Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО Центральная Авто Школа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия

1.1. Анализ конкурентов на рынке

1.2. Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия

2. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Выводы по первой главе.

Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

2.1. Краткая характеристика и общий анализ конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

2.2. Оценка конкурентоспособности

Выводы по второй главе.

Глава 3. Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»

3.1. Пути повышения конкурентоспособности

3.2. Оценка конкурентоспособности при проведении рекламной компании

Выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованной литературы

Заключение

Цель данного исследования заключалась в анализе конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа» и разработке путей ее повышения.

Для достижения цели были изучены теоретические и методические основы конкурентоспособности экономических субъектов; проанализирована деятельность и конкурентоспособность автошколы, обоснованы предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа»; определена эффективность предлагаемых мероприятий.

Конкуренция - своеобразный внутренний механизм, объективная и необходимая функция жизнедеятельности и эволюции рынка медицинских услуг, как и большинства других рынков. Конкуренция и конкурентоспособность - понятия универсальные для любого рынка товаров и услуг. Создание конкурентной среды - один из важных признаков формирования рыночной экономики.

Конкуренция - это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение ресурсов. Именно поэтому защита и развитие конкуренции является одним из главных приоритетов государственной политики.

Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы - позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции.

Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства - заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Конкуренция - залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства. В России этот процесс происходит медленно и с разной интенсивностью в различных отраслях, в частности и на рынке образовательных услуг.

В рыночной экономике функционирование экономических субъектов невозможно без учета деятельности конкурентов, насыщение рынка товарами и услугами усиливает соперничество между производителями за рынки сбыта, а значит, решающим фактором коммерческого успеха становится конкурентоспособность.

Таким образом, конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке


Общество с ограниченной ответственностью ООО «Центральная Авто Школа» было зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы 10 декабря 2009 года. ООО «Центральная Авто Школа» занимается оказанием образовательных услуг в сфере обучения населения управлению транспортными средствами категории В (легковые автомобили). Фактическое местонахождения ООО «Центральная Авто Школа» - г. Кострома, ул. Симановского, д. 38..

В ООО «Центральная Авто Школа» выручка от оказания услуг колеблется по годам, к концу 2014 года по сравнению с 2012 годом она возросла на 37,5%. Себестоимость оказываемых услуг имеет тенденцию повышения. Прибыль от оказанных услуг с каждым годом уменьшается. Снижение прибыли от продаж в 2014 году связано с появлением коммерческих расходов организации.

В 2012-2014 годах основной удельный вес в составе денежной выручки занимает подготовка водителей категории В - в среднем за три года они составляют 3042 тыс. руб. или 82,2 %. Выручка от оказания дополнительных платных услуг по обучению управлением транспортными средствами в анализируемом периоде в среднем составляет 660 тыс. руб. или 17,8%. Таким образом, основным видом деятельности ООО «Центральная Авто Школа» является подготовка водителей категории В.

На основе полученных данных удалось выявить оптимальный путь повышения конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа». SWOT-анализ позволил выявить наиболее опасные для предприятия угрозы: возможность появления новых конкурентов и активное действие конкурентов на продвижение. Одной из проблем является возрастающее конкурентное давление. Для реализации необходимо разработать комплекс решений в области коммуникаций.

Для реализации мероприятий предлагается комплекс решений в области интернет - коммуникаций.

В качестве основного решения проблемы совершенствования конкурентоспособности, ООО «Центральная Авто Школа» должно разработать собственный сайт. Следующим этапом совершенствования интернет – маркетинга для ООО «Центральная Авто Школа» будет поисковый маркетинг. Третьим направлением будет интернет-реклама, которая выделяется высокой степенью точности охвата целевой аудитории, давая возможность управлять бюджетом рекламной кампании и оперативно проследить за ее эффективностью. Четвертым направлением совершенствования будет являться Email маркетинг - индивидуальные рассылки по электронной почте. Самым продуктивным для автошколы будет маркетинг социальных связей, идея которого заключается в привлечении отношений между людьми, для продвижения продуктов, т.к. группы пользователей сети Интернет, объединяющиеся по интересам, в настоящее время занимают значительные пространства на серверах он-лайновых служб. Последним мероприятием для совершенствования конкурентоспособности в ООО «Центральная Авто Школа» необходимо ввести должность интернет - маркетолога, который будет заниматься продвижением предлагаемых автошколой услуг в сети Internet. Проведение данных мероприятий поможет ООО «Центральная Авто Школа» выделиться на фоне конкурентов на образовательном рынке города Костромы, тем самым повышая его конкурентоспособность.


Общая сумма расходов на совершенствование конкурентоспособности для ООО «Центральная Авто Школа», рассчитанной на 2015 год составит 230200 руб. В результате внедрения мероприятий, направленных на совершенствование конкурентоспособности ООО «Центральная Авто Школа» выручка от оказанных услуг увеличится на 419 тыс. руб., себестоимость оказываемых услуг возрастет на 312 тыс. руб., а прибыль составит 312 тыс. руб.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование и представленные рекомендации могут быть использованы в ООО «Центральная Авто Школа» для усиления своих конкурентных позиций на рынке.

Список использованной литературы

  1. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л. Белоусов//Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – №5.
  2. Блинов А.О., Захаров В.Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А.О. Блинов, В.Я. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. –№4.

Воронов Д.С. Конкурентоспособность предприятия: этапы пути (httр://vds1234.narod.ru/?21.html).

  1. Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 2.
  2. Голубков Е.П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 5.
  3. Ивахник Д.Е. Анализ конкурентоспособности: Учебно-методический комплекс, Тюменский государственный университет, 2009.
  4. Карпушенко П.Б., Ахмедов Н.А. Маркетинг услуг / П.Б. Карпушенко, Н.А. Ахмедов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 3.
  5. Котлер Ф., Армсронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армсронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. - М., СПб., К.: Издат. дом «Вильямс», 2007.
  6. Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности / М.В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. -№1.
  7. Маракулин М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании / М.В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - №4.
  8. Маркетинг. Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения. / под ред. В.А. Зайцева – М.: ГИНФО, 2014. – 183 с.
  9. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др. /под ред. М26 Н.Д. Эриашвили. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 623с.
  10. Миронова Н.В. Маркетинг различных типов услуг / Н.В. Миронова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 4.
  11. Муромкина И.И. Маркетинговые факторы успеха на региональном потребительском рынке / И.И. Муромкина // Маркетинг. -2014. - №1.
  12. Новаторов Э.В. Особенности стратегии сбыта и дистрибъюции услуг / Э.В. Новаторов //Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. - №4.
  13. Новаторов Э.В. Стратегия материализации обслуживания в маркетинге услуг/ Э.В. Новаторов //Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. -№2.
  14. Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учеб.для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. - М.: Омега - Л, 2013. - 656 с.
  15. Пономарева Т.А.,Супрягина М.С. Качество услуг: качественные параметры оценки / Т.А. Пономарева, М.С. Супрягина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 1.
  16. Прищепенко В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» / В.В. Прищепенко //Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. -№2.

Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): Учебник. М.: Изд-во РДЛ, 2014. – 452 с.

  1. Фатхутдинов Р. А Управление конкурентоспособностью предприятия / Р.А. Фатхудинов. - М.: ИНФРА-М, 2014. -452 с.
  2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. / Фатхутдинов Р.А. — М.: Инфра-М, 2007.-420с.
  3. Федорец М. Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг / М.Н. Федорец //Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. - №6.
  4. Шеин В.Н. Корпоративный менеджмент: Опыт России и США. / Шеин В.Н. [и др.] — М.: Новости, 2007.-320с.
  5. Чайникова Л.Н, Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия /Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов: ТГТУ, 2010. — 192 с.
  6. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг /Пер. с англ. - М.: Сирин, 2008. - 656 с.
  7. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.П. Градова. — СПб.: Специальная литература, 2008.-360с.
  8. Эриашвили Н.Д. Маркетинг - М.: ЮНИТИ, 2010. - 456 с.

Приложение 1

Анкета респондента

Критерии

Важность критерия

Степень выполнения ООО «Центральная Авто Школа»

Степень выполнения конкурентами

Не важно

Важно

Очень важно

Не

Соответст-вует

нашим требова-ниям

Иногда соответствует

нашим требованиям

Соответствует всем нашим требо-вания

Не

Соответ-ствует

нашим требо-ваниям

Иногда соответст-вует

нашим требова-ниям

Соответст-вует всем нашим требования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Имидж организации

1.

Образ организации для клиентов

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

2.

Наличие зарегистрированного раскрученного товарного знака

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

3.

Наличие рекламы

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

4.

Отношение к клиентам, внимательность

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

I 2

3 4 5

6 7

5

Потенциал организации

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

II. Обеспечение качества оказываемых услуг

6.

Качество обучения водителей категории «В»

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

7

Стабильность качества оказываемых услуг

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

8.

Низкий уровень плохого обучения

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

9.

Контроль качества за процессом обучения

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

10.

Повышение квалификации сотрудников

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

III. Программа сбыта и продвижении оказываемых услуг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

11.

Глубина и ширина программы сбыта оказываемых услуг

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

12.

Активное участие в

конкурсах

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

13.

Географический охват рынка оказываемых услуг

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

14.

Возможности расширения рынков сбыта оказываемых услуг

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

15.

Возможности для продвижения услуг по обучению на другие рынки

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

IV. Цены и Сервис

16.

Возможность индивидуального обучения

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

17.

Уровень цен на оказываемые услуги

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

18.

Возможность получать услуги по обучению в удобное для клиента время

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

19.

Возможность отсрочки платежа за обучение

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

20.

Сроки обучения

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7

1 2

3 4 5

6 7


  1. Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности / М.В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. -№1 с.12-13

  2. Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности / М.В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. -№1 с.12-13

  3. Фатхутдинов Р. А Управление конкурентоспособностью предприятия / Р.А. Фатхудинов. - М.: ИНФРА-М, 2014. –с. 143

  4. Фатхутдинов Р. А Управление конкурентоспособностью предприятия / Р.А. Фатхудинов. - М.: ИНФРА-М, 2014. –с. 144

  5. Фатхутдинов Р. А Управление конкурентоспособностью предприятия / Р.А. Фатхудинов. - М.: ИНФРА-М, 2014. –с. 145

  6. Пономарева Т.А.,Супрягина М.С. Качество услуг: качественные параметры оценки / Т.А. Пономарева, М.С. Супрягина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 1. – с. 21.

  7. Прищепенко В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» //Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. -№2. - с. 17

  8. Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учеб.для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг». - М.: Омега - Л, 2013. - с. 165.

  9. Маркетинг: Учебник для вузов /под ред. М26 Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - с. 263.

  10. Маракулин М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании / М.В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - №4.

  11. Ивахник Д.Е. Анализ конкурентоспособности: Учебно-методический комплекс, Тюменский государственный университет, 2009. – с. 136.

  12. Голубков Е.П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 5. – с. 13.

  13. Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности / М.В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. -№1. – с. 21.

  14. Чайникова Л.Н, Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. - Тамбов: ТГТУ, 2010. — с. 54.

  15. Фатхутдинов Р. А Управление конкурентоспособностью предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2014. - с. 132.

  16. Новаторов Э.В. Особенности стратегии сбыта и дистрибъюции услуг / Э.В. Новаторов //Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. - №4. – с. 39.

  17. Маркетинг. Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения. / под ред. В.А. Зайцева – М.: ГИНФО, 2014. – с. 59.

  18. Муромкина И.И. Маркетинговые факторы успеха на региональном потребительском рынке / И.И. Муромкина // Маркетинг. -2014. - №1.- с. 22.

  19. Миронова Н.В. Маркетинг различных типов услуг / Н.В. Миронова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 4.- с. 29.

  20. Новаторов Э.В. Стратегия материализации обслуживания в маркетинге услуг/ Э.В. Новаторов //Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. -№2. – с. 41.

  21. Шеин В.Н. Корпоративный менеджмент: Опыт России и США. - М.: Новости, 2007.- с. 131.

  22. Карпушенко П.Б., Ахмедов Н.А. Маркетинг услуг / П.Б. Карпушенко, Н.А. Ахмедов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 3. – с. 36.