Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.


Ценностные  отношения  человека к миру являются стержнем его личностной структуры, одним из важнейших условий существования в мире людей. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.                    

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.          При реализации этой программы я  исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:

- в процессе обучения (урочная деятельность);

- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность).

Целью курсовой работы является выявление оптимального сочетания способов (форм и методов) нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время.

Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.

Предмет исследования: способы (формы и методы) нравственного воспитания младших школьников в школе во внеурочное время.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) Изучить сущность и природу нравственности;

2) Рассмотреть виды внеклассных воспитательных мероприятий направленных на развитие нравственных качеств младших школьников;

3) Выявить и обосновать проблемы нравственного развития младших школьников.

Источниками исследования являются данные психологической, педагогической, методической литературы.

В работе использованы следующие методы исследования: психологическая, научно-педагогическая литература.

Структурно работа состоит из введения, 2х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


ГЛАВА 1 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1. Сущность и природа нравственности

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)[1].

Изучение специфики нравственного воспитания следует начать с обзора представлений о сущности нравственности.

Аристотель нравственность считал высшей добродетелью человека, которая вбирает в себя все остальные: мужество, справедливость, благоразумие и др. Эта добродетель, по мнению Аристотеля, не дается с рождения, а должна быть воспитана в человеке.

Платон считал, что с рождения человек наделен чертами прекрасного и безобразного. Развитие черт прекрасного делает человека высоконравственным – идеальным гражданином государства. Отсутствие должного воспитания позволит выйти на первый план отрицательным чертам безнравственности.

Песталоцци рассматривал нравственность как набор положительных качеств в человеке. Формироваться этот набор должен преимущественно в семье и школе путем постоянных упражнений, приносящих пользу окружающим.

Гербарт считал, что нравственность существует опосредованно от мира людей, что есть некие идеальные нравственные идеи, на которые стоит ориентироваться в процессе воспитания[2].

Нравственность для Л.Н. Толстого – это соответствие нравственному идеалу, коим великий русский писатель считал Бога. Суть нравственного воспитания для Л.Н. Толстого – это борьба с пороками, грехами.

В.А. Сухомлинский считал, что нравственность – есть высшая мера прекрасного, а воспитание нравственности должно происходить через восприятие явлений природы, объектов искусства, трудовую деятельность.


К.Н. Вентцель писала о том, что «…нравственность есть стремление к осуществлению того, что является для человека самым высоким, самым святым, самым лучшим…».

Согласно А.С. Арсеньеву нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает как самоценная и самодостаточная личность. «Способность увидеть и услышать другого, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому», - пишет автор.

Л.А. Григорович определял нравственность как «личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». И.С. Марьенко обозначил нравственность – как «неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения»[3].

Слово «нравственность» попало в словарь в VIII веке. Оно русского происхождения. Изначально нравственность употреблялась наравне с понятиями «этичность» и «мораль». Подходы к пониманию сущности нравственности в настоящее время разнятся. Некоторые исследователи отождествляют нравственность с моралью, считая, что нравственность формируется под общественным влиянием. Противники этого подхода утверждают, что нравственность – это сугубо внутренняя характеристика, которая присуща людям, готовым осознанно и критически обрабатывать информацию, требующую этической оценки. Объединяет эти позиции Е.Ф. Сивашинская, определяя нравственность как «освоенную, внутренне принятую общественную мораль, регулирующую индивидуальное поведение личности».

Говоря о нравственности, чаще всего подразумевают нравственные нормы и нравственные ценности, как идеальные категории нравственного поведения, на которые стоит ориентироваться. В разные исторические эпохи на первый план могут выходить разные нравственные ценности. Но есть и общие ценности, которые можно назвать вечными. К ним относятся ценность человеческой жизни, ценность красоты, честности, открытости и др. Важно также понимать, откуда человек может почерпнуть эти ценности, что может являться ресурсом для их становления. История говорит нам о том, что ценности может порождать религия, природа, искусство, различные формы общественного взаимодействия.

Несмотря на то, что источники формирования нравственных ценностей известны человеку, он может не суметь воспользоваться ими. В этом случае уместно говорить об актуальности нравственного воспитания, как инструмента формирования нравственных ценностей и знаний о нравственных нормах.


По мнению С.А. Козловой, понятие нравственного воспитания должно употребляться в ситуации, когда речь идет о процессе, результатах, динамике поступательных изменений в сфере нравственности человека.

Согласно Е.Ф. Сивашинской, нравственное воспитание – это «целенаправленное воздействие педагога с детьми, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение детей и формируются их нравственные качества». Нравственностью, в свою очередь, принято называть «систему ценностей и предписаний, предназначенную для регулирования действий человека»[4].

С.А. Козлова считала, что показателями нравственного развития являются появляющиеся у человека представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношений, нравственные чувства, нравственные качества.

По мнению П.А. Григоровича в структуру нравственного воспитания входят:

- гуманность – комплекс характеристик личности, выражающих отношение человека к человеку;

- дисциплинированность как способность придерживаться в поведении определенных установок, норм, принципов.

По И.Ф. Харламову в структуру нравственного воспитания входят:

- патриотизм – проявление уважения к своей стране, ее традициям, истории, обычаям;

- трудолюбие – потребность в созидательной трудовой деятельности;

- коллективизм – умение согласовывать свои желания с желаниями других, координировать свои усилия с усилиями других;

- самоуважение, осознание общественного долга;

- гуманизм[5].

Л. Кольберг выделил несколько уровней развития нравственности в зависимости от возрастных особенностей детей:

1. Преднравственный уровень – период до 10 лет, включающий несколько стадий. На первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, которые ему сообщает взрослый. На второй стадии ребенок начинает улавливать пользу от совершения того или иного поступка.

2. Конвенциональный уровень – период с 10 до 13 лет. На этом уровне ребенок начинает ориентироваться на принципы других людей, существующие законы.

3. Постконвекциональный уровень – период с 13 лет. На этом уровне подросток судит о поведении, исходя из собственных критериев.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда-когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.