Файл: Понятие и сущность прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 1526

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках данной курсовой работы исследуется вопрос формирования и использования прибыли предприятия. Актуальной данной темы определена тем, что прибыль один из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия, его основная цель, источник финансирования деятельности, а управление формированием прибыли позволяет получить максимальную прибыль при минимальных затратах, что способствует росту эффективности деятельности, конкурентоспособности предприятия.

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления прибылью организации ООО «Ален». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить роль прибыли как источника финансирования деятельности предприятия;
  • рассмотреть виды прибыли и способы ее определения;
  • исследовать основные факторы, оказывающие влияние на формирование прибыли;
  • исследовать общую характеристику деятельности предприятия ООО «Ален»;
  • провести анализ уровня и динамики прибыли за 2016-2018 года;
  • выполнить анализ распределения и использования прибыли;
  • сформулировать основные выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности.

Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает салон маникюра и педикюра ООО «Ален». Предметом исследования является прибыль предприятия.

В данной работе анализ проводился за три года с 2016 года по 2018 год. Для проведения исследования использовались методы: группировки, анализа относительных показателей и другие методы экономического анализа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ КАК ИСТОЧНИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие и сущность прибыли

Характерной чертой рыночной экономики является то, что в условиях жесткой конкуренции выживают и успешно развиваются только те предприятия, которые осуществляют анализ и прогнозирование своей деятельности. Для успешного функционирования в условиях рынка каждое предприятие должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличение прибыльности деятельности, улучшения качества и культуры обслуживания.


В современных рыночных условиях основой рыночного механизма являются экономические показатели, позволяющие планировать и объективно оценивать производственно-хозяйственную деятельность предприятия, соизмерять затраты и результаты на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль. Это связано с тем, что целевой функцией хозяйствующего субъекта в условиях рынка является максимизация прибыли. В прибыли концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, прибыль является основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие предприятия на принципах самофинансирования. Прибыль выступает как целевой ориентир, источник формирования различных фондов. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями [1].

Таким образом, прибыль – одна из основных категорий современной экономической науки. В реальной действительности прибыль – это главная цель и один из основных показателей эффективности деятельности любого предприятия, важнейший критерий для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, характеризующий его деловую активность и финансовое благополучие.

Понятие «прибыль» имеет разные значения с точки зрения организации, потребителя и государства. Но во всех случаях, оно означает получение выго­ды, дохода. Прибыль обеспечивает конкурентоспособность предприятия. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. За счет накопленной прибыли предприятие может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, то есть восстановить платежеспособность, создать резервные фонды.

Усиление роли прибыли также обуславливается существующей системой ее распределения. В соответствии с системой распределения повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятия. Эта часть прибыли используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.


Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения. На сегодняшний день, прибыль распределяется на три фонда:

  • Фонд накопления;
  • Фонд потребления;
  • Фонд социальной сферы.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

  • Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).
  • Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).
  • Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция) (см. рис. 1.1).

Функции прибыли

Оценочная

Стимулирующая

Фискальная

Рис. 1.1. Функции прибыли

1.2. Методы формирования прибыли

В теории различают несколько основных видов прибыли: прибыль от реализации, прибыль до налогообложения и чистая прибыль, также выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Прибыль от реализации — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении [2].

Различают также полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой). Валовая прибыль - разница между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство.

Прибыль до налогообложения – сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности.

Чистая прибыль – прибыль, остающаяся после уплаты из прибыли до налогообложения налогов и отчислений.

Бухгалтерская прибыль - прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды. То есть бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между ценой (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками.


Экономическая прибыль - разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской федерации прибылью признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации[3].

В зависимости от условий формирования прибыли различают и другие виды прибыли (см. рис. 1.2).

Виды прибыли

Объем издержек обращения

Значение итогового результата

Вид деятельности

Регулярность формирования

Экономическая прибыль

Бухгалтерская прибыль

Максимально возможная прибыль

Нормативная

Минимально допустимая

Недополученная

Убыток

прибыль от основной деятельности

прибыль от финансовой деятельности

Прибыль от инвестиционной деятельности

Нормированная

Чрезмерная

Сезонная

Рис. 1.2. Основные виды прибыли в зависимости от условий ее формирования[4]

Наиболее распространенной системой определения прибыли является система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью, представленная на рисунке 1.3.

Валовая прибыль

коммерческие и управленческие расходы

Прибыль от продаж

прочие доходы и расходы

Прибыль до налогообложения

Чистая прибыль

Налог на прибыль и обязательные платежи

«-»

«-/+»

«-»

Рис. 1.3. Система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью

Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.


На изменение прибыли влияют две группы факторов:

  • внешние;
  • внутренние.

Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и не основные. Важнейшими в группе основных являются: объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К не основным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия[5].

Факторы, влияющие на изменение прибыли

внутренние

внешние

основные

неосновные

Объем продаж

Себестоимость продукции

Структура продукции и затрат

Величина амортизационных отчислений

Цена продукции

Ценовые нарушения

Нарушение условий труда

Снижение качества

Организационные нарушения, ведущие к штрафам и санкциям

Прочие нарушения, связанные с хозяйственной дисциплиной

Социально-экономические условия

Цены на производственные ресурсы

Уровень развития внешнеэкономических связей

Транспортные условия

Природные условия

Прочие

Рис. 1.4. Факторы, влияющие на изменение прибыли

Рассмотрим более подробно внутренние основные факторы.

Объем продаж - количество проданного за определенный период товара в денежном или физическом измерении. Таким образом, от того, сколько было продано продукции, зависит выручка от реализации, а от того на каком уровне установлена цена продукции зависит каков будет объем выручки. К тому же, от того какая цена (ниже рыночной, выше, или же среднерыночная) зависит количество покупателей, что также определят объем выручки. Так как прибыль в общем смысле это разница между выручкой и затратами, то состав и структура затрат оказывают сильное влияние на величину прибыли. Данные о составе и структуре затрат позволяют осуществить их анализ, что дает возможность для выявления резервов снижения себестоимости и роста прибыли предприятия.