Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета ...pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность и значение бухгалтерского учета
1.1 Понятие бухгалтерского учета
1. 2 Цели и задачи бухгалтерского учета
Глава 2 Предмет бухгалтерского учета.
2.1 Активы предприятия, их классификация и характеристика.
2.3 Доходы и расходы предприятия.
Глава 3. Метод бухгалтерского учета
3.1 Документирование, бухгалтерские счета, двойная запись и оценка.
б) Периодичность повторения.
- периодические – задачи, которые возникают перед бухгалтером с известным постоянством, таких задач в учете большинство;
- спорадические – задачи, возникающие перед бухгалтером время от времени, более или менее случайным образом;
- уникальные – задачи разовые, решать которые приходится единожды.
в) Степень срочности. Степень срочности - критерий достаточно субъективный. По этой причине классификация задач по степени срочности – должна производиться самим бухгалтером при планировании им своего рабочего дня. По степени срочности задачи подразделяются на следующие:
- «горящие» - задачи, возникающие неожиданно и требующие немедленного решения;
- среднесрочные – задачи, возникающие неожиданно и требующие относительно быстрого решения;
- текущие - задачи, требующие решения к заранее известной отдаленной дате;
- «остаточные» - задачи, срок исполнения которых не установлен.
г) Способ регламентации. Определяется типом документа, регламентировавшего ту или иную обязанность бухгалтера:
- законодательный или иной нормативный акт;
- решение, принятое администрацией предприятия;
- должностная инструкция.
д) Характер воздействия на хозяйственную деятельность. Стратегической целью учета является оказание положительного воздействия на хозяйственную деятельность, но оказать такое воздействие возможно двумя способами: способствовать либо увеличению доходов, либо уменьшению расходов.
Таким образом, по характеру воздействия на хозяйственную деятельность возможны три типа задач:
- способствующие увеличению доходов;
- способствующие уменьшению расходов;
- те, определить воздействие которых на хозяйственную деятельность не представляется возможным.
е) Объект целеполагания. Объектом решаемых задач может быть как прошлое, так и настоящее или будущее. Соответственно и задачи по объекту целеполагания могут быть подразделены на:
- «археологические» - направленные на установление уже наступившего факта;
- констатирующие – направленные на установление происходящего в текущий момент события;
- прогнозные – направленные на предсказание событий, которое должно произойти в будущем.
Несложно охарактеризовать стоящие перед бухгалтером задачи и по другим признакам: по характеру требуемых работ; по количеству задействованных работников; по ответственным исполнителям; по расходам на исполнение; по времени исполнения; по ответственности за неисполнение; по конечному потребителю полученной информации и др. Главное при этом, чтоб используемая классификация помогла бухгалтеру ориентироваться в многообразии стоящих перед ним задач.
Глава 2 Предмет бухгалтерского учета.
2.1 Активы предприятия, их классификация и характеристика.
Бухгалтерский учет должны вести все предприятия, организации не зависимо от форм собственности и размеров. Существует две сферы, которые охватывают все виды предприятий:
- производственная;
- непроизводственная.
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает финансово-экономическая деятельность предприятия. Она включает в себя: а) операционную деятельность, б) инвестиционную деятельность, в) финансовую деятельность и г) ЧП.
а) Операционная деятельность – это основная деятельность предприятия, направленная на получение дохода, а так же другие виды деятельности, которые не являются ни инвестиционными, ни финансовыми.
б) Инвестиционная деятельность – это деятельность, связанная с приобретением и выбытием нематериальных активов, долгосрочных материальных активов, акций, долей участий в уставном капитале других предприятий и других ценных бумаг, которые не являются краткосрочными инвестициями.
в) Финансовая деятельность – это деятельность, результатом которой является изменение в размере и составе собственного капитала, и займов предприятий ориентированных на получение доходов от финансовых операций.
г) ЧП – это результат природных и политических напряжений, повлиявших на деятельность и имущество предприятий.
По Штейману Т.К. элементами предмета бухгалтерского учета являются:
- активы предприятия;
- пассивы предприятия;
- доходы;
-расходы [11 ,с.25].
Рассмотрим эти элементы более детально.
Время от времени предпринимались попытки дать удовлетворительное определение активов для целей бухгалтерского учета. Различные авторы предлагали разные формулировки – от «того, что представлено дебетовым сальдо», до «будущего потенциального дохода». Например, Американский Институт Бухгалтеров определяет активы таким образом:
«величина, представленная дебетовым сальдо, которое осталось или останется после закрытия счетов должным образом, в соответствии с учетными принципами (если сальдо отрицательно, оно составляет кредиторскую задолжность), при том, что она отражает либо право собственности, либо приобретенную стоимость, либо понесенный расход, приведший к возникновению собственности или относящийся должным образом к будущему отчетному периоду».
Штейман Т.К. дал более простую характеристику актива. По его словам, активы – это все экономические средства, находящиеся в распоряжении предприятия и им контролируемые [11 , с.26].
Для того, чтобы считаться активом каждый вид ресурсов должен отвечать следующим трём условиям:
1. Они должны быть собственностью предприятия или находиться под его контролем. Активы включают не только собственные средства предприятия, но и средства, находящиеся временно в распоряжении предприятия (например: актив, временно переданный в аренду или переданный по контракту лизинга). Активы включают в себя также продукцию, полученную на арендованном имуществе и, в результате использования которого предприятие получает доход.
2. Каждый вид ресурсов должен представлять собой некоторую ценность для предприятия, и которой, в результате продажи либо ликвидации, может принести доход в виде денежных средств, либо в другой форме.
3. Каждый вид актива должен быть зарегистрирован в измеряемой величине.
На предприятии используется большое число активов, которые могут быть классифицированы на:
а) долгосрочные активы;
б) текущие (краткосрочные) активы.
Долгосрочный активы представляют собой экономические средства предприятия со сроком использования более 1 года. В их число включаются: основные средства, природные ресурсы, земля, нематериальные активы, долгосрочные инвестиции, долгосрочные авансы и т.д.
Текущие активы представляют собой средства со сроком использования менее года. В их число входят:
а) товарно-материальные запасы, которые состоят из материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), незавершенного производства, готовой продукции, товара;
б) обязательства по торговым счетам;
в) выданные авансы;
г) краткосрочные инвестиции;
д) обязательства персонала и другие суммы со сроком оплаты не более одного года;
е) денежные средства в кассе предприятия и на открытых счетах в банке, денежные документы, которые хранятся в кассе и денежные переводы в пути.
2.2 Пассивы предприятия.
Пассивы предприятия – представляют собой источники финансирования и формирования активов предприятия. Пассивы могут быть классифицированы на:
а) собственный капитал;
б) заемный капитал (обязательства).
Собственный капитал образуется при создании предприятия и является необходимым условием его функционирования. При учреждении предприятия формируется уставной капитал – сумма средств вложенных учредителеми. Минимальный размер уставного фонда установлен законодательством. Размер уставного фонда определяется уставом предприятия: например, для индивидуального предприятия и обществ с ограниченной ответственностью он составляет 300 минимальных зарплат. По мере осуществления деятельности предприятия, размер собственного капитала может увеличиваться вместе с формированием его следующих разновидностей:
- дополнительный капитал (образуется в результате положительной разницей между номинальной ценой акций, а также в результате положительной разницы валютных курсов при расчётах с зарубежными учредителями);
- резервный капитал формируется из нераспределенной прибыли предшествующих лет и чистой прибыли текущего года.
Обязательства – это различные виды долгов, существующих в текущем периоде и образованные в результате финансово-экономической деятельности предприятия. Обязательства образуют источники формирования привлеченных средств. Они могут быть классифицированы:
- по сроку выплаты на:
а) краткосрочные обязательства со сроком действия менее одного года;
б) долгосрочные обязательства со сроком действия более одного года;
- по экономическому содержанию:
а) финансовые обязательства, то есть долги предприятия по отношению к банкам, либо другим финансово-коммерческим единицам за полученные кредиты, а также по отношению к другим предприятиям и физическим лицам за предоставленные займы (в деньгах, или товарах);
б) коммерческие долги: обязательства по отношению к поставщикам товаров, материалов, услуг, полученных авансов;
в) начисленные обязательства представляют обязательства по отношению к работникам – по заработной плате, по отношению к социальному фонду – по начисленному пособию на социальное страхование, по отношению к бюджету – по начисленным налогам и сборам, обязательства совладельцу – по начисленным дивидендам.
Активы и пассивы предприятия являются содержанием бухгалтерского баланса.
2.3 Доходы и расходы предприятия.
Кроме активов и пассивов, предметом бухгалтерского учета также являются доходы и расходы предприятия.
Доход – это полученная сумма, либо сумма, предстоящая к получению в результате реализации продукции и товаров, оказание услуг и других операций, осуществляемых в результате экономической деятельности предприятия.
В состав доходов не включается суммы, предназначенные внесению в бюджет. В зависимости от источников получения, доходы делятся на:
а) доходы операционной деятельности;
б) доходы неоперационной деятельности.
А) Доходы операционной деятельности включают в себя:
- доходы от продаж, то есть суммы, полученные в результате реализации продукции, товаров, оказания услуг, доходы по контрактам строительного подряда;
-другие операционные доходы, - это суммы, полученные в результате выбытия текущих активов, за исключением готовой продукции и товаров, а также сдачи в аренду; в виде штрафов, пенни и сумм, выплачиваемых за нанесение материального ущерба.
Б) Доходы неоперационной деятельности:
- доходы инвестиционной деятельности, то есть поступления от продажи нематериальных активов, земель, основных средств, выплаты начислений, дивидендов и так далее;
- доходы финансовой деятельности: суммы, полученные от сдачи в аренду на срок более одного года нематериальных активов и долгосрочных материальных активов, стоимость активов, полученных безвозмездно, а также доходы в форме валютных курсовых разниц
- чрезвычайные доходы (непредусмотренные) – это суммы, полученные от государства, страховых компаний и других экономических агентов в виде возмещения материальных убытков, происшествий в результате природных явлений, политических обстоятельств и других чрезвычайных событий.
Расходы представляют собой платежи и убытки, которые вычитаются из доходов при расчете прибыли (убытка) отчетного (управленческого) периода.
В зависимости от назначения расходы подразделяются на:
а) расходы операционной деятельности;
б) рахдоды неоперационной деятельности;
в) расходы по подоходному налогу.
А) Расходы операционной деятельности составляют:
- стоимость продаж, то есть балансовую стоимость проданной продукции, товаров, оказанных услуг.
- расходы периода: коммерческие расходы, общие и административные расходы и другие операционные расходы.
Б) Расходы неоперационной деятельности делятся на:
- расходы инвестиционной деятельности, то есть балансовая стоимость выбывших долгосрочных активов и расходы, сопутствующие этому;
- расходы финансовой деятельности это расходы по аренде нематериальных активов, выплата royalty (плата за использование интеллектуального труда и авторские права), аренда долгосрочных материальных активов, отрицательные валютные курсовые разницы;
- чрезвычайные расходы, убытки в результате природных явлений, политических ситуаций и др.
В) Расходы по подоходному налогу – общая сумма текущих расходов по подоходному налогу, вычитываемая при расчете чистой прибыли, либо убытка текущего периода.