Файл: СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Положение о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной психологии. Игра имеет особое значение для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст — период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, в это время возникают личностные механизмы поведения, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит в сюжетно-ролевой игре.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, А. В. Черков, П. Г. Саморукова, Н. В. Королева и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях.

Однако классические исследования игры проводились в 50-60-х гг. прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей и в условиях воспитания детей. Всё это не могло не отразиться на детской игре. Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5-6 лет существенно изменились игры дошкольников, но эти изменения остаются не исследованными. Характер данных изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира, интересов, ценностей, представлений и т. д.

В последнее время дошкольное образование всё более превращается в подготовку к школе, которая понимается как усвоение знаний и умений. Изучение влияния раннего обучения на игровую деятельность дошкольников  и  на особенности их личностного развития является крайне актуальной задачей. Не случайно во ФГОС ДО специально оговаривается недопустимость учебной деятельности во всех ее формах в дошкольных учреждениях.

Проблемы в развитии сюжетно-ролевой игры востребуют создания особых психолого-педагогических условий ее развития, связанных с мотивацией игровой деятельности, актуализацией воображения и ролевого поведения.

Объект исследования – сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольников

Предмет исследования – особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников

Цель исследования: выявление особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Задачи исследования:


1. На основе анализа литературных источников по проблеме охарактеризовать структуру, функции и закономерности развития сюжетно-ролевой игры.

2. Раскрыть особенности сюжетно ролевой игры современных дошкольников и проблемы ее развития.

3. Выявить психолого-педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры в современной социокультурной ситуации.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования:

Теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложения.

ГЛАВА 1 СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Структура, функции и закономерности развития сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это такой вид детской деятельности, при котором ребёнок воображает ситуацию, придумывает сюжет и выполняет роль.

Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры называют роль, сюжет, содержание, правило, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.

Д.Б. Эльконин называет роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, ее центром, именно роль объединяет все стороны игры. Основным же источником, откуда дети черпают сюжеты своих игр, является действительность. Знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры.

Роли, которые дети берут в игре, это взрослые отношения реализующиеся в игровых ситуациях. Д.Б. Эльконин[46]подчеркивает, что роль и связанные с ней действия определяют все другие аспекты ролевых игр. Игровые действия – это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

По мнению Д.Б. Эльконина[46], в своей игре дети используют различного рода предметы: игрушки, предметы-заместители. По мнению Д.Б. Эльконина, дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия [46].


По мнению Л. С. Выготского, перенос значения с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать можно только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Согласно Д.Б. Эльконина, в игре действуют законы и правила. Они сходны с теми законами и правилами, которые есть в действительности [46].

Д.Б. Эльконин сформулировал развитие игр в следующей формулировке: развитие игр идет от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями[46].

В переносе значения с одного предмета на другой состоит суть воображаемой ситуации. Суть воображаемой ситуации подробно исследовал А.Н. Леонтьев[15]. По этому поводу А.Н. Леонтьев пишет, что игра реально вводит ребенка в такой притягательный для ребенка мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире. Однако это вхождение не реально. Оно существует лишь в воображении ребенка.

Под сюжетом Д.Б. Эльконин понимает ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх [46]. К первой группе относят игры в семью, парикмахерскую и т.д. Вторую группу представляют игры строительные, сельскохозяйственные и т.п. Третью группу составляют игры в войну.

Содержание игры — это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре [46]. Развитие содержания игр выражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих его взрослых людей — через свое содержание и сюжет игра связывает ребенка с широкими общественными условиями, с жизнью общества.

Сюжетно-ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, сюжетно-ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию[3].

Во время игры с детьми и игрушками в детском саду ребенок учится устанавливать новые отношения и связи в связи с достижением своей цели. Никакую игру нельзя представить себе без общения.  Это отличное средство для терапии замкнутых детей, тем самым сюжетно-ролевая выполняет коммуникативную функцию[3].

Сюжетно-ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает обучающую функцию[3].


Трудно переоценить воспитательное значение сюжетно-ролевой игры, её всестороннее влияние на ребёнка. В сюжетно-ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательную функцию[3].

Сюжетно-ролевая игра формирует у дошкольника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию[3].

Дети стремятся к общению, к взрослости, а сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка, сюжетно-ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию[3].

Игра – это в любом случае реальная деятельность. В одной сюжетно-ролевой игре можно обнаружить несколько видов деятельности.   Сюжетно-ролевая выполняет деятельностную функцию.

Сюжетно-ролевая игра является эталоном культурных ценностей,  в ней заложены правила поведения и взаимодействия людей, общечеловеческие и социальные нормы. Полноценная игра не может быть организована без соблюдения всех этих правил. Сюжетно-ролевая выполняет социокультурную функцию.

Появление коллективной игры создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы [3]к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

Несмотря на то что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, пишет Д.Б. Эльконин, намечается определенная закономерность в их развитии. У младших школьников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном в игры в семью). У старших дошкольников они становятся все более разнообразными (игры в буфет, парикмахерскую, больницу, детский сад и т. д.). Однако Д.Б. Эльконин обращает внимание на то обстоятельство, что на разнообразие сюжетов игр определяющее влияние оказывает воспитательная работа с детьми. Так, результаты ряда исследований по данному вопросу показали, что игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для ее возникновения и развития необходимы три условия: наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; наличие различных игрушек и воспитательных пособий и частое общение ребенка со взрослыми.


Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:· усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;· постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);роль - средство реализации сюжета.

1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников и проблемы ее развития

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Вместе с тем, согласно Н. Я. Михайленко [20], в детском саду игра детей на сегодняшний день не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Дети играют примитивно, в результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками. Отсутствует совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой должны формироваться новые игровые умения и накапливаться жизненный опыт детей; роль взрослых сводится только к созданию игровой среды, в которой зачастую не учитываются имеющиеся в арсенале детей игровые умения.