц на каждом отдельном уровне. Должностное лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении несколько руководителей среднего звена из различных функциональных областей. Последние, в свою очередь, могут иметь несколько подчиненных из числа линейных руководителей.[9]

Одним из важнейших параметров ОСУ является сфера контроля. Сфера контроля – важный аспект организационной структуры. Количество подчиненных одному руководителю лиц представляет собой сферу контроля. В том случае, если одному руководителю подчиняется значительное количество людей, то мы говорим о широкой сфере контроля, определяющей плоскую структуру управления. И напротив, если сфера контроля узкая, при которой каждый руководитель имеет небольшое количество подчиненных, то речь идет о многоуровневой структуре. Нужно отметить, что большие организации с плоской структурой обладают меньшим количеством уровней управления по сравнению с организациями подобного размера, но с многоуровневой структурой.