Файл: Конфликты, их функции и классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Рабочий коллектив организации представляет собой группу людей объединенных общей целью, зависящей от основного направления деятельности. Но при этом каждый человек является индивидуальностью, со своими привычками, мировоззрением, отличительными чертами характера, желаниями и амбициями. Более того, зачастую коллектив состоит из людей разных возрастов, опыта, практических умений и навыков. Неудивительно, что в ходе совместной работы между коллегами возникают разногласия, противоречия, а так же конфликты.

В современном обществе конфликты являются частью работы предприятий, организаций. Избежать конфликтов в коллективе невозможно, так как они являются спутником не только рабочей, но и повседневной деятельности людей. Но и оставлять конфликты без внимания нельзя, так как, разрастаясь, переходя из межличностного в межгрупповой, а затем и общеорганизационный, они могут привести к непредсказуемым, разрушительным последствиям.

Некоторыми социологическими исследованиями установлено, что потеря рабочего времени от конфликтов и послеконфликтных переживаний составляет около 15 %, а производительность труда снижается на 20 %.[1] Поэтому необходимо управлять социальными факторами конфликтности в организациях, а для этого – изучать причины возникновения конфликтов, исследовать их типичные модели, этапы и динамику.

Говоря, прежде всего об отрицательных сторонах конфликта, следует так, же отметить его позитивные стороны. В частности, конфликты на предприятии необходимы для продвижения и отбора новаций, развития и движения организации вперед, но опять же, эти функции будут выполняться, если грамотно управлять конфликтом.

Таким образом, становится видно, что тема конфликтов в организациях является актуальной на сегодняшний день, так как конфликты занимают прочное место в организациях и являются практически неотъемлемой частью работы любого предприятия.

Целью курсовой работы является описание конфликта как социального явления в организациях, а так же поиск возможных путей его разрешения.

В рамках поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:

– изучить исторический аспект исследований конфликтов;

– рассмотреть понятие, структуру и функции конфликта;

– проанализировать типы и причины организационных конфликтов;

– рассмотреть процесс конфликта и его последствия в организации;

– изучить формы управления конфликтом;


– определить роль руководителя в управлении конфликтами.

Объектом курсовой работы являются организации всех организационно-правовых форм, а предметом отношения в коллективе этих организаций.

Теоретической базой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению причин конфликтов, их функций, управлению конфликтами в организации (Анцупова А.Я., Большакова А.Г., Громовой О.Н., Дурина В.П., Кибанова А.Я., Кудрявцева В.Н., Несмеловой М.Ю., Островской С.И., Потемкина В.К., Шипилова А.И. и других).

1. Конфликты, их функции и классификация

1.1. Исторический аспект исследований конфликтов

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков с незапамятных времен привлекали к себе внимание человека. Свидетельства тому – мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук.

Знаменитый мыслитель Древнего Китая Конфуций еще в VI в до н. э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Вредят нормальному общению также корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, лесть. Надо улучшать нрав, устранять пороки, избегать ссор. От дурных помыслов и поступков удерживает доброта, справедливость, чистосердечие, благожелательность [3, с. 48].

Первые попытки рационального осмысления природы социальных конфликтов принадлежат древнегреческим философам. Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.) считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоречия, в том числе и война, есть «отец и царь всего сущего» [7, с. 26].

Конфликтам также уделяли внимание Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.) [1, с. 15].

В средневековые времена Фома Аквинский (1225-1274 гг.) развивал мысль, что войны допустимы в жизни общества.

В период эпохи возрождения известные гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов. Э. Роттердамский обращал внимание на сложность примирения противостоящих сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Ф. Бекон подробно рассматривал материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.[2]


Большое внимание проблеме конфликта уделял Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Он исходил из того, что всегда была и будет существовать угроза конфликта между властителем и народом, различными государствами.

Английский философ Т. Гоббс (1588-1679 гг.) в своем учении об обществе выразил идею всепоглощающего конфликта – «войны всех против всех». Он считал, что люди равны по природе, однако равенство неизбежно порождает непрерывные конфликты и столкновения между людьми. Главным арбитром в разрешении этих конфликтов выступает государство, определяющее, кто прав, а кто виноват в конфликте [6, с. 13].

В XVIII-XIX вв. с резкой критикой вооруженных конфликтов начинают выступать английские демократы (например, Д. Пристли), французские просветители (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Вольтер), немецкие философы (И. Кант, Г. Гегель).

Определенный вклад в изучение конфликтов внесли теоретики социал-дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер и др.), которые пытались перенести принципы естественного отбора из биологии в социальное знание, констатируя, что борьба за выживание индивидов и группы способствует равновесию в обществе, обеспечивает процесс общественного развития.

Немецкий социолог Г. Зиммель (1858-1918 гг.) считается первым, кто ввел термин «социология конфликта» в работе «Социология» в 1908 г. Конфликты, по мнению Г. Зиммеля, являются необходимой предпосылкой развития общества, и поэтому они функциональны. Частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, к созданию норм, регулирующих взаимоотношения [7, с. 27].

Большой интерес среди конфликтологов конца XIX – начала XX вв. вызвала социологическая теория К. Маркса (1818-1883 гг.). К. Маркс считал, что при определенных условиях латентные классовые интересы превращаются в явные, а это приводит к образованию в обществе двух полярных классов, соединенных в революционном конфликте. Данное положение К. Маркса стало основным для критики его конфликтной концепции.

К. Маркс и Г. Зиммель положили начало двум исследовательским традициям: диалектической концепции конфликта (основной теоретик – Р. Дарендорф) и функциональной концепции конфликта (основной теоретик – Л. Козер) [5, с. 17].

Немецкий социолог Р. Дарендорф предложил концепцию конфликтной модели общества. Каждое общество, полагает Р. Дарендорф, основано на господстве, на том, что одни принуждают и подчиняют других. Конфликты, в принципе, не устранимы из общественной жизни, однако люди имеют возможность регулировать конфликты. Термин «теория конфликта» используется в его работе «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» [1, с. 16].


В 1956 г. Л. Козер опубликовал книгу «Функции социального конфликта», в которой он дал новое определение конфликта, утверждая, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем.

В начале 60-х годов американский социолог К. Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте – общую теорию конфликта. В соответствии с ней все конфликты имеют общие функции, свойства, тенденции возникновения, протекания и разрешения, и в природе человека заложено стремление к постоянной борьбе с себе подобными, к эскалации насилия.[3]

1.2. Понятие, структура и функции конфликта

Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, коллектива, государства, общества и человечества в целом. На любом этапе ее развития конфликты оказывали решающее влияние на судьбу страны.

Жизнь доказывает, что конфликты не относятся к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Для того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек, и особенно руководитель, должен обладать необходимыми знаниями о конфликте как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающем ей.

Существует достаточное количество определений понятия «конфликт». Но наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. Согласно первому, предложенному в 50-х годах американским специалистом по социальным конфликтам Л. Козером, конфликт – это борьба за ценности и претензии на определенный статус, ресурс, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника [2, с. 85].

Другой подход заключается в понимании конфликта, как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. Он разработан отечественными авторами Ф.М. Бородкиным и Н.М. Коряк в конце 80-х годов ХХ века.[4]

Однако не всякое столкновение перерастает в конфликт. Под конфликтом понимаются активные взаимно направленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижения власти, ресурсов и др.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями [8, с. 54].


Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс (рис. 1) [19, с. 74].

Рис. 1 Структура конфликта

Рассмотрим более подробно каждый компонент структуры конфликта.

Участники (субъекты) конфликта. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества [9, с. 34].

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

Основные участники конфликта – это те субъекты конфликта (оппоненты), которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга [2, с. 90].

Группа поддержки может быть представлена друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе, в нее могут входить руководители или подчиненные оппонентов.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Задача подстрекателя спровоцировать, развязать конфликт, сам он может затем в этом конфликте не участвовать. Организатор планирует этот конфликт, предусматривает охрану участников и др.

Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта.

Объект конфликта – это то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принципы) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Микро- и макросреда. Необходимо при анализе конфликта выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта. В микро- и макросреду включается и ближайшее окружение личности, и социальные группы, представителем которых является данный индивид [2, с. 91].

Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием внутренних механизмов и внешних факторов.