Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как и всякий договор, вообще, договор по оказанию рекламных услуг это конструкция, служащая установлению юридического факта сделки, и содержащая ее замысел, исполнение которого можно оценить лишь по его прекращении или по факту исполнения отдельных обязанностей путем характеристики объема и качества исполнения сторонами принятых на себя обязанностей. В случае же ненадлежащего исполнения/неисполнения этих обязанностей, вступают в силу следующие гражданско-правовые гарантии - ответственность и защита нарушенного или оспариваемого права.

2.3 Ответственность за ненадлежащее исполнение рекламного договора

Рассмотрение вопроса о гражданско-правовой ответственности в области рекламы во многом определена особенностями самого объекта, как определенного жизненного блага, обличенного в определенную объективную форму.

Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя как субъектов рекламной индустрии предусмотрена и дифференцирована статьей 30 Закона РФ "О рекламе".

Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Слова "на русском языке" в ст.5 Закона "О рекламе" следует понимать не только в смысле рекламы, написанной русскими буквами, но и рекламы, имеющей смысл на русском языке. За рекламу с таким содержанием рекламодателей следует привлекать к ответственности за нарушение п.1 и 2 ст.5 Закона "О рекламе".

В случае распространения недостоверной, либо заведомо ложной рекламы, содержание которой отвечает признакам публичной оферты, рекламодатель в соответствии со статьей 445 ГК РФ, содержащей норму об обязательности заключения договора, будет нести ответственность за уклонение от заключения договора на условиях, обозначенных в рекламном объявлении - публичной оферте, перед лицом, выразившим желание заключить такой договор.


Административные правонарушения, так или иначе связанные с рекламой, предусмотрены ст. ст.5.9, 6.13, 11.21, 14.24 (часть 2), 14.3 и 15.24 КоАП РФ и другими нормами. Одна из наиболее частоприменимых является статья 14.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Под "нарушением законодательства о рекламе" - такими нарушениями являются ненадлежащая реклама и отказ от контррекламы.

Исходя из санкции данной статьи, субъектами административной ответственности за предусмотренное ею административное правонарушение могут быть как физические, так и юридические лица. При этом следует учитывать, что индивидуальные предприниматели, в силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ, несут ответственность как должностные лица.

Административная ответственность выражается в наложении на виновных лиц, предусмотренных КоАП РФ (и только им) административных наказаний. Основным наказанием за совершение административных правонарушений, связанных с рекламой, является административный штраф.

Что касается уголовной ответственности за преступления в сфере рекламной деятельности, то ранее статья 182 Уголовного кодекса РФ рассматривала заведомо ложную рекламу в качестве преступления, а статья 200 УК РФ предусматривала ответственность за обман потребителей. Однако, с внесением в декабре 2003 года изменений в Уголовный кодекс РФ, данные статьи утратили силу и в настоящее время не действуют.

Итак, изучив ответственность сторон по договору оказания рекламных услуг, необходимо отметить, что в нашей стране существуют два вида ответственности - гражданско-правовая и административная, уголовная ответственность, существовавшая ранее, отменена с внесением поправок в УК РФ.

Заключение

Итак, изучив основные положения по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

Реклама является одним из наиболее значимых социально-экономических явлений современного российского общества и в то же время результатом взаимообусловленных действий участников гражданского оборота.

Законодательство делит рекламу по её предмету на следующие виды:

  • политическую рекламу;
  • информацию, раскрытие либо распространение или доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
  • справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
  • сообщения органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
  • вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  • объявления физических лиц и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
  • любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г.38-ФЗ "О рекламе". Данный закон носит общий характер, им регулируются отношения, связанные с предоставлением информации для рекламы, с производством рекламной продукции и с ее распространением.

Существует множество нормативных актов, содержащих отдельные положения, регулирующие рекламную деятельность в определенных сферах предпринимательской деятельности. Большое значение для пресечения правонарушений в сфере рекламы имеют Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., который предусматривает ответственность за нарушения законодательства о рекламе (ст.14.3), а также "Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"

Для определения видов договоров в сфере рекламной деятельности необходимо выделить:

1. правоотношения между рекламодателем и рекламопроизводителем;

2. правоотношения между рекламодателем и рекламораспространителем.

Первая группа правоотношений возникает по поводу создания рекламы в виде рекламного произведения - рекламной продукции являющейся товаром. При этом товаром особым защищенным законодательством об авторских правах.

Вторая группа правоотношений - между рекламодателем и рекламораспространителем возникает по поводу доведения рекламной продукции до потребителя.

Рассмотрение вопроса о гражданско-правовой ответственности в области рекламы во многом определена особенностями самого объекта, как определенного жизненного блага, обличенного в определенную объективную форму.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации от 05.12.1994, № 32, ст.3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 22 дек. 1995 (по состоянию на 17 июля 2009г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.29 января 1996, № 5, ст.410.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 09.03.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 07 января. - № 1 (ч.1). - Ст.1.


5. Указ Президента РФ № 161 от 15.02.1995 г. "О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы" // Российская газета. 1995. - 22 февраля.

6. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 7. - Ст.695.

7. Указ Президента РФ от 11 июня 1994 года № 1233 "О защите прав инвесторов" // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 8. - Ст.803; 1994. - № 28. - Ст.2972.

8. Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // ВВС РФ-1991. - №16. - Ст.499.

9. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" с изменениями и дополнениями, внесенными от 9 января 1996 г.; от 17 декабря 1999 г.; от 30 декабря 2001 г.; // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., № 15, ст.766

10. Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 26. - Ст.966.

11. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 15.11.2013)О рекламе" // Консультант Плюс : справ. правовая система (дата обращения : 09.12.2013). – Доступ с локального компьютера.

12. Федеральный закон РФ от 07.05.2013 №98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Консультант Плюс : справ. правовая система (дата обращения : 09.12.2013). – Доступ с локального компьютера

13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 02.11.2013) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"// Консультант Плюс : справ. правовая система (дата обращения : 09.12.2013). – Доступ с локального компьютера

14. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.1994 № 1409-р // Собрание законодательства РФ. 1994. № 20. Ст.2296.

15. Приказ ФАС РФ от 26.07.2005 N 165 "О взаимодействии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия" (вместе с Соглашением от 20.06.2005)// Консультант Плюс : справ. правовая система (дата обращения : 01.12.2013). – Доступ с локального компьютера

16. Зеленов, М. Ф. (Акад. нар. хоз-ва). Правовое регулирование рекламной деятельности: теория и практика правоприменения / М. Ф. Зеленов // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - N 3 (67). - С. 62-64.

17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) : с использованием судебно-арбитражной практики / [Авилов Г. Е. [и др.] ; Рук. авт. коллектива и отв. ред. О. Н. Садиков ; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - Изд. 3-е, испр., доп. и перераб. - Москва : КОНТРАКТ : ИНФРА-М, 2007. - 1061 с.