Файл: Имидж спортивного соревнования (на конкретном примере).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время уделяется большое внимание совершенствованию системы управления в сфере физической культуры и спорта, в частности. Организация и проведение каждого спортивного соревнования требует специальных управленческих усилий и навыков, необходимых для его успешной организации, ведь от качественного уровня подготовки соревнования зависит множество людей: спортсмены, тренеры, работники отрасли спорта, болельщики. Под час на кону одного соревнования оказываются результаты многих лет труда большого количества людей.

Управление организацией и проведением спортивных соревнований дело трудное и ответственное, требующего глубокого понимания сущности спортивного соревнования.

В связи с этим, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определения наиболее проблемных процессов управления с целью их исправления для повышения качества организации и проведении соревнований различного уровня на территории Российской Федерации.

Подробного изучения и научного обоснования требуют процессы управления организацией и проведением соревнований в связи с планом увеличения количества международных, межрегиональных и региональных спортивных соревнований по различным видам спорта по отношению, что предусмотренного концепцией развития физкультуры и спорта до 2020 года.

Таким образом, необходимость поиска наиболее эффективных методов управления организацией и проведением соревнований в различных сферах спорта. В связи с этим с целью обеспечения развития вида спорта на запланированном уровне определила выбор темы и замысел настоящего исследования, основной целью которого является разработка методических рекомендаций по применению проектного управления при организации и проведении соревнований по спортивному ориентированию.

Объект исследования –МОУ ДО ЦДО «Факел».

Предмет исследования – организация и проведение спортивного турнира на примере шахматного турнира «Отважная пешка».

Целью курсовой работы является анализ организации и проведения спортивного соревнования (на примере конкретного турнира).

- раскрыть понятие спортивного менеджмента

- проанализировать теоретические основы организации спортивных соревнований

- дать характеристику организации и проведения спортивного соревнования на примере шахматного турнира «Отважная пешка»;

- изучить способы и средства популяризации шахмат в России;

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников; опрос (анкетирование, интервью); экспертная оценка; статистическая обработка материалов исследования.


Исходя из поставленной цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Глава 1 Теоретические основы проведения и организации спортивного соревнования

Понятие спортивного менеджмента

Спорт сейчас находится на пороге больших пе­ремен. Но, к сожалению, не до конца к ним готов. Прежде всего, это устаревшая материально-­техническая база, недостаточное финансирование физической культуры и спорта бюджетными орга­низациями разных уровней, отсутствие эффектив­ной системы законодательных актов о налогах, льгот, меценатства и спонсорства, телевизионных прав.

Поэтому сейчас он остается достаточно риско­ванным видом вложений. Данной проблемой ис­следования занимались такие ученые как В.Ю. Карпов, А.М. Гладких, А.Л. Волобуев, Р. Сабито­ва, Г.М. Квон, А.В. Сафронова, С.А. Наумова, В.А. Кваша, С.В. Слуцкая, Л.В. Сологубова и др.

Если подходить к истории спортивного ме­неджмента широко, то первыми спортивными ме­неджерами были еще римляне (владельцы гладиа­торов) и агенты всесильной китайской якудзы, ко­торые устраивали поединки лучших бойцов Даль­него Востока. Однако спортивные управленцы, в современном понимании, появились только в кон­це XIX века, когда мир массово увлекся спортом и спортивными соревнованиями. Уже тогда в сопут­ствующих кругах выделились спортивные адми­нистраторы (или агенты) и, собственно, менедже­ры[1].

Теория и практика управления физической культурой и спор­том всегда была связана с общей теорией управления, базирова­лась на ее теоретико-методологических основах, во многом по­вторяя ее путь становления и развития. Наиболее активно теория управления физической культурой и спортом начала формиро­ваться в 1970-е годы.

Исторически сложилось так, что физическая культура и спорт в нашей стране развиваются как в государственных, так и обще­ственных формах (подробно система управления данной сферой рассматривается в главе 5 настоящего пособия). Поэтому на­учные, организационные проблемы системы управления физи­ческой культурой и спортом, деятельность государственных и общественных органов управления, в том числе федераций по видам спорта, коллективов физической культуры, спортив­ных клубов, являлись предметом научного осмысления. Иссле­дования указанных проблем нашли свое отражение в работах К.А. Вороновой, Н.В. Жмарева, В.И. Жолдака, В.В. Ермило­вой, В.Г. Комалетдинова, И.И. Переверзина, К.А. Цатуровой и других авторов.


На протяжении многих лет в поле внимания ученых остаются вопросы управления массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работой среди различных категорий населения - Я.Р. Вилькин, М.И. Золотов, Т.М. Каневец, Х.А. Фаткуллин и др.

В сфере физической культуры и спорта складываются много­численные общественные отношения, наиболее важные из них регулируются нормами права. Последние возникают в связи с деятельностью физкультурно-спортивных организаций, орга­нов управления по созданию условий для занятий физически­ми упражнениями, функционирования спортивных сооружений и т.д. Правовое обеспечение управления физической культурой и спортом как одно из направлений по изучению правовых отно­шений в данной сфере является предметом исследований таких ученых и практиков, как С.Н. Братановский, П.А. Виноградов, С.Э. Воронин, В.Н. Зуев, С.А. Ищенко, В.Н. Уваров[2].

Одним из направлений, на котором сосредоточили свои уси­лия исследователи, формируя теоретические основы управления, явилось информационное обеспечение управленческой деятель­ности. Этот важный фактор эффективного управления рассмат­риваемой сферы в современных условиях получил новый смысл. Повсеместное использование информационных технологий в физ­культурно-спортивном движении, в том числе и в управлении, бесспорно, способствует оптимизации различных процессов, имеющих место в управленческой деятельности. Исследование феномена информации, ее роль в управлении физической куль­турой и спортом на протяжении многих лет изучаются Л.Н. Аку­ловой, П.А. Виноградовым, В.С. Родиченко, А.В. Седовым, С.С. Филипповым. Начиная с 1951 г., когда национальный олим­пийский комитет Советского Союза был признан Международ­ным олимпийским комитетом, а также после первого участия в Олимпийских играх 1952 г., в нашей стране широким фронтом развернулись научные исследования проблем международного спортивного движения, в том числе управленческих. Среди авто­ров следует назвать Н.Н. Бугрова, А.А. Исаева, С.А. Ищенко, В.С. Родиченко и ряд других.

Развитие рыночных отношений в экономике нашей страны на­чиная с 1990-х годов потребовало соответствующего изменения и в процессах управления данной сферой. Жизнедеятельность физкультурно-спортивных организаций в значительной степе­ни стала определяться применением руководителями средств и методов менеджмента. Менеджмент как вид управленческой деятельности явился новым объектом теории и практики. Чтобы эту деятельность сделать более эффективной, российские ученые активно включились в теоретическую исследовательскую работу по изучению различных сторон менеджмента в сфере физиче­ской культуры и спорта. Среди них С.И. Гуськов, В.И. Жолдак, В.В. Кузин, А.В. Починкин, С.Г. Сейранов, С.С. Филиппов, В.А. Черепов, С.А. Алтухов и другие.


Спортивный менеджмент - это самостоятель­ный вид профессиональной деятельности. Он направлен на эффективное достижение це­лей физкультурно-спортивной организации, дей­ствующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, тру­довых и информационных ресурсов[3].

Становление спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей ру­ководителей физкультурных и спортивных орга­низаций, т. е. профессиональных управляющих. Все большее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, развитие индустрии спорта вызывает необходимость не только в про­фессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах.

В нашей стране исторически так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмеща­ли учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной фе­дерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение таких обязанностей. Спортивный менеджмент как особый вид профес­сиональной деятельности управленцев в спортив­ной отрасли возник в результате разделения и кооперации их труда. Причиной появления и стремительного развития спортивного менедж­мента в развитых европейских странах стала ры­ночная экономика, которая выдвинула особые требования к менеджерам в условиях экономиче­ской конкуренции[4].

Современный менеджмент в индустрии спорта характеризуется тем, что придает особое значение формулированию целей спортивной организации. В связи с этим на передний план выдвигается стратегическое планирование и управление, что предполагает определение миссии (основной об­щей цели, главной задачи) спортивной организа­ции. Поэтому установление целей, ради достиже­ния которых создается, функционирует и развива­ется спортивная организация как целостная соци­альная система, является одной из главных про­блем менеджмента. В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, кото­рых организация стремится достичь в своей дея­тельности в течение длительного времени. Говоря точнее, цель управления - это желаемое, необхо­димое и возможное состояние управляемой систе­мы в будущем.

Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управле­ния, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации суще­ствуют различные виды управленческой деятель­ности. Вместе с ними появляется структура взаи­моотношений и подчиненности. Это значит, что спортивный менеджмент бывает разных уровней, и задачи он решает различные. В общем виде можно выделить три основных уровня менедж­мента в индустрии спорта: стратегический, такти­ческий и исполнительский.


Что касается функций менеджмента в индуст­рии спорта, то они представляют собой относи­тельно обособленные направления управленче­ской деятельности. Различают основные и специ­фические функции менеджмента.

Основные функции менеджмента взаимосвяза­ны, составляют единый процесс, характеризую­щий механизм управленческого воздействия.

Другие, специфические функции менеджмента в индустрии спорта представляют собой результат распределения управленческого труда, которая динамично развивается в современных условиях. Так же специфические функции спортивного ме­неджмента могут быть выделены и охарактеризо­ваны по содержанию управленческого воздейст­вия на определенный объект.

В современном спортивном менеджменте РФ существует ряд проблем и одна из главных - это нехватка профессиональных кадров социально­экономического профиля. Низкий уровень зарпла­ты преподавателей вузов не позволяет сформиро­вать штат кафедры из специалистов с современ­ным опытом и подготовкой.

В большинстве российских вузов нет направле­ния "спортивный менеджмент", подготовка осу­ществляется на базе специальности "менеджмент организации", а выпускникам присваивается ква­лификация экономист.

Выпускники по физической культуре и спорту, имеющие право вести тренерскую деятельность, чаще всего работают по специальности, накапли­вают опыт, и позднее переходят на управленче­скую работу. Этот путь наиболее логичен, чем ра­бота выпускника-экономиста без опыта в спортив­ной сфере. Поэтому релевантная проблема, это отсутствие хорошей программы, учитывающей все особенности работы спортивного менеджера на уровне государства, частных и общественных ор­ганизаций.

Для решения проблемы подготовки кадров не­обходимо разработать качественную программу подготовки спортивных менеджеров с учетом вида работы: государственное управление, обществен­ные организации и коммерческие организации. Спортивный менеджер должен знать программу различных уровней подготовки.

На каждом уровне будут различия: будет изу­чена система управления в государственном сек­торе, по видам спорта (региональный и федераль­ный уровень), а также система управления спор­тивными организациями.

Различия будут и в методах спортивного ме­неджмента: организационно-распорядительные, социально-психологические, а также экономиче­ские (для спортклубов).

Аспекты программы:

1) Циклы управления включают: обеспечение финансирования соревнований, подготовка спор­тивного резерва, а также оказание физкультурно­спортивных услуг для населения.