Файл: "Формирование нравственной культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Результатом нравственного становления подрастающего поколения в сложных социальных условиях является появление ряда особенностей в развитии их нравственно-ценностной сферы. Наиболее значимым среди них выступают:

- «заземленность» желаний и мечты, приобретающих прагматичный характер;

- отсутствие стремления поступать в соответствии с принципами, склонность приспосабливаться к обстоятельствам;

- прагматическое представление о будущем, о перспективах своего развития;

- отсутствие выраженности в ценностных ориентациях таких личностных качеств, как стремление принести пользу обществу и людям, бескорыстие, ориентация на взаимопомощь.

Условия, в которых происходит нравственное становление современного подрастающего поколения в нашей стране, характеризующиеся утратой  традиционной системы ценностей, приводят к развитию цинизма, агрессивного отношения к окружающим, формированию презрения к слабым и зависти к сильным, чрезмерного честолюбия, ориентации  на внешний успех, экзистенциального вакуума и ряда других нравственных патологий. Среди ценностей, особенно депривированных при разрушении прежнего социального строя, по мнению Л.И. Анцыферовой, выступают ценности значимости жизни, ее осмысленности, справедливости, понятности, правды, порядка, красоты (особенно красоты человеческих отношений). В силу цельности и взаимосвязи высших мотивов при депривации отдельной их группы оказываются депривированными и все остальные ценности.

Поскольку ценности, в том числе нравственные, выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осмыслением своего  положения в системе общественных отношений, то кризис слыслообразующих жизненных ценностей, ведущий к кризису идентичности, нередко сопровождается духовным вакуумом. Результатом этого является деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла бытия, перспектив будущего и ответственности. Такую ситуацию определяют, как нахождение человека в бифуркационном поле. В условиях кризисного периода, когда образовались «ценностные бифуркационные поля», на которых сходятся подчас разнонаправленные ценностные слои, неминуемы метания человека в поисках социально-культурного ориентира, часто приводящие к растерянности, опустошению, нигилизму. Это может явиться одной из главных причин возникновения иррациональной агрессивности, приверженности к силовой модели взаимодействия.


Таким образом, взгляды на проблему нравственного развития отечественных психологов опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное  психическое и социальное развитие личности.

При этом на каждом возрастном этапе особое значение приобретают те механизмы, которые позволяют решать актуальные проблемы личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного развития на каждом возрастном этапе и специфики уровней нравственного развития позволят организовывать систему целенаправленного воздействия, которая обеспечит достижение  высокого уровня нравственного развития личности, что является   особенно важным в кризисный период развития общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
  2. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
  3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 224 с.
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – 400 с.
  5. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2012. - N 3. - с.35-40.
  6. Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.
  7. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108 - 113.
  8. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2013. - N 8. - С.11-15.
  9. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12-19.
  10. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
  11. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.45-57.
  12. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62.
  13. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – 400 с.
  14. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – 528 с.
  15. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48 - 52.
  16. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.
  17. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
  18. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. - 2013. -№1- С. 117-121.
  19. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
  20. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - с.21-29.
  21. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с.
  22. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18-20.
  23. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.
  24. Семыкина, Е. Н. Гражданско - нравственное становление школьников в процессе воспитания /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.
  25. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уровень 3.

Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов:

Уровень 1.

Доконвенциональная мораль:

Уровень 2.

Конвенциональная мораль:

Стадия 1.

Ориентация на наказание и покорность.

Стадия 5.

Мораль ориентации на общественный договор.

Стадия 3.

Мораль сохранения добрых взаимоотношений.

Стадия 2.

Наивно-определяющий гедонизм, т.е. направленность на достижение наслаждения.

Стадия 6.

Мораль индивидуальных принципов совести.

Стадия 4.

Мораль поддержания авторитета.

Рисунок 1 – Система Л. Колберга

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.)

наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.)

практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.)

Рисунок 2 – Таблица по классификации форм организации воспитательной деятельности

  1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 23.

  2. Там же.

  3. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 23.

  4. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – С. 125.

  5. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – С. 125.

  6. Там же.

  7. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  8. Там же.

  9. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  10. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. – С. 298.

  11. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. – С. 298.

  12. Там же.

  13. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  14. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  15. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18.

  16. Там же.

  17. Там же.

  18. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18.

  19. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 165.

  20. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  21. Там же

  22. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  23. Там же.

  24. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  25. Там же.

  26. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  27. Там же.

  28. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  29. Там же.

  30. Там же.

  31. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 109.

  32. Там же.

  33. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12.

  34. Там же.

  35. Там же.

  36. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12.

  37. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – с. 369.

  38. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – с. 369.

  39. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 45.

  40. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 45.

  41. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 45.

  42. Там же.

  43. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – С. 456.

  44. Там же

  45. Там же

  46. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – С. 456.

  47. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – С. 456.

  48. Там же.

  49. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  50. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  51. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  52. Там же.

  53. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  54. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  55. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12.

  56. Там же.

  57. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12

  58. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 224 с.

  59. Там же.

  60. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12

  61. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – 400 с.

  62. Там же.

  63. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – 400 с.

  64. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  65. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  66. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  67. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.45.

  68. Там же.

  69. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.45.