Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. СУБЪЕКТЫ, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Понятие и классификация субъектов
2.2. Президент РФ как субъект внешнего контроля
2.3. Федеральное собрание РФ как субъект внешнего контроля
2.4. Правительство РФ как субъект внешнего контроля
2.5. Судья в оперативно-розыскной деятельности
2.6. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Судья — должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти в России; гражданин России (достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет), в конституционном порядке наделенный полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий обязанности на профессиональной основе.
Согласно ст. 9 ФЗ об ОРД каждое оперативно-розыскное мероприятие, влекущее ограничение конституционных прав граждан, может быть проведено только по решению судьи. Применительно к ОРД судья наделен широкими полномочиями. Так, предметом ведения судьи в ОРД является:
Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ (см. ч. 2, 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 ФЗ об ОРД). Следует отметить, что в ст. 9 ФЗ об ОРД изложен порядок санкционирования не всех ОРМ, ограничивающих конституционные права гражданина, а только их части. В этой статье приведены правила судебного рассмотрения материалов только тех ОРМ, которые еще не начаты, а также начатых по разрешению судьи, но которые необходимо продлить. Вместе с тем законодателем приведен закрытый (исключительный) перечень конституционных прав человека и гражданина, которые могут быть ограничены в ОРД. В перечень данных прав включены: тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (причем передаваемых только по сетям электрической и почтовой связи), а также право на неприкосновенность жилища;
Последующая проверка законности решений и действий ОРО и их должностных лиц (см. ч. 3, 4 ст. 8);
• рассмотрение жалоб на ОРО (см. ч. 2, 3 ст. 5);
• разрешение споров между судьей (нижестоящего суда) и ОРО в связи с отказом в проведении ОРМ (см. ч. 6 ст. 9).[15]
Законодатель возложил на судью следующие обязанности (о них изложено в ст. 9 ФЗ об ОРД):
• судья не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления (ч. 1);
• судья рассматривает материалы незамедлительно (ч. 1);
Судья обязан вынести мотивированное постановление по своему решению о возможности проведения ОРМ (ч. 4);
Руководители суда создают условия, обеспечивающее защиту сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах (ч. 7).
Обеспечение защиты данных сведений подразумевает наличие системы организационных и иных мероприятий, важным звеном которых выступает создание условий для надежной защиты сведений. Законодатель возложил обязанность по созданию этих условий на руководителей судебных органов, т. е. прежде всего на председателей соответствующих судов (районного, областного и других судов и им равных). Председатель соответствующего суда обязан разъяснить судьям, которые должны рассматривать материалы, поступившие от ОРО, необходимость неразглашения сведений, ставших им известными, а также сохранения в тайне существа принятого ими решения.
Для реализации перечисленных в ст. 9 ФЗ об ОРД обязанностей судья наделен соответствующими правами (о них изложено в ряде статей ФЗ об ОРД): судья вправе разрешить или отказать проведение соответствующего ОРМ (см. ч. 4 ст. 9); судья вправе продлить срок действия постановления об ограничении прав лица (см. ч. 5 ст. 9); по требованию судьи ему могут представляться дополнительные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (см. ч. 3 ст. 9); судья вправе потребовать от ОРО предоставить оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (см. ч. 5 ст. 5). [16]
2.6. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за ОРД - это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативно-розыскными органами. Прокурорский, надзор за ОРД должен:
Способствовать выполнению органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных, розыску лиц, без вести пропавших, а такие скрывающихся от органов дознания, следствия, суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;
Содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема ОРМ, разрешенных ФЗ об ОРД;
Содействовать надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.
Цели и задачи прокурорского надзора за ОРД определяются общими положениями, содержащимися в уголовно-процессуальном законодательстве, относительно надзора в стадии дознания и предварительного следствия. Речь идет о быстром и полном раскрытии преступлений, изобличении виновных и обеспечении правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности. Прокурор обязан следить, чтобы нормы оперативно-розыскного законодательства не нарушались, а при обнаружении нарушений принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина.[17]
При осуществлении надзора в сфере ОРД прокурор вправе:
Знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях о проведении ОРМ;
Давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам ОРМ, расширении их комплекса либо требовать их прекращения;
Отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенного на основании оперативно-розыскных материалов;
Направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;
Требовать письменные объяснения от должностных лиц, допустивших нарушения закона при проведении ОРМ;
Опротестовать противоречащие закону приказы руководителей органов, осуществляющих ОРД;
- вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и потребовать от руководителей отстранения их от дальнейшего проведения оперативных разработок.[18]
При обнаружении признаков преступления прокурорская проверка проводится в соответствии с требованиями УПК РФ. По требованию прокурора руководители органов предоставляют ему оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные акты, регламентирующие проведение оперативно-розыскных мероприятий.
При осуществлении проверок уполномоченные прокуроры знакомятся с материалами секретного делопроизводства. Только при крайней необходимости прокурору можно снимать копии с тех или иных документов и делать из них выписки. В случаях неосторожного обращения и утечки секретной информации проводится служебное расследование.
Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор в данном случае при наличии оснований принимает меры для привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Приказ Генерального прокурора предписывает уполномоченным прокурорам требовать у руководителей органов, осуществляющих ОРД, подлинные оперативно-служебные документы. Однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не представлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора.
Прокурор, получив подлинные документы, на основе их анализа обязан вскрыть допущенные при осуществлении ОРМ нарушения законности и мерами прокурорского реагирования пресечь их. Однако он не должен подменять руководителей оперативных служб и других лиц, осуществляющих ведомственный контроль за их деятельностью.[19]
Вместе с тем на прокуроров не возложена обязанность надзора за исполнением предписаний подзаконных актов (приказов, инструкций). Однако в практической деятельности может иметь место обращение прокурора к подзаконным нормативным актам соответствующих ведомств, если возникает необходимость дать оценку законности проведения конкретных ОРМ, поскольку положения нормативных актов могут конкретизировать закон и определять механизм его исполнения. В процессе ознакомления с перечисленными служебными документами прокурор вправе проверить соответствие выполнения ОРМ установленному законом порядку.
Прокурор должен, используя свои полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРМ, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда, а при наличии оснований к привлечению к ответственности виновных лиц.
Заключение
При всей значимости прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, существуют определенные пределы полномочий органов прокуратуры, которые определяются оперативно-розыскным законодательством и указаниями Генерального прокурора РФ.
Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов, хотя и наделена определенными властными полномочиями. Она представляет собой механизм сдерживания и противовесов, цель которого, не допускать превалирования, особенно с нарушениями требований закона, какой-либо ветви власти, способствовать их действительному равенству и независимости.
Согласно законодательству (ч.5 ст.21 ФЗ об ОРД) исполняться могут только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД. Следовательно, по правильному утверждению профессора А. Ю. Шумилова, неисполнение всех иных, хотя и законных требований прокурора, но не связанных с предметом надзора за ОРД и в данной связи возложенными обязанностями и представленными прокурору правами для исполнителей ответственности не влечет.[20] Отметим, что прокурор не вправе лично проводить какие-либо оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке. Он также не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-тактический характер (последовательность проведения ОРМ, применение тех или иных оперативно-технических средств, СХВ, определять круг участников и т. п.).