Файл: Органы нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата , нотариальная палата субъекта РФ..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
-охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц;
-укрепление законности и правопорядка;
-предупреждение правонарушений путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ удостоверения договоров и сделок,
-оформление наследственных прав,
-совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий.
Законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, состоит из: международных правовых актов; Конституции РФ[3] и федеральных законов; конституций, уставов и законов субъектов РФ; нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами государственной власти.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью ее правовой системы. Например, нотариусами применяются: Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.
Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения.
Основы законодательства России[4] о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяют
-
- современную организацию нотариата,
- правовой статус нотариуса,
- компетенцию и порядок деятельности нотариуса,
- размер ставок государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям.
Наряду с Основами необходимо выделить следующие кодифицированные акты:
-
- Налоговый кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;[5]
- Семейный кодекс РФ.
Поскольку законодательство о нотариате относится к совместной компетенции Федерации и ее субъектов, принятие Основ не исключает установления республиканскими, краевыми, областными органами государственной власти норм, не противоречащих Основам и регламентирующим деятельность нотариата. В некоторых случаях это прямо предусмотрено в Основах - например в ст. 14 и 34.
Значительную роль в регламентации нотариальной деятельности играют нормативные правовые акты, издаваемые Министерством юстиции РФ:
-
- Приказом Минюста от 21 июня 2000 г. №179 утвержден порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.
- Вопросы, связанные с принятием экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, квалификационной комиссией, регламентируются приказом Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. №132.
- После успешной сдачи квалификационного экзамена лицо имеет право на получение лицензии на осуществление нотариальной деятельности. Порядок выдачи данной лицензии утвержден приказом Минюста РФ 26 октября 1998 г. №150.
- Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной Министерством юстиции РФ от 19 марта 1996 г.
Благодаря развитию института нотариата в нашей стране стала складываться новая отрасль права, получившая название нотариальное право и представляющая собой совокупность правовых норм и законодательных актов в сфере регулирования порядка осуществления нотариальных действий и взаимоотношений между нотариусом и физическими или юридическими лицами.[6]
Роль института нотариата для общественных отношений переоценить очень трудной, он призван укреплять режим законности и поддерживать правопорядок, предупреждать нарушения права, охранять законные интересы лиц, обеспечивать стабильное развитие экономических и гражданских правоотношений.
Особо следует отметить тот факт, что нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью и не служит основной цели извлечения прибыли. Это положение определяет вектор государственной политики в области нотариата.
2 Органы нотариального самоуправления
2.1 Федеральная Нотариальная Палата
Федеральная нотариальная палата создана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате на учредительной конференции полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ, которая состоялась 22 сентября 1993 г. в Москве. Первая региональная нотариальная палата была создана несколько раньше – в марте 1993 года в Республике Бурятия. Через месяц объединились нотариусы Липецкой области, через год нотариальные палаты работали уже в 17 субъектах Российской Федерации.
Особую роль в создании и становлении ФНП сыграл Анатолий Иванович Тихенко, первый частнопрактикующий нотариус России, а впоследствии президент Федеральной нотариальной палаты. За время его пребывания в должности президента ФНП из простой некоммерческой организации превратилась в первую и на тот момент единственную саморегулируемую организацию, способную реализовывать государственные функции. До момента свой гибели в феврале 2001 года А. И. Тихенко оставался последовательным проводником идеи независимого, небюджетного нотариата, как публично правового, правозащитного и правоприменительного института, стоящего на защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.[7]
Нынешнее руководство Палаты придерживается той же позиции, подтверждением чему стало принятие Общим собранием полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ ряда внутренних нормативных актов, подтверждающих высокий статус российского нотариата и ведущую роль Федеральной нотариальной палаты в организации нотариальной деятельности. В частности, в 2002 году были приняты Примерный устав нотариальной палаты субъекта Российской Федерации и Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, исполнение которых стало обязательным для всех нотариальных палат и нотариусов России.
Организационная структура Федеральной нотариальной палаты доказала свою эффективность и стала примером для других правовых институтов, в частности, для адвокатского сообщества, арбитражных управляющих, оценщиков и др.[8]
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является Собрание полномочных представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Обычно оно созывается не реже одного раза в год, однако при необходимости для решения особо важных и актуальных вопросов деятельности нотариального сообщества могут проводиться и внеочередные собрания. Решения Собрания правомочны, если в его работе приняли участие полномочные представители не менее двух третей нотариальных палат.
Высший руководящий орган нотариального сообщества представителей нотариальных палат может принимать к рассмотрению любой вопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты. К его исключительной компетенции относятся:
- определение приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты;
- избрание правления, президента и ревизионной комиссии;
- заслушивание отчетов правления, президента и ревизионной комиссии;
- рассмотрение споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;
- определение размера членских взносов и других платежей;
- прием в члены Федеральной нотариальной палаты;
- внесение изменений и дополнений в устав;
- принятие решений о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.
Нотариальные палаты субъектов РФ имеют равные права по созданию выборных органов ФНП и участию в их работе, в том числе, они могут обсуждать любые вопросы деятельности палаты, обращаться во все выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы Палаты. Они обязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации[9] о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальной палаты, а также требования Устава Палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.
Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Правления и президента на собрании представителей нотариальных палат простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия.
Высшей исполнительной властью в Федеральной нотариальной палате обладает президент. На должность Президента Палаты может быть выдвинут нотариус, занимающийся частной практикой, со стажем работы нотариусом не менее пяти лет, имеющий опыт работы президентом или вице-президентом нотариальной палаты не менее одного срока. Президент руководит работой Правления ФНП, представляет интересы нотариального сообщества в международных организациях, в том числе в Международном союзе нотариата, органах государственной власти Российской Федерации, хозяйственных и общественных структурах, а также ведет официальную переписку от имени палаты Федеральной нотариальной палаты.
Президент Палаты избирается Собранием представителей нотариальных палат из числа нотариусов, занимающихся частной практикой, сроком на пять лет. О результатах своей работы и работы правления он отчитывается перед Собранием полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ.
Правление Федеральной нотариальной палаты является постоянно действующим руководящим коллегиальным органом управления деятельностью Федеральной нотариальной палаты в период между Собраниями представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации.
К компетенции правления Федеральной палаты относятся:
- созыв Собрания полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ;
- подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания;
- определение конкретных путей реализации требований Устава;
- организация выполнения решений собрания и требований Устава;
- разработка предложений о внесении изменений и дополнений в Устав Федеральной нотариальной палаты;
- образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты;
- подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания; * повышение профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;
- проведение проверок деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой;
- осуществление взаимодействия с Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службой и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности;
- организация взаимодействия с международными организациями нотариусов;
- осуществление кураторских функций в отношении нотариальных палат субъектов РФ.
Для более эффективной реализации полномочий, возложенных на Федеральную нотариальную палату, были созданы комиссии, отвечающие за определенные направления развития института нотариата. В рамках комиссий обсуждаются научные, методические, практические, организационные, правовые и правоприменительные вопросы деятельности российского нотариата.
На сегодняшний день при Федеральной нотариальной палате постоянно действуют:
- Комиссия по этике, профессиональной чести и имиджу, изучающая вопросы внутрикорпоративной этики, взаимоотношения нотариусов и клиентов, организации нотариальной деятельности, а также контролирующая исполнение Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
- Комиссия по методической работе, занимающаяся изучением вопросов правоприменительной практики, а также подготовкой методических рекомендаций для нотариусов России;
- Комиссия по контролю за деятельностью нотариальных палат, осуществляющая контроль за соблюдением законодательства и требований внутренних нормативных актов Федеральной нотариальной палаты нотариальными палатами субъектов РФ;
- Бюджетная комиссия, разрабатывающая рекомендации по экономической деятельности ФНП;
- Комиссия по использованию информационных технологий, исследующая вопросы использования информационных технологий в нотариальной практике и организационной деятельности нотариального сообщества;
- Комиссия по исследованию исторического наследия российского нотариата, занимающаяся исследованием исторических корней нотариата России;
- Комиссия по вопросам социальной политики, разрабатывающая концепцию социального развития института нотариата и механизмы ее реализации;
- Комиссия по реализации Целевой комплексной программы Федеральной нотариальной палаты, направленной на обеспечение нотариальной деятельности в малонаселенных, труднодоступных и экономически нерентабельных районах.
Функции федеральной нотариальной палаты.
Как и рядовые частные и государственные нотариальные палаты, федеральный орган системы относится к некоммерческим организациям. В сущности, это объединение профессионалов из разных регионов страны, которое основано на их обязательном членстве. В то же время федеральная палата нотариусов – это юридическое лицо, которое осуществляет свою работу на принципе самоуправления. Функции этой структуры базируются на основах законодательства РФ и собственного устава, который принимается представителями нотариальных палат и утверждается в процедурном порядке, по которому регистрируются уставы общественных объединений. Также отмечается разница в задачах, которые выполняют обычные конторы и федеральный нотариат. Функции, полномочия и цели во многом сходятся со структурами начального уровня, но есть и принципиальные расхождения. Они явно проявляются в следующих обязанностях органа: Осуществление координационной деятельности начальных государственных и частных нотариальных палат. Обеспечение защиты профессиональных и социальных прав участников нотариата, которые занимаются частной практикой. Представление интересов нотариальных палат в органах исполнения государственной власти, а также в организациях, предприятиях и учреждениях. Обеспечение повышения квалификационного уровня нотариусов, а также их помощников и стажеров. Участие в экспертизах законопроектов РФ относительно вопросов, которые связанны с деятельностью в нотариальной сфере. Представление интересов нотариальных палат в организациях на международном уровне. Организация страхования деятельности нотариатов. [10]