Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В трудовой деятельности очень важно быть человеком, знающим свое дело. Такие люди называются профессионалами. Профессионала определяют такие признаки как:

  • постоянная готовность к работе,
  • недовольство собой,
  • стремление стать лучше,
  • энергичность в деятельности и стремление к одолению вершин,
  • установление рекордов в своей специальности,
  • сосредоточенность на деле,
  • повышенные требования к сотрудникам и к себе,
  • самоограничение в образе жизни,
  • сужение круга общения. [1]

Однако, любой деятель, как и профессионал, может "утомиться" в процессе своей профессиональной деятельности. Где следствием будет профессиональная деформация личности. Чтобы рассмотреть это понятие достаточно полно, необходимо отдельно рассмотреть каждую его составляющую: профессию, деформацию, личность и, наконец, выявить суть профессиональной деформации.

Тема профессиональной деформации очень актуальна, потому что профессии существовали во все времена, следовательно, всегда существовали проблемы с данным феноменом.

Как писал Е.А. Климов: " Профессия – это судьба, жизненный путь человека и образ жизни, образ мыслей, и стереотипы восприятия мира, и социальный тип человека."[2]

1. Понятие профессия.

Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, а также спецификой и условиями различных сфер деятельности. [3]

Профессия – нечто, сложившееся исторически, в ее основе лежат услуги, оказываемые другим людям и удовлетворяющие их потребности. Так же профессия – это вид трудовой деятельности человека, который владеет теоритическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения и профессиональной подготовки. [4]

1.1 Процесс становления профессии.

В процессе становления профессиональной личности А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов [4] выделяют несколько периодов:

  1. Возникновение и формирование профессиональных намерений.

Начальная ориентировка в различных сферах труда. Интерес и освоение знаниями о конкретных профессиях возникает у детей примерно в возрасте 14-15 лет, появляется склонность к определенному виду деятельности. Вследствие этого меняются приоритеты и мотивы к учебной деятельности. Помочь в определении будущей профессии помогает профессиональная ориентация и профессиональная консультация.


Профессиональная ориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустойчивости молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Систематическая работа по профессиональной ориентации является органической частью воспитательной работы учебных заведений, поскольку выбор профессии как осознание необходимости своего участия в общественно полезном труде – важное условие формирования личности социалистического типа. [5]

Профессиональная консультация – научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи при выборе профессии с учетом желаний, склонностей и сформировавшихся способностей, а также потребностей в специалистах народного хозяйства и общества в целом. [5]

  1. Профессиональное образование и подготовка как основа выбранной профессии. На данной стадии многие учащиеся и студенты переживают разочарование в выбранной профессии.
  2. Может так же возникать раздражение от обучения по выбранной специальности, обычно такое явление наблюдается на первом и последнем году получения навыков. Однако, в некоторых случаях наблюдается повышение раздражимости, что в дальнейшем может вызвать полную неудовлетворенность выбранной профессии. Исследователи отмечают, что рассматриваемый кризис на данной стадии овладения профессией редко доходит до критической фазы, и отмечают вяло протекающий характер данного явления.[6]
  3. Стадия профессиональной адаптации.

На данной стадии кардинально меняется ситуация профессионального развития. В связи с новым разновозрастным коллективом, новой социальной ролью и системой производственных отношений. Несовпадение реальной профессиональной деятельности с ранее появившимися ожиданиями может сформировать кризис, который в будущем приведет к профессиональному выгоранию.

  1. Стадия овладения профессией.

Овладение профессией связано с профессиональной подготовкой.

Профессиональная подготовка – это процесс обучения навыкам, необходимым для выполнения определенной работы, группы работ. [7]

1.2 Профессиональная компетентность.


Во время овладением профессией очень важную роль играет профессиональная компетентность. Ниже представлены её виды:

  1. Специальная или деятельная – характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне.
  2. Социальная компетентность – характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в сообществе приемами профессионального обобщения.
  3. Личностная – характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации личности.
  4. Индивидуальная профессиональная компетентность – характеризует владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности и т. п. [4] Наличие всех аспектов компетентности определяет полное становление человека в выбранной им профессии. Вывод: Профессия – это вид деятельности, сложившийся исторически, для удовлетворения потребностей людей. Вид деятельности полезный для общества и мира. Профессией нельзя назвать какие-либо курсы, профессия – это род занятий, которому специально обучаются в течение определенного времени. В основе профессии лежат услуги оказываемые обществу, и, соответственно, имеющие определенную цель и цену. [11]

Личностные деформации профессионала

Деформация – это:

  • изменение размеров и формы тела под воздействием внешних сил и изменений температуры, намагниченности и т. д. без изменения его массы. [16]
  • любое изменение, отклонение чего-либо от нормы. [13]
  • изменение формы. [18]
  • неправильность, механострикция, искажение, контракция. [10]
  • 1) изменение взаимного расположения точек твердого тела, при котором меняется расстояние между ними, в результате внешних воздействий. Деформация называется упругой, если она исчезает после удаления воздействия, и пластической, если она полностью не исчезает. Наиболее простые виды деформации – растяжение, сжатие, изгиб, кручение.

2) В переносном смысле – изменение формы, искажение сущности чего-либо (напр., деформация социальной структуры). [17]

Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. Большинство людей занимает промежуточное положение между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто не желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации. Сравнительный анализ отечественных средств массовой информации доказывает, что само слово «профессионал» стало часто употребляться в качестве требования к сотруднику лишь последние 15—20 лет.


Настоящего профессионала, достигшего высот в своей специальности, можно узнать по следующим признакам. Постоянная готовность к работе, вечное недовольство собой, стремление к дальнейшему самосовершенствованию, особая энергетическая одержимость в овладении мировыми вершинами и установлении рекордов в специальности, предельная сосредоточенность на деле. Его отличают повышенные требования к себе и коллегам, критичность и непримиримое отношение ко всему, что мешает работе, добровольные самоограничения в образе жизни, в удовлетворении некоторых потребностей, интересов, сужение круга общения, безразличие ко всему постороннему, ощущение драматического разрыва между собой и окружающими, их непонимания (профессиональное одиночество). Непременный атрибут специалиста — это узкость и глубина подхода к своему предмету труда.[8]

Чтобы полностью учесть степень положительного или отрицательного влияния профессии на человека, следует иметь в виду несколько моментов.

  1. Сначала надо четко разделить общий процесс жизнедеятельности человека на две различные сферы: жизнь и деятельность. Каждая из них обладает своими особенностями, по-разному влияет на формирование людей.
  2. Существуют разные виды деятельности — учебная, игровая, познавательная, коммуникативная, трудовая. Последняя делится на профессиональную и непрофессиональную, самодеятельную. Именно профессиональная работа оказывает самое большое влияние на человека. Она требует многолетних и титанических усилий по овладению ею, множества ограничений в образе жизни, т. е. определенных жертв от человека.

При осуществлении профессиональной деятельности человек проявляет лишь свои сугубо субъектные качества — специальные способности и знания. Личностные же свойства он волен проявлять только в «околодеятельной» области.

3. Необходимо также разделять понятие «субъект — профессионал» по двум важным основаниям — форме и содержанию деятельности. Часто это упускается из вида. Надо учитывать, что наименование занимаемой должности или название усвоенной человеком профессии отнюдь не означает, что человек проявляет себя как специалист в каждый момент своей жизни или даже в каждую секунду своего рабочего времени. Формально можно продолжать воспринимать человека как носителя определенной профессиональной роли, даже если он просто пассивно находится на служебной территории.

Содержательно же человек в эти моменты может не выполнять своих специфически сущностных профессиональных обязанностей и поэтому не быть субъектом своей специализированной деятельности. Школьный учитель при пассивном пребывании в школе может по инерции восприниматься как носитель этой должностной позиции, но только формально. Содержательно он становится собственно учителем лишь во время урока. И более того — он собственно учит, обучает только в отдельные моменты урока. Когда классный руководитель заполняет журнал посещаемости, он перестает заниматься именно обучающей деятельностью, а занимается какой-то другой работой, например контролерской.


Если солдат в военной форме с погонами, кокардой и петлицами убирает на полях картошку, то по «форме» он продолжает оставаться военнослужащим, но содержательно занимается не воинской деятельностью, а крестьянской, полеводческой.

  1. Наукой уже хорошо изучено влияние разных видов профессиональной деятельности на анатомо-физиологические свойства человека как индивида. Это все, что связано с профессиональными заболеваниями, например силикоз у шахтеров. Исследованы взаимосвязи между субъектными и сугубо индивидными характеристиками людей-профессионалов. Эти взаимосвязи достаточно полно исследуются в производственной медицине, гигиене, санитарии, в работах по технике безопасности труда. Эффекты этой взаимосвязи отражают только психофизиологический аспект индивидуальности специалистов и проявляются в профессиональных заболеваниях преимущественно соматического характера. Влияние труда на личность принято называть профессиональной деформацией.

Существуют разные классификации профессий. Одна из них различает следующие их типы в зависимости от предмета труда: «человек — техника», «человек — природа», «человек — знак»... Есть множество специальностей, которые можно отнести к типу «человек — человек» — менеджеры, продавцы, актеры. В этих видах труда предметом усилий работника является другой человек или его отдельные свойства.

6. К совершенно особому типу нужно относить те специализации, где предметом трудовых усилий является человек, который по некоторым признакам существенно отличается от обычного работники. Он в чем-то уникален, необычен, отличен от большинства других людей, сильно отклоняется от некоторой нормы. Это профессии типа «человек — ненормальный человек». Существуют различные подходы к определению критериев норм. Для наших целей достаточно лишь отметить, что эти критерии определяются разными авторами прежде всего в зависимости от их профессионального интереса. Юристы дискутируют о точности содержания своих правовых критериев нормальности человека. Врачи обсуждают свое понимание критериев, необходимых в их узкоспециализированных областях диагностики, терапии, фармакологии и т. п. Педагоги имеют свои содержально-различные критерии нормальности и анормальности подопечных — их педагогической запущенности, трудности и т. п. Особенно болезненно и остро эта проблема стоит в специальных областях педагогики — тифло-, олигофрено-, сурдопедагогики, исправительно-трудовой педагогики и т. п. Достаточно часто обсуждаются вопросы нормы и патологии в психологии и психиатрии. Во многих областях человеческой деятельности существуют свои критерии (а-)нормальности людей, которые используются в целях профессионального отбора, профессиональной диагностики, профессионального обучения.