Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
Введение
Проведение экономических реформ в Российской Федерации, реализация финансово-хозяйственной деятельности, основанной на рыночных отношениях привело к возрождению рынка ценных бумаг - главного элемента финансовой системы каждого развитого государства. Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) в системе финансовых отношений России, несмотря на все кризисные явления, имеет большое значение, так как с его помощью привлекаются свободные денежные средства юридических и физических лиц и оборачиваются в реальные активы.
Предприятия и организации, которые не являются кредитными организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, тоже являются активными участниками рынка ценных бумаг. Вложив средства в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги корпораций и уставные капиталы других организаций; а также предоставив другим организациям займы на территории РФ и за ее пределами, предприятия реализовывают финансовые вложения.
Следовательно, главная цель функционирования рынка ценных бумаг заключается в том, чтобы формировать механизм для привлечения в экономику инвестиций посредством построения взаимоотношений между теми, кто ощущает потребность в средствах, и теми, кто желает инвестировать избыточный доход. Финансовый рынок, в основном, предназначается для того, чтобы с его помощью сектор предпринимателей, государство и участники внешнеэкономической деятельности могли получать заемные средства.
Если учитывать исключительную важность этой отрасли для развития и стабилизации российской экономики, рынок ценных бумаг на сегодня рассматривается как область интенсивного контроля и регулирования со стороны государственных органов.
Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка и существует для обеспечения сделок по продаже и покупке ценных бумаг. Он разрешает ускорить переход капитала от денежной к производительной форме. На рынке ценных бумаг совершается перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения.
1 Характеристика и структура финансового рынка
Роль и место финансового рынка в макроэкономической системе можно выявить, анализируя кругооборот доходов и продуктов.
Считается, что факторы производства (земля, недра, трудовые ресурсы и др.) находятся в собственности семейных хозяйств. Фирмы приобретают необходимые факторы производства, оборотные средства и организуют выпуск товаров и услуг, которые затем продают на отечественном и зарубежном рынках. Вырученные денежные средства (стоимость национального продукта) идут семейным хозяйствам в оплату за использованные факторы производства (национальный доход) и на покупку оборотных средств (расходы на инвестиции).
Семейные хозяйства часть полученного национального дохода используют на потребление (покупают товары и услуги на отечественном и зарубежном рынках), часть дохода - на уплату налогов Государству, а часть средств остается в виде сбережений. Эти сбережения семейные хозяйства готовы дать взаймы под определенный процент отечественным и зарубежным заемщикам.
Государство в соответствии с бюджетом часть полученных средств использует на государственные закупки (оборона, образование, здравоохранение, культура и пр.), а часть средств в виде трансфертов возвращается семейным хозяйствам (социальные пособия, пенсии и пр.).
Следует отметить, что фирмы для расширения своей деятельности нуждаются в дополнительных денежных средствах для инвестиций в производство (т. е. готовы брать займы у отечественных и зарубежных кредиторов). Государство при дефицитном бюджете нуждается в займах для покрытия этого дефицита. Кроме того, для осуществления импортных закупок семейным хозяйствам требуется иностранная валюта. В свою очередь, у фирм-экспортеров существует необходимость в продаже иностранной валюты. Все названные встречные проблемы разрешаются на финансовом рынке.
Таким образом, финансовый рынок предназначен для:
а) аккумулирования временно свободных денежных средств (отечественных и зарубежных семейных хозяйств);
б) формирования ссудного капитала;
в) обеспечения взаимосвязи продавцов денежных ресурсов и покупателей;
г) перераспределения денежных ресурсов между субъектами экономики;
д) проведения валютообменных операций.
Следовательно, финансовый рынок - это, прежде всего, рынок ссудного капитала. На него выходят кредиторы с целью разместить свои сбережения и получить от этой операции доход и заемщики - с целью получения займов для инвестиций и других целей. Кроме того, на финансовом рынке можно приобрести (купить) иностранную валюту.
Для нормального функционирования финансового рынка необходимо выполнение следующих условий:
1) возможность получения дохода (процента) на даваемую в ссуду денежные средства;
2) обеспечение высокой надежности возврата вложенных средств (обеспечение минимума риска потерь);
3) достижение высокой ликвидности (обеспечение возможности в любой момент вернуть сбережения в денежной форме).
То есть кредиторы должны иметь гарантированные права, а заемщики должны выполнять обязательства. Как это обеспечить на рынке? Без посредника в лице Государства здесь не обойтись.
Государством разрабатывается нормативно-правовая база функционирования финансового рынка (в виде соответствующих законов, постановлений и т. п.). В соответствии с законами создается инфраструктура рынка, определяются профессиональные участники (в лице финансовых институтов), вводятся финансовые инструменты, воплощающие в себе механизмы обеспечения прав кредиторов и получения дохода, устанавливаются “правила игры” для всех участников торгов.
В качестве финансовых инструментов в операциях на рассматриваемом рынке обычно выступают документы, законодательно закрепляющие права кредиторов и соответствующие обязательства заемщиков. Это, как правило, ценные бумаги различного вида.
Для перемещения потоков денежных средств от кредиторов к заемщикам на финансовом рынке должны существовать определенные каналы. Их можно разделить на каналы прямого и каналы косвенного финансирования.
По каналам прямого финансирования средства перемещаются непосредственно от кредиторов к заемщикам (ценные бумаги перемещаются в обратном направлении). При этом может быть капитальное финансирование и финансирование путем получения займов. Капитальное финансирование предусматривает получение денежных средств в обмен на предоставление права долевого участия в капитале заемщика. В качестве финансовых инструментов в этом случае выступают акции.
При финансировании путем получения займов заемщик приобретает денежные средства в обмен на обязательство выплатить эти средства в будущем с процентом, но без предоставления кредитору прав на какую бы то ни было долю собственности заемщика. В качестве финансовых инструментов в этом случае выступают облигации. По каналам косвенного финансирования денежные средства от кредиторов к заемщикам перемещаются через финансовых посредников (с помощью ценных бумаг этих посредников).
Так как рассматривается открытая экономическая система, то на финансовом рынке обращаются финансовые инструменты, номинированные, как в отечественной валюте (в рублях), так и в иностранной (например, в долларах США). В связи с этим, финансовый рынок РФ условно можно разделить на два больших сегмента: “рублевый” и“инвалютный” (валютный).
а) валютный и “рублевый” сегменты; б) “денежный” рынок и рынок капитала; в) рынок ценных бумаг в структуре финансового рынка; г) принятая в России структура финансового рынка.
По срочности предоставляемых ссуд (по сроку действия финансовых инструментов) финансовый рынок может быть условно разделен на две части:
1) денежный рынок (рынок краткосрочного ссудного капитала - срок ссуды не превышает 1 года);
2) рынок капитала (рынок долгосрочного ссудного капитала - срок ссуды больше 1 года).
По виду используемых финансовых инструментов финансовый рынок условно можно разделить на :
1) рынок ценных бумаг
2) рынок иных финансовых инструментов.
Дело в том, что не все финансовые инструменты, обращающиеся на финансовом рынке, законодательно признаются ценными бумагами. В Гражданском Кодексе РФ и Федеральном законе “О рынке ценных бумаг” дается определение ценной бумаги и перечень финансовых инструментов, подпадающих под это определение.
Ценная бумага - это неделимая совокупность имущественных прав (обязательственных или вещных), удостоверенная:
а) либо документом установленной формы и с обязательными реквизитами, предъявление которого необходимо для осуществления или передачи указанной совокупности прав (документарная форма);
б) либо фиксацией указанной совокупности прав в системе ведения реестра (бездокументарная форма).
Так, в частности, акции, облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты квалифицируются как ценные бумаги, а кредитные договора или договора банковского вклада таковыми не являются.
По установившейся традиции российский финансовый рынок условно делят на три сегмента:
1) денежный рынок (краткосрочная часть рублевого рынка);
2) валютный рынок (краткосрочная часть инвалютного рынка);
3) фондовый рынок (долгосрочная часть рынка ценных бумаг).
Как следует из приведенной схемы, понятие рынок ценных бумаг шире понятия фондовый рынок.
Ценные бумаги используются в качестве финансовых инструментов, как на денежном, так и на валютном рынках. Вместе с тем, как показывает международный опыт, основную часть финансовых инструментов РЦБ составляют ценные бумаги со сроком действия больше года. Поэтому понятия фондовый рынок и рынок ценных бумаг близки.
Под инфрастуктурой рынка ценных бумаг (РЦБ) понимают комплекс взаимосвязанных факторов (частей инфраструктуры), обеспечивающих достижение стоящих перед рынком целей.
Основными целями РЦБ являются:
аккумулирование временно свободных денежных средств юридических лиц и граждан и формирование ссудного капитала;
перераспределение ссудного капитала на коммерческой основе между его потребителями;
Для достижения названных целей инфраструктура РЦБ должна обеспечивать:
1)свободное прохождение (с минимальными задержками и затратами) денежных средств и ценных бумаг между участниками рынка;
2)легкость перераспределения капитала между участниками РЦБ. Для решения этой задачи необходимо в свою очередь обеспечить: высокую ликвидность обращающихся ценных бумаг; соответствие сроков поставки ЦБ и платежа по ним; свободный и равный доступ участников РЦБ к информации; условия торговли, близкие к совершенной конкуренции; профессиональную поддержку участников рынка со стороны специализированных организаций и индивидуальных предпринимателей; др. мероприятия;
3)защиту прав и законных интересов участников РЦБ (прежде всего, инвесторов);
Рассмотренные требования к инфраструктуре РЦБ позволяют считать, что основными ее частями (составляющими) должны быть:
единое правовое поле для всех участников РЦБ и система управления, исключающая выход за пределы этого поля (“правовая” составляющая инфраструктуры);
единая информационная среда для всех участников РЦБ (“информационная” составляющая инфраструктуры);
институт профессиональных участников РЦБ, обеспечивающий реализацию конкурентной торговли ценными бумагами и предоставление посреднических услуг, включая управление финансовыми рисками;
трансфертные системы для переводов денежных средств и ценных бумаг между участниками рынка (“трансфертная” составляющая инфраструктуры).
Все названные составляющие инфраструктуры РЦБ гармонично дополняют друг друга и только совместно обеспечивают решение задач, стоящих перед рынком.
Создание инфраструктуры РЦБ - это длительный (практически непрерывный) процесс, который неотступно следует за всеми нововведениями на рынке (за появлением в обращении новых финансовых инструментов, за вновь возникшими задачами и т. п.). Отставание здесь всегда сдерживает развитие рынка и экономики страны в целом. Поэтому процессом создания и дальнейшего совершенствования инфраструктуры РЦБ управляет Государство.
Целесообразно рассмотреть каждую составляющую инфраструктуры РЦБ более детально.
“Правовая” составляющая инфраструктуры РЦБ
Участие в операциях на РЦБ сопряжено с большими рисками. Причем, наибольшему риску подвержены инвесторы, вкладывающие временно свободные денежные средства в ценные бумаги и, тем самым, кредитующие эмитентов этих бумаг. Для ограничения в первую очередь кредитного риска Государство разрабатывает нормативно-правовую базу РЦБ. При этом, законодательно устанавливаются: