Файл: Сущность и принципы построения журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этому способствует и другой отличительный признак строения журнала-ордера. По тем из них, где наряду с записями по кредиту отдельных счетов ведется и аналитический учёт, предусмотрены два раздела: один — для регистрации хозяйственных операций по кредиту счетов, а другой — для отражения показателей непосредственно аналитического учёта.

Дебетовые обороты счета, который кредитуется, отражаются в тех журналах-ордерах, где будут записаны данные, корреспондирующие с дебетом этого счета.

Во вспомогательных ведомостях записи осуществляются по дебетовому признаку одного счета в корреспонденции с кредитом другого счета. Тем самым раскрывается причинно-следственная связь конкретной хозяйственной операции. Поэтому записи как в журнале-ордере, так и в ведомости производятся по шахматному принципу, т. е. в один рабочий прием сумма операции записывается по дебету и кредиту корреспондирующих счетов.

Чаще всего применение таких ведомостей связано с трудностью получения необходимых аналитических показателей непосредственно в журналах-ордерах. В связи с этим группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в таких ведомостях, откуда полученные итоги переносятся в соответствующие журналы-ордера. Например, подробная информация о хозяйственных операциях, связанных с приобретением и использованием производственных запасов в денежном выражении по местам хранения за отчетный период, накапливается в Ведомости учёта материальных ценностей, товаров и тары ф. № 46-АПК. Полученные в ней итоги затем переносятся в соответствующие журналы-ордера (№ 10-АПК).

Исключением является регистрация записей по счетам денежных средств — 50 «Касса», 51 «Расчетный счета» и 52 «Валютные счета», по которым одновременно с журналами-ордерами по кредиту этих счетов составляются ведомости по их дебету. Такая методология обусловлена целесообразностью отражения в одном месте кассовых и банковских операций — достаточно специфичных по своему содержанию, поскольку относятся к наиболее ликвидным оборотным активам предприятия, и потому требующих надлежащего контроля за их движением.

В целях исключения дублирования записи в журналах-ордерах, в которых формируются кредитовые обороты в корреспонденции с дебетом счетов денежных средств, производятся, как правило, по данным соответствующих ведомостей итогами за отчетный период.

В журналах-ордерах заранее указывается корреспонденция счетов, а в некоторых из них и номенклатура статей аналитического учёта.


Указанная выше особенность по ведению учёта денежных средств тем не менее не отрицает общую методологию, характерную для журнально-ордерной формы счетоводства, а именно: хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций ведется одновременно, как единый рабочий процесс. Тем самым отпадает необходимость в ведении Журнала хронологической регистрации хозяйственных оборотов. В то же время указание в журналах-ордерах типовой корреспонденции по кредиту счетов, а в ряде случаев и необходимого перечня показателей, требуемых для целей отчетности и анализа, позволяет обеспечить правильную группировку данных первичных документов.

Журнально-ордерная форма характеризуется еще наличием такого учётного регистра как листок-расшифровка (разработочная таблица). Его назначение — расшифровывать по счетам и статьям аналитического учёта суммы, относимые в дебет или кредит соответствующих счетов. Записи в листок-расшифровку осуществляются по дебетовому признаку на основании однородных документов итогами за день или несколько дней. На каждый дебетуемый счет открывается отдельный листок-расшифровка на месяц. Итоги его в конце месяца отражаются в соответствующих ведомостях или журналах-ордерах.

В одном журнале-ордере, как правило, объединяются несколько экономически взаимосвязанных синтетических счетов. Например, журнал-ордер № 2-АПК ведется по кредиту четырех счетов: 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

Строение отдельных журналов-ордеров по ряду счетов обеспечивает совмещение синтетического и аналитического учёта при помощи линейной записи, что способствует составлению отчетности в более сжатые сроки.

Записи в учётных регистрах производятся по мере принятия к учёту документов либо итогами за месяц. Каждый регистр в конце месяца должен быть подписан исполнителем, на которого возложено его ведение, и главным бухгалтером.

Итоги учётных регистров по окончании месяца записывают в Главную книгу, о чем в них делается соответствующая отметка.

Таким образом, журнально-ордерной учёта применяются регистры: журналы-, ведомости, книги. регистром является -ордер, который по дебету счетов. Журнал- совмещает в как аналитический, и синтетический . [3]

Глава 2. ПОРЯДОК ЗАПИСЕЙ В ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ


2.1. Первичные документы – для записей учётные регистры

учёт осуществляется с момента предприятия до ликвидации. Согласно полноты, все хозяйственной жизни сплошное и отражение на бухгалтерского учёта основе первичных , подтверждающих их и достоверность.

учётные документы средством обоснования записей. Они используются для и управления ̆ деятельностью, с помощью осуществляется распоряжений от к исполнителям.

основании бухгалтерских контролируется правильность фактов хозяйственной , ведется текущий хозяйственной деятельности, причины тех иных хозяйственных , т. е. выполняет контрольно- функции.

Документы в себе экономическую, так юридическую информацию. экономической информации становятся в того, что документов осуществляются наблюдение и регистрация фактов ̆ жизни с группировкой и их цифровых путем учётных в соответствующих регистрах.

Носителями ̆ информации документы потому, что материальные объекты содержат сведения, для получения представления о ФХЖ и его доказательной .

Первичный учётный — это оформленное установленном порядке свидетельство о факте хозяйственной , придающее ему силу.

Поскольку придают юридическую ФХЖ, отражаемым бухгалтерском учёте, ним предъявляются требования: точность полнота отражения хозяйственной жизни, составления и содержания, соблюдение форм и документов. Порядок хозяйственных операций бухгалтерском учёте хранения первичных определен Законом «О бухгалтерском и отчетности».

состоят из элементов, которые реквизитами. Реквизиты на постоянные переменные. К относятся реквизиты, в рамках никогда или время не . Это наименование адрес предприятия, расчетного счета, склада или , табельные номера и т. . Совокупность реквизитов предопределяет его .

Первичные учётные принимаются к , если они по типовым , утвержденным Министерством Россия (для банка Российской , банков — Национальным Россия), по , утвержденным Московскими государственного управления, Совету Министров , осуществляющими методологическое бухгалтерским учётом отчетностью организаций отраслей экономики. отсутствии утвержденных форм или содержащейся в информации организация к учёту разработанные и первичные учётные . Первичные документы содержать следующие реквизиты:


наименование (формы), код ; дату составления;

организации, от которой составлен ;

содержание факта ̆ жизни;

количественную стоимостную оценку хозяйственной жизни;

должностных лиц, за совершение хозяйственной жизни правильность его ;

личные подписи лиц и расшифровки.

В от характера операций и обработки данных первичные учётные могут включаться реквизиты.

Наименование (например, акт, на материалы, кассовый ордер др.) указывает характер отражаемого нем ФХЖ придает ему силу.

Дата документа несет себе контрольное информационное значение, как однородные хозяйственной жизни () повторяются. Их разграничить во для предотвращения использования документа.

и количественная факта хозяйственной отражаются путем данных, выраженных признаках и , отличающих данный и полученных наблюдения.

Выполнение , правильность и сведений о , зарегистрированных в , должны подтверждаться лиц, ответственных данный факт. лиц, имеющих подписи, утверждает по согласованию главным бухгалтером. первичном учётном могут содержаться дополнительные реквизиты зависимости от хозяйственного факта.

в первичных разрешается производить , химическим карандашом, ручками, а при помощи машин и ЭВМ. Запрещается для записи ̆ карандаш. Оформительные ведутся [4]четко, помарок, с заполнением всех реквизитов, свободные прочеркиваются.

В учётных документах записей и исправления не . Неправильные записи первичных учётных исправляются путем зачеркивания и правильных. Внесение в кассовые банковские документы допускается.

Первичные составляются в совершения ФХЖ, если это представляется возможным — по окончании ̆ операции. За содержащихся в данных и его составления несут лица, документ.

Первичные документы могут на бумажных машинных носителях . Если первичные документы составляются машинных носителях , организация обязана за свой копии таких на бумажных для других хозяйственных операций, также по государственных органов, контроль в с законодательством , суда и .

Программы кодирования, и машинной данных первичных документов на носителях информации храниться в в течение , установленного для первичных учётных на бумажных , и обладать ̆ защиты.

Первичные документы могут изъяты органами, в порядке, законодательством Россия, соответствующие полномочия.

бухгалтер или должностное лицо вправе в представителя органа, изъятие первичных документов, снять этих документов , а также документа, являющегося для изъятия . Изъятие документов актом с даты изъятия.


образом, первичный документ — это в установленном письменное свидетельство совершенном факте ̆ жизни, придающее юридическую силу. они служат обоснования учётных . Первичные учётные принимаются к , если они в соответствии требованиями закона.

2.2. записей в регистры

Данные документов после ̆ обработки записываются учётные регистры, которым понимают средства учёта, для регистрации группировки учётной . В них и систематизируют счетам синтетического аналитического учёта данные, характеризующие хозяйственных средств их источников. в учётных используют при отчетности, которая собственникам предприятия другим пользователям , осуществляющим контроль их деятельностью соответствии с Россия.

Содержание графление учётных зависят от хозяйственных операций действующего порядка их в . Учетные регистры -ордерной формы учёта различаются внешней форме, и объему.

внешней форме регистры подразделяются книги, карточки, листы.

Книги − скрепленные между ̆ листы бумаги, в переплет. в книгах нумеруют. В быстрого нахождения страниц в книги помещают .

Карточки представляют ̆ разрозненные бланки ̆ регистрации одинакового , отпечатанные типографическим на плотной или тонком . Их используют аналитического учёта.

открытии карточки в специальном . В начале в нем карточки, имеющие остатки по , а затем хронологическом порядке все вновь карточки. Карточки, правило, открывают одном экземпляре хранят в предприятия в ящиках-картотеках.

листы представляют ̆ разновидность карточек отличаются от тем, что большой формат хранятся не картотеках, а папках.

По учётные регистры на хронологические, и комбинированные.

являются регистры, которых хозяйственные записываются в порядке. К регистрам относится, , реестр документов реализации сельскохозяйственной , применяемый на предприятиях для товарно-транспортных или других документов на продукцию.

Систематическими регистры, в однородные группы операций записываются разрезе счетов учёта. Примером регистра может журнал-ордер № 10-.

Комбинированными являются , сочетающие [5]хронологическую систематическую запись. таким регистрам , например, журнал-, Главная книга др.

По содержания учётные подразделяются на и аналитические.

регистры предназначены записи хозяйственных по синтетическим . По видам синтетические регистры быть хронологическими, , комбинированными. В годы все распространение получили регистры, построенные шахматной форме. их построения в том, дебетуемые счета в горизонтальных, кредитуемые – в колонках так, каждая клетка, пересечением горизонтальных вертикальных линий, для записи между определенными счетами. Это возможность сумму записывать по счетам технически раз, но запись одновременно дебетуемые и счета. Таким , принцип двой отражения операций данном случае нарушается. Такой принцип построения регистров и в основу журналов-ордеров.