Файл: Теоретические основы правового регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

По результатам становления и развития цивилизации, имеется в виду образование человеческого общества, в большей мере становится необходимым нахождение действенных способов противодействия различным кризисным ситуациям. Данные способы постоянно сопровождают людей на протяжении всей их жизнедеятельности.

В настоящее время в целом государством осуществляется организация способов воздействия на человеческое общество. Одним из наиболее распространённых способов данного воздействия на причины, повлекшие появление кризисных ситуаций является административно-правовой способ, т. е. формирование государственной системы управления, так, чтобы данная система могла действовать не только в существующих проблемах, но также чтобы данные действия были объективны и адекватны во всех субъектах государства.

С целью обеспечения такой согласованной системы реализуется правовое регулирование, т. е. государством выполняется целенаправленное влияние на поведение своих граждан при помощи способов и средств.

Особый интерес к данной проблематике по состоянию на текущий период времени обусловлен требованием увеличения творческой, организующей роли права в жизнедеятельности общества, необходимостью проведения исследования проблемных моментов его влияния на сознание, поведение и экономические отношения граждан.

Актуальность темы исследования. В системе социального регулирования наиболее значимая роль находится у правового регулирования, под которым в узком смысле понимается влияние правовых норм, иных специальных юридических инструментов на поведенческую деятельность граждан, как и на общественные отношения с целью их систематизации и прогрессивного развития. С одной стороны, отношения в сфере оказания услуг относятся к числу наиболее распространенных в российском гражданском обороте. Деятельность по возмездному оказанию услуг охватывает как сферу удовлетворения социальных, бытовых, духовных человеческих потребностей, так и сферу удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов. С другой стороны, правовая форма договора возмездного оказания услуг не свободна от недостатков, о чем свидетельствует существующая судебная практика. Законодатель, введя в действие часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), придал обязательствам об оказании услуг нормативный характер, выделив возмездное оказание услуг в качестве самостоятельного института, объединяющего ряд типичных договоров.


Правовым регулированием является реализуемое с помощью специальной системы правовых средств упорядочивающее влияние права на отношения в обществе. Признаки регулирования правового характера заключаются в том, что оно, в первую очередь является специфичным для права, т. е. оно свойственно лишь одному праву, а, также выполняется с помощью особой системы правовых средств, которая называется механизмом правового регулирования.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении понятия правового регулирования при оказании различных услуг.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «правовое регулирование»

2. Изучить виды правового регулирования;

3. Определить систему договоров возмездного оказания услуг;

4. Выявить особенности правового регулирования возмездного оказания услуг.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с оказанием различных услуг.

Предмет исследования - нормы гражданско-правового регулирования, регламентирующие отношения, направленные на возмездное оказание услуг.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод, а также системный подход. Кроме того, использованы такие методы как индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнительно-правовой и структурно-функциональный методы. 

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Понятие, виды и предмет правового регулирования

Регулирование в сфере права - это целенаправленный процесс управления общественными отношениями при помощи правовых норм и других правовых инструментов.

Согласно определению, можно определить, что регулированием следует считать воздействием на человеческое поведение, при котором достаточно ясно обозначена цель. К примеру, для упорядочения пользования жилыми помещениями, установления обязанностей и прав собственников данных помещений, а также их арендаторов, создано жилищное законодательство. Именно влияние правовых норм Жилищного законодательства, как и осуществление текущей цели и относятся к правовому регулированию[1].


Понятие «регулирование» (на латыни означающее «regulo» – «правило») обозначает налаживание, упорядочение, приведение чего-либо в определённое соответствие с чем-либо. Правовое регулирование отношений происходящих в обществе реализуется с помощью властной и жёстокой их нормировки законодательством, государством, правовыми нормами, которые детализируются в правоотношении. Без наличия эффективного правового регулирования сама государственность является немыслимой.

Право оказывает влияние на поведение гражданина не только фактом своего существования, приводя доказательства своей полезности, выгодности и правомерности  поведения. Им также регулируется человеческое взаимодействие при помощи заимствования государственно-властных предписаний, в которых определены определённые правовые отношения субъектов данных правоотношений, регламентируется их поведенческая деятельность при помощи наказаний, поощрений, запретов и дозволений[2].
    С целью приведения описаний вышеуказанных процессов применяется понятие правового регулирования и правового воздействия. Если правовое регулирование зачастую определено в качестве выполняемого всей юридической системой, влияние на отношения в обществе с целью упорядочивания данных отношений, то правовое воздействие определяется в качестве взятого в многообразии и единстве всего процесса воздействия права на жизнедеятельность общества, как и на поведение и сознание граждан[3].

Тем не менее, необходимо акцентировать внимание на том факте, что правовым регулированием не является, то влияние, последствия которого, не предусматриваются законодательными нормами государства либо находятся с ними в противоречии. Например, с момента принятия Жилищного кодекса повысилось количество сделок в отношении жилья, увеличилась стоимость недвижимого имущества. Данные отрицательные влияния не относятся к сфере правового регулирования, т. к. это не выступает целью в процессе принятия закона.

К правовому регулированию также не следует относить влияние, реализуемое теми средствами, которые не относятся к юридическим. Средства массовой информации по состоянию на текущее время представляют собой четвертую неформальную ветвь власти. Не беря в учёт данное обстоятельство, влияние на сознание граждан при помощи средств массовой информации, как и пропаганда с агитацией и психическое, нравственное воздействие никоим образом не может быть отнесено к регулированию правовому.


В обычной жизни население постоянно встречается с разнообразными идеологическим, духовным и другими влияниями, которые тесно связаны с правовым регулированием. По этой причине способы правового регулирования и специальных юридических средств влияют на остальные области общественной жизнедеятельности: морально-духовную и нравственную стороны.

Определиться с тем, какое именно правовое положение регулируется и на что оно влияет, сможет помочь предмет правового регулирования.

К предмету регулирования в сфере права относят отношения в обществе, которые проявляются в действии, поведении и человеческой деятельности, следует отметить, что ни в чём другом они проявиться не могут.

Право оказывает влияние на различные сферы человеческих отношений и при этом занимается управлением их поведения. Следует сделать акцент на том, что регулированию в сфере права подвергаются не все общественные отношения. По этой причине необходимо точное разграничение сферы правового регулирования[4].

Исторически в правовой жизнедеятельности сформировались следующие группы общественных отношений, относящиеся к сфере правового регулирования:

1) Отношения людей, связанных с обменом нематериальных и материальных ценностей;

2) Общественные отношения властного управлению обществом;

3) Отношения по организации правопорядка, призваны способствовать обеспечению нормального протекания процессов управления в общественной жизнедеятельности, а также процессов обмена ценностями[5].

Следовательно, к предмету регулирования в правовой сфере следует относить такие человеческие отношения, как:

В первую очередь, предмет правового регулирования характеризуется волевыми отношениями, находящимися под контролем сознания и воли человека. Это является естественным, т. к. правом регулируется поведение гражданина через его волю и сознание. С целью совершения действия, которое предусмотрено правовыми нормами, человек должен осознать требования, присущие данной норме и при помощи своей воли согласно требованиям осуществить волевое усилие, принудить себя к совершению действия с учётом данной правовой нормы. В том случае, когда сознание либо воля человека являются ущербными по некоторым причинам (к примеру, психическое заболевание или слабоумие и т. д.), то поведение данного человека не будет являться предметом регулирования в правовой сфере.

Во вторую очередь, регулированию в сфере права подвергаются только те из отношений, которые могут поддаваться внешнему контролю.


В-третьих, правовое регулирование является возможным только при тех обстоятельствах, когда у граждан существует возможность выбирать одного из множества (как минимум двух) вариантов поведенческой деятельности. В том случае, когда такой выбор отсутствует, то требование правовой нормы является бесполезным. Нельзя, к примеру, при помощи правовых норм наложить запрет гражданину на отправление естественных потребностей: употреблять пищу, вдыхать воздух, пить, спать и т. д., обязать его ненавидеть или любить кого бы то ни было.

В-четвертых, правом регулируется только то поведение, которое является социально значимым и оказывает воздействие на интересы остальных граждан.

Правовое воздействие является более широким понятием. В понятие правового воздействие включено регулирование поведенческой деятельности и влияние на человеческое сознание, воздействие на его социальные установки. Какой-либо субъект может никогда не стать участником каких-нибудь отношений, не осуществить каких-нибудь действий, которые предусмотрены правовыми нормами. Тем не менее его ознакомление с содержанием конкретного законодательного проекта воздействует на его мировоззрение и сознание[6].

К примеру, гражданин может никогда не стать депутатом или участником каких-либо определённых событий, но тем не менее ему необходимо быть знакомым с определёнными законодательными актами. В данной связи следует обратить внимание на то обстоятельство, что правом регулируется поведенческая деятельность населения, которое способствует формированию правового и политико-нравственного сознания всех членов общества, а также их поведенческих установок.

На некотором историческом этапе общественного развития появилось регулирование отношений в обществе с помощью правового инструментария в первую очередь на внутрегосударственном уровне, а потом на международной уровень.

Спецификой правового регулирования является в первую очередь то, что данное регулирование истекает от государства, выполняется при помощи системы средств права и основывается на возможности государственного принуждения.

Правовое регулирование является воздействием власти государства на отношения в обществе с помощью системы правовых средств, к которым относятся правовые нормы, правоприменительные акты и правоотношения[7].

В самом общем виде правовыми средствами являются весь юридический инструментарий с помощью которого становится возможным удовлетворить, существующие у субъектов этого права, интересы, осуществляется достижение поставленных целей.