Файл: Построение организационных структур 9Понятие, сущность и функции организационных структур управления предприятием).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
Сущность комбинаций линейных и функциональных связей в организации состоит в том, что по административным вопросам, то есть по линии общего руководства, каждый работник подчиняется одному руководителю (например, бригадир — управляющему, управляющий — директору). Функциональные звенья должны заниматься вопросами, отнесенными к их компетенции (техническими, технологическими). В то же время право окончательного решения сохраняется за высшим менеджментом. Такая структура характерна для большинства средних и достаточно крупных предприятий России.
Дивизиональная структура управления используется в организациях, имеющих широкую номенклатуру изделий или распределенных географически. Ярким примером являются торговые сети (Икея, Мария-ра). Филиалам делегируется право на свободу принятия оперативных решений и соответственно они наделяются ответственностью за конечные результаты работы[23].
Преимуществами дивизиональной структуры управления являются: автономность подразделений, что благоприятно сказывается на скорости принятия решений и оперативности; сохранение управляемости всей организации при передаче большинства функций управления на уровень отделений; разграничение ответственности дивизионов, что облегчает проведение оценок по результатам, но они также не лишены и недостатков.
К недостаткам дивизиональной структуры управления относятся: рост численности управленческого персонала и расходов на его содержание; усиление социальной напряженности внутри организации как результат конкурентной борьбы за улучшение финансирования сверху.
Адаптивные структуры управления позволяют оперативно реагировать на происходящие изменения внешней среды организации и быстро внедрять новую технологию. Наибольшее распространение среди адаптивных структуры в России начинают получать проектные и матричные структуры.
Достоинствами адаптивных структур управления являются: эффективное использование кадрового потенциала; возможность быстрой адаптации к изменениям факторов внешней среды организации; возможность реализации программно-целевого и проблемно-ориентированного управления.
К их недостаткам относятся: сложность системы вертикальных и горизонтальных полномочий; непостоянство составов первичных производственных подразделений; фрагментарность выполнения производственных заданий за счет смены проектов[24].
Выводы.
Организационная структура управления – это совокупность структуры подразделений и взаимосвязей между ними в процессе управления, включая права и ответственность отдельных работников за выполнение конкретных видов деятельности.
Эволюция организационных структур показывает универсальной структуры нет, для каждой можно найти и достоинства, и недостатки и процесс поиска продолжается. Следует отметить, что существует и другая точка зрения, состоящая из концепций «размороженной системы» или организации без структуры управления. Последователи этой концепции считают, что время «организованных организаций» пришло и что современная экономика вступает в такой этап, когда особую важность приобретает самоорганизация. Не отрицая важности самоорганизации, поиск эффективных организационных структур управления остается актуальной. Вместе с тем сама по себе организационная структура не обеспечивает автоматически эффективности процесса управления. Теоретически самая лучшая организационная структура может оказаться неудачной, если не будет поддержана умелыми руководителями, специалистами и исполнителями, и, наоборот, хорошее управление может привести к нужным результатам даже в условиях неэффективной организационной структуры.
Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Santal-Мебель»
2.1. Краткая характеристика ООО «Santal-Мебель»
ООО «Santal-Мебель» - коммерческое предприятие, производящее корпусную мебель: стенки, прихожие, кровати, шкафы-купе, кухни, встраиваемую мебель, комоды, столы. При производстве мебели в Тольятти компания использует только качественные материалы зарубежного и отечественного производства: для шкафов-купе - ARISTO, АЛЬЯНС; для кухонных гарнитуров - фасады: МДФ SIDAK, МДФ ВХЦ, МДФ рамочные, пластиковые ARPA; для всей мебели фурнитура известных производителей: HETTICH, BLUM, ASTIL, FORESTA, EDSON, ВАЛМАКС. Все элементы подбираются под определенный проект с участием дизайнера и заказчика.
Юридический адрес предприятия: Россия, Самарская область, Тольятти,445000, ул. 70 лет Октября, д. 3.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Santal-Мебель» представлены в таблице 1. Из данных таблицы 1 видно, что выручка от продажи продукции увеличивалась в течение всего исследуемого периода: в 2016 г. она составила 55 420 тыс.руб., что на 77,79 % больше, чем в 2014 г. и на 30,06 % больше показателя 2015 г. Себестоимость проданной продукции росла меньшими темпами: в 2016 г. она превысила показатель 2014 г. на 72,14 %, а показатель 2015 г. – на 26,91 %. Опережение темпов роста выручки от продаж темпов роста себестоимости обусловило существенный прирост прибыли от продаж, которая в 2016 г. составила 5 420 тыс.руб., что на 155,06 % больше показателя 2014 г. и на 68,80 % - показателя 2015 г.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Santal-Мебель» за 2014-2016 гг.[25]
Показатели |
Единицы измерения |
2014 |
2015 |
2016 |
Темпы роста, % |
||
2016/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||||
Выручка от продажи продукции |
Тыс. руб. |
31171 |
42610 |
55420 |
177,79 |
130,06 |
|
Среднесписочная численность работающих |
чел. |
32 |
41 |
46 |
143,75 |
112,20 |
|
в том числе служащих |
8 |
9 |
10 |
125,00 |
111,11 |
||
в том числе продавцов и рабочих |
24 |
32 |
36 |
150,00 |
112,50 |
||
Выработка на одного работника |
Тыс. руб. |
974,09 |
1039,27 |
1204,78 |
123,68 |
115,93 |
|
Полная себестоимость проданной продукции |
Тыс. руб. |
29046 |
39399 |
50000 |
172,14 |
126,91 |
|
Прибыль от продаж |
тыс. руб. |
2125 |
3211 |
5420 |
255,06 |
168,80 |
|
Рентабельность продаж |
% |
6,82 |
7,54 |
9,78 |
- |
- |
Спрос на продукцию предприятия обусловил дополнительный набор персонала: в 2015 г. на предприятие было дополнительно принято 9 работников, а в 2016 г. еще 5. Всего на 01.01.2015 г. в ООО «Santal-Мебель» работает 46 чел. Об эффективности использования персонала предприятия свидетельствует рост производительности труда: выработка одного работника в 2016 г. превысила показатель 2014 г. на 23,68 %, а показатель 2015 г. – на 15,93 %. Рентабельность продаж в 2016 г. составила 9,78 %, что на 2,96 пункта выше, чем в 2014 г. и на 2,24 пункта выше показателя 2015 г.
Структура произведенной в 2016 г. продукции представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура продукции в 2015 г.
Наименование |
Удельный вес реализованной продукции, % |
|
Стенки |
48 |
|
Кухни |
9 |
|
Уголок школьника в ассортименте |
3 |
|
Единичные изделия |
||
шкаф-купе |
11 |
|
тумбы |
15 |
|
Комод |
4 |
|
Столы |
10 |
|
Всего |
100 |
Из данных таблицы 2 видно, что большая часть продаж приходится на стенки.
2.2. Оценка организационной структуры предприятия
Организационная структура предприятия построена по линейно-функциональному принципу; она обеспечивает разделение управленческого труда по функциям управления предприятием. В то же время данная структура управления характеризуется как негибкая, приспособленная для решения внутренних задач, а не внешних.
Директор руководит всеми видами деятельности предприятия, организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, работу цехов и других структурных подразделений. На директора предприятия возложена также обязанность комплектации кадров, создания безопасных и благоприятных условий их труда.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроль.
Непосредственное руководство производственным процессом осуществляется начальниками цехов, которые обеспечивают выполнение плановых заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и оборотных фондов.
Директор
Коммерческий директор
Заместитель директора по производству
Главный бухгалтер
Начальники цехов
Бухгалтерия
Заведующий магазином
Рабочие
Заведующий складом
Начальник транспортного цеха
Рисунок 1 - Система управления ООО «Santal-Мебель»[26]
В результате анализа организационной структуры, представленной в соответствии с рисунком 1, можно сделать следующие выводы: каждый из элементов организационной структуры сформирован по функциональным признакам, а существующие должности в соответствии со служебными обязанностями[27].
В результате анализа текущей системы управления компанией, ее можно охарактеризовать в следующем ключе:
- система управления предприятием актуальная;
- предприятие характеризуется развитой стратегией, описаны основные бизнес-процессы, разработана организационная структура, разработан пакет регламентирующей документации. Следует отметить, что описание некоторых бизнес-процессов имеет индивидуальный характер;
- уровень риска высокий, за счет неоперативного принятия решений и риска принять неправильное решение;
- масштабируемость возможна;
- система менеджмент качества (СМК) представляется процессной моделью;
- в компании приемлемая зависимость от персонала;
- конкурентоспособность компании высокая;
- предприятие можно охарактеризовать, как близкое к сбалансировано развивающимся, но имеется и ряд отличий.
Следует отметить выявленные положительные черты организационной структуры данной компании:
- акцент компании направлен не на деятельность как таковую, а на результат;
- ценятся партнерские отношения с основными поставщиками;
Следует отметить выявленные отрицательные черты в организации управления данной компании:
1. Отчетность генеральному директору предоставляется по итогам или по ранее определенным контрольным точкам, в зависимости от сложности проекта. Но при этом отсутствует самостоятельность принятия решений у их подчиненных. Это ведет к неспособности персонала принимать оперативные решения без согласования с заместителями генерального директора.
2. Разобщенность отделов технического и материального снабжения замедляет выполнение пересекающихся функций и, как следствие, всех выполняемых работ связанные со снабжением.
3. Связь с основными поставщиками осуществляется незначительно через сети интернет, а в основном при личной встрече. При этом тратится большое количество времени на совершение покупок необходимой продукции.