Файл: Цели, задачи, информационная база анализа себестоимости продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Суть экономического развития предприятия составляет, в сущности, определение затрат на результат производства и их сопоставление. При нынешних жестких условиях, диктуемых экономикой рынка
сегодняшнего дня, главной целью деятельности предприятия должно быть
достижение максимальной прибыли. Остальные цели подчинены этой основной задаче, поскольку наличие прибыли служит основой и средством для
дальнейшего успешного роста прочих показателей. Совокупный экономический результат производства определяется, как разность дохода от продаж продукции (работа, услуги) и затраты на их производство и сбыт, нельзя недооценивать управление затратами на предприятии.

Одна из самых актуальных проблем в большинстве российских предприятий — ничем необоснованный и почти неконтролируемый рост затрат. Для успешного решения этих проблем предприятиям необходима четко
сформулированная программа по управлению затратами, важнейшим элементом которой является анализ себестоимости продукции (работ, услуг).

Цель работы: проведение анализа себестоимости продукции ООО «АльянсЭнерго» и разработка рекомендаций по ее снижению.

Объектом исследования является ООО «АльянсЭнерго».

Предметом — себестоимость продукции предприятия.

В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:

1) раскрыть теоретические основы себестоимости продукции предприятия; методики ее расчета и анализа;

2) проанализировать себестоимость продукции ООО «АльянсЭнерго»;

3) разработать рекомендации по снижению себестоимости продукции ООО «АльянсЭнерго».

Теоретической и методологической основой данной работы послужили научные труды и учебные пособия, публикации в периодических изданиях.

В работе использовались следующие методы: метод системного анализа и комплексного подхода, экономические методы исследования, метод наблюдения, социально-экономический анализ, логический анализ.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные бухгалтерской (финансовой) и внутренней отчетности, годовые отчеты, планы ООО «АльянсЭнерго» за 2014-2016 гг.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность себестоимости продукции и порядок ее формирования

Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги. Себестоимость представляет собой денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции[1].

Для определения себестоимости необходимо выяснить сущность понятий «затраты», «издержки» и «расходы».

По мнению Карповой Т. П. под затратами на производство следует понимать стоимостное выражение израсходованных или предполагаемых к расходу ресурсов, обусловленных особенностями технологии производства вырабатываемой и реализуемой продукции, выполняемых работ и услуг, включая обязательные исчисления за определенный или на определенный период времени. Затраты на производство и реализацию продукции предприятия могут быть представлены как в натуральной, так и в денежной форме для характеристики объема использованных ресурсов [2].

В ПБУ 10/99 «Расходы организации» под расходами понимается
«уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» [3]. Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.)[4].

Понятие «издержки» является наиболее обобщающим показателем. Издержки - денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг[5]. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации[6].


Для правильного учета и анализа затраты предприятия и их классификация (объединение в однородные категории) должна быть правильно определена. Именно эти показатели отражают рациональное использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов[7].

По экономическому содержанию в соответствии с ПБУ 10/99 они группируются по признаку их однородности:

1. Материальные затраты, то есть стоимость потребленных материальных ресурсов в процессе производства продукции, работ и услуг. К ним, в частности, относят стоимость сырья и материалов, полуфабрикатов и услуг
производственного характера сторонних предприятий, топлива и энергии.

2. Расходы на оплату труда работников, включая премии, выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

3. Отчисления на социальные нужды. К ним относят отчисления в государственные внебюджетные фонды социального, медицинского и пенсионного страхования

4. Амортизация основных средств, которая представляет собой сумму
амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов.

5. Прочие расходы. К ним относят налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, оплату услуг различных предприятий (связи, коммунальных служб, вычислительных центров), командировочные и представительские расходы, страхование имущества.

Особенность экономического содержания расходов по амортизации
основных средств в том что, они включаются в себестоимость продукции и в
издержки обращения. Однако, в отличие от других текущих расходов за счет выручки от реализации сумма амортизации, наряду с прибылью, является
собственным источником капитальных вложений хозяйствующего субъекта[8].

Согласно НК РФ выделяются четыре группы расходов, то есть отчисления на социальные нужды входят в состав расходов на оплату труда[9].

Группировка расходов по перечисленным элементам является единой и
обязательной для организаций всех отраслей экономики с учетом особенностей их хозяйственной деятельности вне зависимости от организационно-правовой формы. Так, к материальным расходам торгового предприятия относятся транспортировка, сортировка, упаковка и убыль товаров, расходы по таре, затраты энергетических ресурсов[10].

Классификация расходов по основным экономическим элементам позволяет выявить долю затрат живого и овеществленного труда, материалоемкость, трудоемкость и фондоемкость производственно-технологического процесса предприятия[11].


Расходы классифицируются также на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредственно связаны с выпуском конкретного изделия, продажей конкретного товара[12]. Косвенные расходы невозможно отнести на себестоимость единицы конкретного наименования продукции, товара. К ним, например, относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования предприятия или цеха, заработная плата управленческого персонала и другие статьи общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Косвенные расходы подлежат распределению на конкретные наименования продукции. Предприятия самостоятельно устанавливают критерии распределения косвенных расходов в зависимости от структуры выпускаемой продукции с их
раскрытием в учетной политике[13].

Для выявления взаимосвязи между расходами и объемами деятельности
предприятия выделяются пропорциональные (переменные) и непропорциональные (постоянные) расходы. Сумма условно-переменных расходов непосредственно зависит от изменения объема выпуска продукции (сырье и материалы, заработная плата производственных рабочих при сдельной форме). Сумма этих расходов в определенных пропорциях увеличивается при росте масштабов и уменьшается при их сокращении. Абсолютная величина условно-постоянных расходов за относительно непродолжительный период (один-два года) не изменяется или изменяется незначительно, например, амортизация зданий, расходы на содержание помещений (отопление, освещение), заработная плата управленческого персонала. Сумма этих расходов в краткосрочном периоде непосредственно не зависит от изменения объема деятельности предприятия. Одним из признаков этих расходов является их непропорциональный характер по отношению к объему выпуска продукции, к сумме оборота по реализации товаров[14]. В совокупности переменные и постоянные расходы составляют валовые расходы предприятия.

По месту возникновения и центрам ответственности различают затраты
на производство продукции на уровне цеха (цеховая себестоимость), затраты на производство на уровне предприятия (производственная себестоимость), а с учетом расходов по реализации (полная себестоимость) [15]. По этим признакам для оперативного управления классификация расходов производится по каждому подразделению в зависимости от производственной и организационной структуры предприятия (основные, вспомогательные, обслуживающие, побочные цеха и участки, бригады, отделы и секции магазинов, склады). Она позволяет установить конкретных ответственных руководителей и специалистов за экономное хозяйствование на каждом участке[16].


По степени эффективности (рациональности) различают производительные и непроизводительные расходы[17]. Производительные расходы обеспечивают высокое качество продукции, работ и услуг при экономном расходовании всех ресурсов. Они учитываются в процессе составления плановой сметы расходов и калькуляции себестоимости. Непроизводительные расходы возникают, как правило, из-за нарушений технологического режима, недостатков в организации производственных процессов. К ним относят потери от брака продукции и простоев.

По отношению к производственному процессу и способу формирования
себестоимости продукции различают основные и накладные расходы. Основные — это расходы, которые непосредственно связаны с технологическим процессом (сырье и материалы, энергия, заработная плата рабочих) и составляют большую часть затрат предприятия. Накладные расходы связаны с организацией и обслуживанием производства и управлением им[18].

Классификация предусматривает выделение явных и неявных расходов
предприятия. Явные — это фактические расходы, осуществляемые предприятием и учитываемые на счетах бухгалтерского учета. Неявные (альтернативные) — это затраты по использованию ресурсов, которые являются собственностью самого предпринимателя и не отражаются в его бухгалтерской отчетности.

Всесторонняя и детальная классификация служит одним из инструментов управления затратами предприятия.

1.2. Цели, задачи, информационная база анализа себестоимости продукции

Целью анализа себестоимости продукции является выявление резервов экономного расходования ресурсов, ориентированных на повышение эффективности деятельности предприятия[19].

В процессе анализа производится сопоставление показателей фактических затрат с плановыми в целом по предприятию, по структурным подразделениям, по местам возникновения и центрам ответственности.

Имеются некоторые особенности в методике анализа расходов предприятий материального производства и сферы товарного обращения. Объектами анализа расходов производственного предприятия являются: затраты на производство и реализацию продукции по элементам и статьям; затраты на рубль товарной продукции; себестоимость отдельных изделий[20]. В процессе анализа выявляются факторы, повлиявшие на отдельные элементы затрат. Для расчета влияния на изменение себестоимости развития выпуска изделий рассчитывается сумма затрат на рубль товарной продукции[21].