Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Недобросовестная реклама не допускается.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:

- таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место и время происхождения;

- наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;

- стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;

- дополнительных условий оплаты;

- доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;

- гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;

- исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;

- прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;

- официального признания, получения медалей, призов, диплом и иных наград;

- предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;

- результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;

- статистических данных, которые не должны предоставляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;

- ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;

- использование терминов в превосходной степени, в том числе употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально;

- сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;

- ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;

- фактического размера спроса на товар;

- информации о самом рекламодателе;

Недостоверная реклама не допускается

Неэтичной является реклама, которая:

- содержит текстовую, зрительную, текстовую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;


- порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;

- порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;

порочит какое-либо физическое или юридической лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

Неэтичная реклама не допускается.

Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы таким же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Заведомо ложная реклама не допускается.

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио-, кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иным способами, не допускаются.

Контрреклама – опровержение ненадлежащей рекламы, рапространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.

Контрреклама осуществляется посредством того средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении, пресечении.

Личная агитация, передача не только рекламных объявлений, но и прайс-листов, каталогов, показ образцов


То же, но без личной агитации, а распространение прайсов агентами на выставках. Осуществление распространения агитационного печатного материала - листовки с текстом. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица) заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате выпуска. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2.2 Основные виды договоров о рекламе

В настоящее время в сфере правоотношений, возникающих в связи с изготовлением и размещением рекламы, сложились определенные формы и виды договоров. Но по большей части данные правоотношения основываются на договорах оказания рекламных услуг.

Обязательства по оказанию рекламных услуг могут возникнуть из различных договоров, в зависимости от содержания самого обязательства. ГК РФ не содержит отдельных норм о договоре на оказание рекламных услуг. Выход из такого положения на практике находится путем применения к обязательствам по оказанию рекламных услуг норм гражданского законодательства, регулирующих аналогичные отношения с учетом специфики исследуемых обязательств. Критерием, по которому можно отграничить одни обязательства по оказанию рекламных услуг от других, является предмет, передаваемый в результате исполнения того или иного обязательства. Если в силу обязательства по оказанию рекламной услуги совершаются действия услугодателя по приведению информации к готовой для распространения форме, то к отношениям по данным обязательствам применимы нормы, содержащиеся в п. 1 главы 37 Гражданского кодекса РФ, поскольку в результате их исполнения подлежит передаче определенный в условиях договора овеществленный результат в виде рекламного произведения (рекламный аудио-, видеоролик, произведение дизайна, с изображением товарного знака услугополучателя и указанием его наименования и т.д.).

Основанием возникновения обязательства услуги по производству рекламы является только договор. Обязательственные отношения по производству рекламы аналогичны отношениям подряда. К таким отношениям применяются нормы, содержащиеся в главе 37 ГК РФ, и нормы федерального законодательства о рекламе.


Для определения видов договоров в сфере рекламной деятельности необходимо выделить:

1. правоотношения между рекламодателем и рекламопроизводителем;

2. правоотношения между рекламодателем и рекламораспространителем.

Первая группа правоотношений возникает по поводу создания рекламы в виде рекламного произведения - рекламной продукции являющейся товаром. При этом товаром особым защищенным законодательством об авторских правах. В данном случае предметом договора является не только выполнение работы как таковой, но и её результат, который должен быть выражен в виде создания рекламного произведения отвечающего следующим требованиям:

  • новизна;
  • облечение в определённую объективную форму: письменную (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее), устную (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее), звуко - или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее), изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео - или фотокадр и так далее), объемно-пространственную (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее), а также в иных формах;
  • содержать информацию товарах (работах, услугах);
  • способность оказать психологическое воздействие на личность, вызывая у неё убеждение в необходимости приобретения рекламируемого товара (работы, услуги);
  • соответствовать общим и специальным требованиям, предъявляемым к рекламе законодательством.

Следовательно, на производство рекламы должен заключаться не договор оказания услуг, а самостоятельный непоименованный договор, предметом которого будет являться создание нового уникального рекламного произведения. Подобной конструкции договора отечественное законодательство не содержит, что влечёт за собой серьёзные проблемы в правоприменительной практике.

Поэтому считаю необходимым разработку и включение в законодательство специальной конструкции договора на производство рекламной продукции.

Вторая группа правоотношений - между рекламодателем и рекламораспространителем возникает по поводу доведения рекламной продукции до потребителя. То есть рекламораспространитель доступным ему образом размещает рекламное произведение для всеобщего к нему доступа. Поскольку правами на обнародование рекламного произведения обладает только рекламодатель, без его на то согласия размещение рекламного произведения для всеобщего доступа невозможно. По данной причине подобные правоотношения могут возникать лишь на основе договора оказания услуг. Предметом подобного договора будет являться оказание услуг по размещению рекламного произведения определённым способом, образом, в определённых средствах массовой информации, в определённом месте, с соблюдением требований предъявляемых законодательством к размещению рекламы.


Такие договоры являются, как правило, двусторонними, при этом имеется в виду не столько количественный состав участников, от волеизъявления которых зависит заключение договора (ст. ст.420 и 154 ГК РФ), сколько распределение обязанностей между его сторонами. Если в возмездных договорах обязанности распределяются как "оказать услугу/оплатить услугу", то в безвозмездных обязанности оказать услугу может или вовсе ничего не противостоять, или такие обязанности могут заключаться лишь в возмещении расходов (издержек), произведенных при исполнении услуги, в обеспечении услугодателя необходимыми для этого средствами, в принятии от него, исполненного по договору (ст. ст.974, 1023 ГК РФ). Таким образом, деление договоров на односторонние и двусторонние определенным образом связано с наличием встречного исполнения обязательства (ст.328 ГК РФ).

Нормы закона о договорных обязательствах, способных иметь своим предметом оказание рекламных услуг, свидетельствуют, что часть из них всегда является возмездными: "По агентскому договору. агент обязуется за вознаграждение." (п.1 ст.1005 ГК РФ); "По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги" (п.1 ст.77 9 ГК РФ); другие же предполагаются (если договором не предусмотрено иное) возмездными только в том случае, если хотя бы одной из его сторон является предприниматель (в договоре поручения - п.1 ст.972 ГК РФ), а также, если поверенным является коммерческий представитель (п.2 ст.184 ГК РФ); третьи не предполагаются возмездными - в договоре поручения у доверителя возникает обязанность "уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором" (п.1 ст.972 ГК РФ), а в договоре доверительного управления имуществом, размер и форма вознаграждения управляющему должны составлять существенные условия договора, "если выплата вознаграждения предусмотрена договором" (п.1 ст.1016 ГК РФ).

Таким образом, под договором по оказанию рекламных услуг нужно понимать соглашение сторон, которое служит правовым средством юридического закрепления отношений рекламодателем и рекламопроизводителем / рекламораспространителем, предметом которого является оказание услуг в области изготовления и распространения рекламы, где услугодателем выступает профессиональный субъект, наделенный, в соответствии с установленным порядком, правом на осуществление деятельности по оказанию услуг. Выделенные выше особенности таких договоров делают, в ряде случаев, необходимым совершенствование действующего законодательства в части договорного регулирования деятельности по оказанию рекламных услуг.