Файл: СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, в игре-путешествии можно вы­браться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с заданным содержанием. Это может быть карта или план, где указаны ориентиры и на­правление движения, цифрами или условны­ми знаками обозначен порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути.

Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач - загадок, выполне­ние которых становится мерой социальной значимости героя (и его помощников - де­тей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации ти­пичны в сказках: женихов испытывает прин­цесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д.

Включаясь таким образом в деятельность, знания, умения, навыки осваиваются не только со стороны технологии (как знания, умения, навыки сами по себе), но они ста­новятся моментом общественной формы деятельности (в данном случае сюжетно­ролевой игры, игры-драматизации) и соци­окультурной позиции ребенка.

Важными требованиями к развивающей среде помимо традиционно принимаемых являются следующие: а) развивающая среда должна удовлетворять специфике детского восприятия, детской картины мира; б) она должна быть мотивирована контекстом дея­тельности и общения и выполнять функцию знака, символа, некоторого ритуала общенияв рамках детской субкультуры.

В контексте сказки обретают, например, полноту, выходят за границы обыденности и прагматического понимания такие по­нятия, как пространство, время, скорость, бесконечность и т.д. Появляется возможность об­ретения отношения к миру как к тайне, ведь любой предмет в сказке может предстать перед ребенком в какой-то другой, чудесной функции. В сказке элементы окружающего ребенка мира приобретают особое знаково­символическое значение, метафорическое звучание, начинают нести особую социо­культурную нагрузку, помогая ребенку осу­ществить восхождение в сферу культуры, человеческих ценностей: В сказке предмет, явление, действие обна­руживают не только свои вещественные и прагматические свойства, но и культурные смыслы, обуславливая тем самым развитие не только собственно знаний, умений, на­выков, деятельности и общения, но также решая задачу порождения и актуализации у ребенка ценностей как мер, с которыми со­измеряются те или иные решения, действия, поступки. В этом Н.Я. Большунова[5]видитдействительное значение развивающей среды, смысл кото­рого - включение ребенка в контекст челове­ческой культуры.


В контексте данного исследования в качестве примера программ дошкольного воспитания, в которых значительное место уделяется развитию игры нами приводится Программа «От рождения до школы», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Преимуществом Программы можно считать и наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности. В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников о 2 до 7 лет. Авторы: Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик и др.

Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка. 

Основные цели программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;  приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Анализ литературных источников и наблюдения за особенностями игры современных детей свидетельствует, что сюжетно-ролевая игра современных детей характеризуются следующими особенностями:

- Перемена социокультурных обстоятельств жизни ребенка, которая происходит в последнее период, повлекла за собою изменение в характере сюжетов и содержании сюжетно-ролевой игры, в уровне её сформированности.

- Принципиальное различие игры нынешних дошкольников двойственно: с одной стороны, возникли игровые сюжеты, основанныена мультфильмах, невероятно распространены игры в супергероев, которых можно вообразить стандартным комплектом несложных операций либо фраз, поскольку взаимоотношения между персонажами заурядныи упрощены.


- С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Реальная жизнь перестает быть содержанием игр. Роли реальных взрослых захватывают условные герои. Большую часть впечатлений дети приобретают из телевизионных передач.

- Ещё одним фактором снижения уровня развития игры, является современный рынок профессий. В последнее время дети не понимают, чем увлекаются их отец с матерью. Родители - риэлторы, менеджеры, дилеры и т.п. не могут ясно растолковать ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения отошли специальности машиниста, швеи и т. д., а между тем, требования для этих игр формируются, во многих садах имеются искусственно сделанные игровые зоны, однако атрибуты для данных игр не стимулируют у ребенка особенного интереса.

В среднем дошкольном возрасте дети еще продолжают играть в сюжетно-ролевые игры известной тематики, но уже вместо обыкновенной парикмахерской ребёнок нередко встречается с салоном красоты. Под воздействием широкого ознакомления с социальной реальностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка возникают новейшие игровые темы: «Книжный супермаркет», «Туристическое агентство» и др.

- Нередко игра сводится к манипулированию с яркой, стильной игрушкой. Выдумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

- Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби в детской субкультуре является престижным.

- Нередко дети не понимают, как исполнять, как совершенствовать игровой сюжет. Подобная обстановка в значительном определена тем, что в детском саду дошкольник находится в обществе ровесников – детей, играющих кроме того, как и он сам. Взаимодействие с детьми во дворе ограничено в силу необходимости гарантировать защищенность детей на улице. Игровой навык не переходит от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть настоящей игры.

- На уровень развития игры и ее содержание оказывает влияние и характер детских игрушек, которые зачастую утрачивают свой развивающий характер и провоцируют ребенка на однотипные действия, поверхностные сюжеты, упрощенные коммуникации как между персонажами игры, так и ее участниками, ограничивают возможности ребенка в использовании предметов – заместителей.

- Серьезное, часто негативное влияние на развитие игры, ее сюжета, ролевое поведение, содержание игры оказывает чрезмерная занятость детей компьютерными играми, в которых детям как правило предлагаются готовые однотипные сюжеты, не требующие от ребенка самостоятельного их придумывания, не побуждающие детей к общению со сверстниками, включая речевое взаимодействие, ограничивающее развитие социальных эмоций сочувствия, сострадания и пр.


- Чрезмерное увлечение детей компьютерными играми ограничивает предметную деятельность детей, освоение ими предметного мира, что сказывается на развитии сенсомоторных действий, восприятия, представлений о мире, предметная реальность замещается виртуальной.

2.2 Программа развития сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ

Адресат: дошкольники средней группы. Возраст участников: 4 –5 лет. Количество занятий: 18.

Рабочая программа «Сюжетно-ролевая игра – как социально-личностное развитие детей» направлена на развитие игровой деятельности, социально – личностных способностей (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными) через сюжетно-ролевую игру).

Практическая значимость программы состоит в том, что создана современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей, отвечающая требованиям ФГОС. Предметно-игровая среда изменяется от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

 Актуальность состоит в том, что в настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. За последние двадцать лет условия жизни людей в нашей стране меняются крайне динамично. Произошли значительные социально-экономические изменения в жизни взрослых людей и в отношениях между ними. А это привело к изменению предметной среды и условий воспитания ребенка дошкольного возраста.

Цель: Развивать игру каждого ребенка.

Задачи:

 1.Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками); развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

 2.Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.

 3.Создать современную предметно - игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей, отвечающую требованиям ФГОС и способствующую развитию игровой деятельности.


 4.Повышать компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Принципы программы:

Принцип творческого обучения и воспитания - максимальная реализация творческих возможностей ребенка.

Принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры - учет игровых интересов, предпочтений мальчиков и девочек пятого года жизни.

Принцип доступности -предложенный материал и развивающая предметно-игровая среда доступны ребенку.

Принцип личностной ориентации– личность каждого ребенка является ценностью в процессе воспитания.

Комплексно-тематический принцип- объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детской деятельности.

Принцип интеграции- ознакомление с окружающим, развитие речи, игровая деятельность.

Принцип систематичности - решение задач в системе всего воспитательно- образовательного процесса и во всех видах деятельности.

Принцип практической применимости - активное включение детей.

Принцип динамичности и гибкого зонирования –развивающая предметно-игровая среда.

Принцип индивидуального подхода к детям– осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенку, исходя из знаний особенностей его развития.

Принцип игровой подачи материала - основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Принцип педагогической поддержки -направляет действия взрослого на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в игровом процессе.

Ожидаемые результаты

 Система работы не ставит целью достичь высоких результатов.

Главное помочь детям максимально развить свой интеллектуальный и творческий потенциал. Основные задачи - развитие игры как деятельности расширение тематики детских игр углубление их содержания, постоянное: расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка.

Освоив программу, дети будут знать:

  • усвоенные цепочки действий в игре;
  • определенную роль в сюжетно-ролевой игре, связанную с конкретными правами, обязанностями и результатом.

Дети будут уметь: