Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета ...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1 Документирование, бухгалтерские счета, двойная запись и оценка.

Совокупность всех приемов и способов, с помощью которых, в Бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников, он включает в себя следующие основные элементы:

- документирование;

-бухгалтерский счет;

-двойная запись;

-оценка;

-калькуляция;

- инвентаризация;

- бухгалтерский баланс.

В этой главе рассмотрим первые четыре способа.

1. Документирование.

Документирование – первичный учет, который включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив. Основание для любой записи в регистрах бухгалтерского учета являются надлежащие оформленные оправдательные первичные учетные документы, фиксирующие факты совершения хозяйственных операций. Они должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания и содержать все обязательные реквизиты, подписи лиц, ответственных за содержание хозяйственных операций, печать предприятия. Документы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренними документами оформляются хозяйственные операции, совершаемые внутри предприятия. Внешние документы поступают со стороны и отражают хозяйственные операции, характеризующие отношения с другими организациями. Все документы, служащие основанием для записей в бухгалтерском учете, должны представляться в бухгалтерию предприятия в установленном порядке к определенному сроку для проверки с точки зрения законности отраженных в них операциях, правильности оформления и для последующей обработки и группировки. Информация, содержащаяся в первичных документах, систематизируется и накапливается в учетных регистрах. Информация из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками.

2. Бухгалтерский счет.

Бухгалтерский счет представляет собой учетную позицию в бухгалтерском учете, предназначенную для постоянного учета в денежном выражении движения каждой однородной группы принадлежащих хозяйствующему субъекту средств и источников их образования методом двойной записи (по дебету и кредиту) в проводках.

В зависимости от объекта учета счета разделяются: на активные, пассивные и активно-пассивные.

По степени детализации учета счета подразделяют: на синтетические, субсчета, аналитические.


В зависимости от участия сальдо по счету в формировании бухгалтерского баланса счета разделяют на балансовые и на забалансовые.

Для каждой группы средств и источников этих средств используется отдельный счет, где отражается остаток (сальдо) данной группы на начало учетного периода и все изменения, вызванные произведенными хозяйственными операциями. Каждый счет имеет две стороны: дебет и кредит. Сумма всех операций, отраженных по дебету счета, называется дебетовым оборотом; сумма всех операций, отраженных по кредиту, - кредитовым оборотом. Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток (сальдо) по счету.

Систематизированный перечень бухгалтерских счетов содержится в плане счетов.

3. Двойная запись.

Двойная запись (диграфическая запись) – способ ведения бухгалтерского учета, согласно которому каждое изменение наличия и состояния средств предприятия влияет на итоги, по крайней мере, двух счетов.

а) Принцип двойной записи:

Любая операция отражается по кредиту (правая сторона) одного счета или счетов и дебету (левая сторона) другого счета или счетов.

Основным принципом современного бухгалтерского учета является выполнение в любой момент времени равенства (которое называют также уравнением баланса):

Активы = обязательства + капитал.

Активы – отражают информацию имущества и имущественных прав организации на определенную дату. Обязательства и уставный капитал указывают на источники возникновения активов. Чтобы равенство сохранялось, бухгалтерская запись должна изменять обе его части. Увеличение активов отражается в дебете соответствующих счетов, увеличение пассивов в кредите соответствующих счетов. Например, учредитель при создании компании внес в уставный капитал 10000 руб. Это означает, что у компании появились денежные средства (актив), источником которых является учредитель. Будет сделана запись:

Дт Денежные средства – Кт Уставный Капитал

Таким образом, при ведении учета методом двойной записи действует закон сохранения: сумма дебетов всех счетов всегда равна сумме кредитов всех счетов. Это позволяет легко контролировать правильность ведения учета: если баланс не сходится, то где-то есть шибка, которую надо найти и исправить.

б) Ошибки учета и методы их выявления и исправления с позиции двойной записи:

Распространенные виды ошибок:

1) неверная сумма

2) неверная корреспонденция

Способы исправления:

1) Дополнительная запись используется, когда ошибка прошла по 2 регистрам при правильной корреспонденции, сумма отражена меньше чем требуется – делается двойная запись.


2) Красное сторно- используется, когда ошибка прошла по 2 регистрам, но неверна корреспонденция, либо сумма больше чем требуется. Ошибка повторяется красным цветом, а потом делается правильная запись.

3) Корректурный – ошибка не прошла по второму регистру. Ошибочная запись зачеркивается одной чертой, ставятся инициалы, дата и подпись исправителя.

в) Ограничения принципа двойной записи.

По мнению ряда специалистов, инфляция делает бухгалтерскую отчетность, составленную в соответствии с принципом двойной записи, непоказательной в экономическом смысле из-за искажения финансовых результатов. Самой распространенной попыткой решить эту проблему является переоценка активов.

Если вследствие роста цен на рынке партия продаваемых товаров нуждается в переоценке себестоимости, то метод двойной записи требует сделать запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту какого-то счета. Поскольку переоценка товаров в данном случае не будет связанна с ростом кредиторской задолжности, единственным вариантом переоценки товаров в учете станет увеличение объема собственных источников средств предприятия.

В стремлении показать с помощью переоценки товаров рост затрат предприятия, уменьшающих прибыль, мы приходим к необходимости отразить рост прибыли компании от переоценки активов. То есть отразить в учете тот факт, что рост стоимости активов в этом случае означает уменьшение прибыли компании, с помощью двойной записи становится невыполнимой задачей.

г) Исключения.

В российском учете существует исключение для группы так называемых «забалансовых» счетов. Данные счета не участвуют в балансе и служат для учета активов или пассивов, не являющихся активами или обязательствами организации в соответствии с применимыми правилами бухгалтерского учета.

Примеры:

- стоимость ценностей, принятых на ответственное хранение,

- величина банковских гарантий (используются при смене таможенного режима грузов).

4. Оценка.

Оценка – это инструмент, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение (перевод из натуральных показателей в денежные показатели).

Основными принципами оценки являются: единство и реальность

Различают варианты поступления имущества (активов) на предприятие. Если активы поступают на основе купли - продажи, то фактическая себестоимость - цена приобретенная. Если поступают безвозмездно, то фактическая себестоимость – рыночная цена.

В каждом конкретном случае бухгалтер обязан применять порядок оценки, предусмотренный законодательством (ПБУ). Выбранный метод оценки сказывается на стоимости активов, а так же по величине налогооблагаемой прибыли.


При оценке имущества следует иметь в виду, что в текущем учете оценка по фактической себестоимости не всегда возможна или целесообразна потому, что сведения о фактических затратах часто опаздывают.

3.2 Калькулирование, инвентаризация и бухгалтерский баланс.

В данной главе рассмотрим следующие методы бухгалтерского учета: калькулирование, инвентаризацию и бухгалтерский баланс.

5. Калькулирование.

Калькулирование (от лат. Calculatio - счет, подсчет) – способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов. Калькулирование производится на основе учетных и расчетных затрат и на основе структуры этих затрат.

Калькулирование используется как для предварительной оценки себестоимости, так и для последующего завершающего контроля. В управлении проектами высоко приоритетным является оперативный контроль себестоимости проекта. С помощью калькулирования определенная себестоимость (наборов) продуктов или услуг в первую очередь используется в ценовой политике организации для определения минимальной, максимальной и оптимальной рыночной цены продукции (услуги) и их рыночного потенциала.

Примеры калькулирования различных себестоимостей:

- себестоимость тоннокилометра в денежном измерении для определенного вида грузового транспорта при ожидаемой средней по загрузке ситуации с заказами на логистическом предприятии.

- себестоимость услуги ремонта в денежном измерении для определенного вида производственных установок и определенного вида поломок при ожидаемой максимальной частоте поломок на определенный временной этап.

- себестоимость одного обращения одного подразделения за услугами другого подразделения при оговоренной минимальной и максимальной частоте обращений на определенный временной этап.

и т.д.

Основные виды калькулирования делятся на калькулирование на основе переменных или полных затрат. Важным подходом в калькулировании себестоимости при высоких косвенных затратах является процессный расчет затрат или Расчет себестоимости по видам деятельности. Существует широкий спектр методов калькулирования себестоимости. Некоторые методы можно найти в бухгалтерском учете, в управленческом учете, в контроллинге, в финансовом менеджменте и в управлении проектами для соответствующего проектного производства и т.д.


И соответственно калькулирование может производиться бухгалтерией, финансовым отделом (планирование и бюджетирование), контроллинговым отделом (Cost-/Profitcenter расчеты) и сметным отделом в зависимости от предназначения данной информации.

Следует также учесть, что сметный подход, единственный из вышеперечисленных подходов, который не учитывает график производства работ (производственную структуру). И сметы для больших и сложных производственных графиков отличаются очень сильной неточностью оценки себестоимости проекта (большим стандартным отклонением), изначально закладывая риск качеству проектов (содержанию проекта, стоимости проекта и своевременности исполнения проекта).

6.Инвентаризация.

Инвентаризация – проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению дел. Обычно инвентаризацию связывают с пересчетом и перемериванием предметов.

Многие организации обязаны проводить инвентаризацию ежемесячно. Но все предприятия должны проводить инвентаризацию ежегодно.

Для проведения инвентаризации издается соответствующий приказ, в котором назначаются члены инвентаризационной комиссии и определятся сроки проведения инвентаризации. Члены инвентаризационной комиссии проверяют наличие предметов и материалов, указанных в инвентаризационно-сличительной ведомости.

Виды инвентаризации:

- Выборочная инвентаризация - инвентаризация, которая проводится на отдельных участках производства или при проверке работы материально ответственных лиц.

- Инвентаризация основных фондов – система учетных мероприятий для определения количества, состава и состояния основных фондов предприятия на определенный момент.

- Инвентаризация товарных запасов – полная перепись товаров в торговом предприятии, проводимая специальной комиссией.

- Периодическая инвентаризация – система периодических учетов запасов компании.

- Полная инвентаризация – проверка всех видом имуществ предприятия. Полная инвентаризация проводится в конце года перед составлением годового отчета, а также при полной документальной ревизии, по требованию финансовых и следственных органов.

- Частичная инвентаризация – инвентаризация, которая проводится раз в год для каждого объекта.

7. Бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности, способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.