Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Проблема изучения готовности детей при поступлении в школу
1.2 Особенности познавательных процессов 7 летнего ребенка: восприятие, память, мышление
1.3. Характеристика обучаемости как общей способности к обучению
Глава 2 Изучение готовности к обучению детей в 6-7 лет
2.1. Цели, задачи, методы исследования
Анализ результатов исследования подтверждает гипотезу о том, что с помощью психодиагностических методик, направленных на выявление степени развития произвольных форм когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста, возможно выявить индивидуальные показатели сформированности познавательной готовности к школьному обучению. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Но данная проблема требует продолжения исследования в рамках других исследований, в частности в плане анализа различных диагностических программ и методов психокоррекционной и развивающей работы. Мы можем рекомендовать: использовать описанный в работе и апробированный комплекс диагностических методик для выявления уровня познавательной готовности к школьному обучению;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития познавательной сферы у старших дошкольников в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
- проводить психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам развития когнитивных функций детей и формирования познавательной готовности к обучению в школе;
- проводить специальные развивающие занятия с дошкольниками с целью совершенствования познавательной готовности к школе.
Список литературы
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. - с. 535.
- Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Академия, 1968. – с.217.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.- с.114.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе». – М..: Академический Проект, 2005. – с.23.
- Гуткина Н.И.Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nansysan.narod.ru/index583.html
- Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1980. – с. 167.
- Каменская В.Г. «Детская психология с элементами психофизиологии. М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- с.223.
- Косякова О.О. Детская психодиагностика. Тверь: ТвГУ, 2010. – с. 68.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Академия, 1991. – с.152.
- Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б..Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.. с.234.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении» М.: Сфера, 1988. – с. 211.
- Шванцера И.И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.- с.302.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989. – с.225.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: Иматон, 2005. – 204 с.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА А. КЕРНА
Рис. 1. Образцы для выполнения задания № 1
Рис. 2. Образцы для выполнения задания № 2
Рис. 3. Образцы для выполнения задания № 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Я. ЙЕРАСЕКА
1. Какое животное больше – лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = -5.
2. Утром мы завтракаем, а в полдень...? Обедаем. Мы едим суп, кнедлики и мясо = 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3.
3. Днем светло, а ночью...? Темно = 0., Неправильный ответ = -4.
4. Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = -1.
6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = - 1.
7. Что это такое: Москва, Суздаль, Новосибирск? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = -1.
8. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ..., маленькая овечка - это...? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = -1.
10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.
11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 3. Неправильный ответ = 0.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе? У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправильный ответ = 0.
15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание ... это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.
16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.
18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.
19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый - или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 0. Неправильный ответ = 0.
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЯ ДЛЯ МЕТОДИКИ «ДИКТАНТ»
-
Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. - с. 535. ↑
-
Шванцера И.И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.- с.302. ↑
-
Каменская В.Г. «Детская психология с элементами психофизиологии. М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- с.223. ↑
-
Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Академия, 1968. – с.217. ↑
-
Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1980. – с. 167. ↑
-
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении» М.: Сфера, 1988. – с. 211. ↑
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989. – с.225. ↑
-
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Академия, 1991. – с.152. ↑
-
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе». – М..: Академический Проект, 2005. – с.23. ↑
-
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.- с.114. ↑
-
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б..Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.. с.234. ↑
-
Косякова О.О. Детская психодиагностика. Тверь: ТвГУ, 2010. – с. 68. ↑
-
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: Иматон, 2005. – 204 с. ↑
-
Гуткина Н.И.Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nansysan.narod.ru/index583.html ↑