Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 687
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации обучения персонала на предприятиях ресторанного бизнеса
1.1 Роль и место обучения работников организации в системе управления персоналом
1.2 Виды, формы и методы обучения персонала
Глава 2. Анализ и оценка организации обучения персонала в ресторане
2.1 Краткая история развития компании и ее общая характеристика
2.2 Общая характеристика системы обучения персонала
2.3 Оценка эффективности действующей системы обучения персонала в компании
С целью мотивации сотрудника к процессу непрерывного образования, руководством организации должно предоставляться дополнительное время, с учетом возможности по обучению, должно оцениваться повышение им профессионального мастерства, исходя из результата аттестации, с учетом обеспечения перспективы в должностном и профессиональном росте.
При нынешних условиях процесс по обучению сотрудников той или иной организации постоянно совершенствуется и не ограничивается только одной формой или методом.
1.2 Виды, формы и методы обучения персонала
Быстрое изменение внешних и внутренних условий функционирования предприятий, образование новых организаций, выпуск новых товаров, оказание новых услуг – всё это приводит к постоянному росту конкуренции, а вместе с ней – и к борьбе за потребителя. Безусловно, одним из конкурентных преимуществ в этой борьбе может стать грамотно обученный персонал.
Обучение персонала организации позволяет рациональнее решать возникающие проблемы, повышает лояльность сотрудников, снижает текучесть кадров, и помогает организации сохранять конкурентное преимущество. Профессиональное обучение персонала актуально во всех сферах профессиональной деятельности[5]. Профессиональное обучение и развитие персонала напрямую влияет на развитие компании, поскольку сотрудники, обладающие необходим уровнем знаний и опыта и при рациональном использовании ресурсов организации, повышают качество труда и его производительность.
Опыт большинства стран доказывает, что именно знания и высокий уровень компетентности персонала заложены в основу развития компании, а обучение персонала – это инвестиции в саму организацию, которые помогают ей подняться на качественно новый уровень[6].
Обучение персонала является одним из главных элементов системы организационного развития. По мнению В.М. Масловой, обучение персонала заключается в сознательно проводимой деятельности, которая направлена на улучшение имеющихся способностей сотрудника, которые требуются от него для выполнения работы в настоящее время и для его потенциального развития в будущем[7].
Сам процесс обучения заключается в необходимом приобретении и усвоении новых знаний, умений и навыков, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности[8].
Из определения следует, что процесс обучения направлен на решение трёх главных задач: образовательной, развивающей и воспитательной.
Образовательная задача предполагает организацию познавательной деятельности обучающегося сотрудника, усвоение им необходимых знаний, формирование умений и навыков. Исходя из данной задачи, определяется, чему именно будет обучен персонал. Нужно отметить, что образовательная задача состоит из двух основных процессов: самообразовательного и учебно- воспитательного. Данные процессы тесно взаимосвязаны друг с другом, и они не могут эффективно протекать поодиночке. Исключение хотя бы одного из них может существенно снизить качество обучения.
Развивающая задача предполагает направить учебный процесс на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Данная задача состоит в становлении и развитии психических процессов, свойств и качеств личности.
Воспитательная задача направлена на развитие у человека определенных личных нравственных качеств, черт характера, убеждений и других свойств личности. Данная задача может быть реализована для достижения различных целей организации, например, снижение конфликтности в коллективе, улучшение социально - психологического климата или увеличение лояльности персонала к компании.
Приоритетность той или иной задачи обучения зависеть от того, какие цели ставит перед собой организация. Цели обучения могут существенно различаться в зависимости от потребностей в обучении персонала, финансового положения предприятия, от содержания профессиональной деятельности сотрудников, их демографических или квалификационных характеристик. Также сами цели обучения могут меняться со временем, например, при изменении внешних и внутренних факторов развития организации, таких как рыночная ситуация, экономическое и политическое положение в стране, а так же изменение стратегии организации или других факторов.
Одной из ключевых проблем при управлении обучением кадрового состава, является правильность выбора целей. Поэтому целенаправленность при подготовке сотрудников, характеризуется ориентацией на реальные и актуальные потребности организации[9].
Основные цели, для достижения которых в организации проводится обучение:
- получение персоналом организации новых знаний, умений и навыков, которые являются необходимыми для выполнения того или иного вида работы;
- совершенствование качества выпускаемой продукции и услуг, которые производит организация, с целью повышения конкурентоспособности предприятия;
- подготовка работников к возможному замещению своих коллег в период их отпуска, болезни или увольнения;
- улучшение элементов коммуникационной системы в организации;
- адаптация к новым организационным изменениям и к изменяющимся условиям внешней среды;
- повышение качества трудовых ресурсов и их дальнейшее развитие;
- подготовка для будущего продвижения по служебной лестнице и формирование кадрового резерва;
- повышение уровня трудовой мотивации, применение новых средств и программ обучения, с целью профессионального роста и самореализации персонала;
- повышение уровня лояльности персонала к организации[10].
К основным принципам обучения персонала можно отнести: принцип объективности, доступности, достоверности, соответствия и надежности.
Согласно принципу объективности, профессиональное обучение должно проводиться независимо от чьего-то субъективного мнения. Принцип доступности характеризуется в предельной ясности критерий оценки не только для тех, кто обучает сотрудников, но и для самих учащихся. Принцип достоверности характеризует успешность применения знаний и навыков, полученных сотрудником в ходе обучения, на практике. Принцип надежности подразумевает проведение мероприятий, связанных с обучением персонала, не смотря на влияние некоторых ситуативных факторов (настроение, прошлые успехи и заслуги обучающегося). Помимо всего, также остаётся актуальной разработка системы обучения, которая бы смогла решить проблемы связанные с непрерывным обучением новых работников.
По мнению В.М. Масловой, при создании системы развития и обучения, организация должна соблюдать следующие принципы:
- Необходима интеграция профессионального обучения в рабочие процессы организации с помощью соблюдения технологий обучения, связанных с решением конкретных реальных рабочих задач, а также делегирование ответственности в ходе решения оперативных задач.
- Процесс обучения должен сопровождаться личностным развитием сотрудника.
- Развитие и обучение кадрового состава организации необходимо начинать с руководителей и топ – менеджмента и постепенно включать всех остальных сотрудников[11].
Виды обучения принято разделять по какому-либо основанию учебных процессов. Специалисты различают три вида обучения:
Таблица 1
Виды обучения кадров и их характеристика
Вид обучения |
Характеристика |
1. Подготовка кадров |
Приобретение специальных знаний, умений и навыков, которые были получены в ходе планомерного и организованного обучения, для выполнения конкретных производственных задач |
1.1. Профессиональная начальная подготовка |
Приобретение специальных знаний, умений и навыков для дальнейшей подготовки кадров |
1.2. Профессиональная специализированная подготовка |
Характеризуется углублением знаний в определенной области, с целью получения профессиональной квалификации |
2. Повышение квалификации |
Обучение с целью совершенствования знаний, умений и навыков в связи с изменением или увеличением требований к характеру и результатам деятельности. |
2.1. Совершенствование профессиональных способностей и знаний |
Актуализация и углубление имеющихся у сотрудника знаний и способностей, в соответствии с современными требованиями |
2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе |
Подготовка сотрудника к выполнению более высоких и сложных задач |
3. Переподготовка кадров |
Усвоение сотрудником новых знаний, умений и навыков, с целью освоения им новой профессиональной деятельности |
Виды обучения следует рассматривать только в комплексном подходе, поскольку целенаправленное обучение и развитие сотрудников подразумевает взаимосвязь и координацию между всеми видами обучения[12].
На практике выделяют два подхода к процессу формирования профессиональных кадров: поиск уже готовых специалистов и создание условий для развития и роста сотрудников внутри компании[13].
Существуют два наиболее формы проведению обучения:
С отрывом от работы.
Данный подход включает в себя разнообразные виды обучения за пределами организации. Предприятие выбирает специализированное учебное заведение: это может быть ВУЗ, техникум, курсы, - заключает договор на обучение своего работника и согласовывает е учебным заведением программу обучения. Данный вид обучения позволяет отделить обучающихся на какое-то время от повседневной трудовой деятельности. Процесс обучения в данном случае лучше спланирован, дидактически глубже проработан.
На рабочем месте.
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с повседневной работой. Оно является менее затратным п более оперативным, облегчает вхождение в учебный процесс работников, непривыкших к обучению в аудиториях, способствует более тщательному усвоению материала. Данная форма обучения обеспечивает быструю окупаемость вложенных средств в связи е возможностью непосредственного внедрения приобретенных знаний п умений в трудовой процесс. Однако с другой стороны, цель и порядок обучения в этом случае могут теряться за текущей работой и установленными жесткими временными рамками. Обучение в стенах организации также может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников.
По месту проведения обучение персонала осуществляется вне рабочего и на рабочем месте (характеризуется как внешнее и внутрифирменное обучение). Внешнее обучение – происходит с отрывом сотрудника от рабочего места, обучение проводится с выездом в специализированные внешние структуры, которые занимаются обучением персонала.
Внутрифирменное обучение – это непрерывный процесс подготовки сотрудников внутри организации, направленный на развитие не только профессиональных, но и личностных качеств персонала компании, согласно её стратегическим задачам и целям.
Глава 2. Анализ и оценка организации обучения персонала в ресторане
2.1 Краткая история развития компании и ее общая характеристика
Предприятия общественного питания, как правило, являются коммерческими организациями, преследующими максимизацию прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Предприятия общественного питания ведут бухгалтерский и налоговый учет, формируют бухгалтерскую отчетность, которая и выступает основным источником информации экономического анализа деятельности. Данны положения относятся к ООО "Шоко Холдинг"
Проведем организационно-экономический анализ предприятия общественного питания на примере деятельности сети ресторанов ООО «Шоко Холдинг».
Рассмотрим организационную структуру ресторана ООО «Шоко Холдинг», расположенного в Санкт Петербург на пр. Славы, 33.
Организационная структура ресторана представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура управления
Среднесписочная численность работников ресторана ООО «Шоко Холдинг» в 2017 году составляет 36 человек.
Штатное расписание представлено в таблице 2.
Таблица 2
Штатное расписание ресторана ООО «Шоко Холдинг»
№ п/п |
Наименование должностей |
Численность |
Оклад (ставка) |
Сулема окладов |
1 |
Генеральный директор |
1 |
70000 |
70000 |
2 |
Заместитель ген.директора |
1 |
50000 |
50000 |
3 |
Метрдотель |
2 |
зоооо |
60000 |
4 |
Шеф-повар |
1 |
50000 |
50000 |
5 |
Товаровед |
1 |
зоооо |
зоооо |
6 |
Су-шеф |
4 |
зоооо |
120000 |
7 |
Повара, кондитеры |
2 |
20000 |
40000 |
8 |
Кухонный работник |
2 |
19000 |
38000 |
9 |
Ст. официант |
6 |
25000 |
150000 |
10 |
Официант |
8 |
15000 |
120000 |
11 |
Бармен |
4 |
10000 |
40000 |
14 |
Мойщица |
2 |
10000 |
20000 |
15 |
Уборщица |
2 |
10000 |
20000 |
Всего: |
36 |
808000 |