Файл: Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях аграрной реформы особую актуальность приобретает проблема становления новых форм хозяйствования, адекватных условиям рыночной экономики. В связи с этим перед экономической наукой выдвигается ряд задач, решение которых позволит определить наиболее эффективное для условий рыночной экономики формы хозяйствования, соответствующие тем или иным отраслевым, природно-климатическим и другим условиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что решение практических задач, связанных с совершенствованием форм хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей, требует уточнения ряда концептуальных положений. Без этого невозможно определиться со стратегией и тактикой экономических реформ, разработать программы развития форм хозяйствования в различных отраслях экономики.

В начале 90-х годов была заложена законодательная база для формирования многоукладной экономики в аграрном секторе страны и свободного выбора каждым сельским тружеником формы хозяйствования на земле.

Переход к многоукладной экономике, законодательное закрепление разных прав на существование различных форм хозяйствования на принципах личного и совместного предпринимательства открыли возможность свободного выбора условий и форм хозяйственной деятельности. В общей цепи качественного преобразования общества важное место отводится крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Главной целью крестьянских (фермерских) хозяйств является формирование продовольственного фонда путем реализации продукции государству, на рынке и другим потребителям, обеспечение семьи фермера на основе трудового участья ее членов в производственной и коммерческой деятельности. Крестьянские (фермерские) хозяйства способствуют усилению конкуренции между различными сельскохозяйственными предприятиями, что в, свою очередь, обеспечивает качество производимой продукции, является сферой жизнедеятельности крестьянина, его образом жизни.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы «Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства».

Проблемами права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства в законодательстве Российской Федерации занимались такие ученые как Беляева З.С., Бурова B. C., Галиновская Е.А., Губин Е.П., Емельянов М.В., Калинин Н.И., Крашенинников П.В., Лаптев В.В., Лахно П.Г., Макарова О.А., Пиляева В.В., Садиков О.Н., Седугнн М.И., Суханов Е.А., Тихомиров М.Ю., Устюкова В.В., Фоков А.П., Хохлов С.А. и другие.


Цель курсовой работы заключается в исследовании права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Исходя из названной цели, определены следующие основные задачи курсовой работы:

1) рассмотреть историческое развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в России;

2) определить правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) изучить правовые основы наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в области права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства в Российской Федерации, а предметом – задачи, решаемые в ходе написания курсовой работы.

Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, который отражает взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Практическая значимость курсовой работы определяется возможностью использования ее материалов при чтении общих и специальных гражданско-правовых курсов, которые затрагивают общественные отношения, возникающие в области права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства в Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

§1. Становление и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в России

Непосредственно крестьянские (фермерские) хозяйства стали возникать в России в результате отмены крепостного права в 1861 году. Согласно Манифесту от 19 февраля 1861 года и Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне получали личную свободу, но собственность на землю сохранялась за помещиком. Крестьяне оставались только пользователями тех угодий (наделов), которыми они пользовались ранее. Приобрести землю крестьяне могли лишь путем выкупа, а до совершения этой сделки они оставались временнообязанными. С 1883 года временнообязанные отношения были ликвидированы, субъектом собственности в большей части регионов стала община, в некоторых районах - крестьянский двор.


В конце XIX века в российском гражданском праве отношения общей собственности были еще недостаточно разработаны: совместное владение и пользование имуществом, право на которое принадлежит нескольким лицам сообща, очень часто рассматривалось лишь как ограничение прав домохозяина как собственника, а не как общая всех членов крестьянского двора.

В период Столыпинской аграрной реформы был взят курс на «создание крепкого единоличного собственника - надежного оплота государственности». Определенное влияние на данный процесс оказал С.Ю. Витте, который много сделал для устранения «недостатков правового устройства крестьян», то есть для распространения на крестьянство общих норм гражданского (а не обычного) права о личной собственности домохозяина. По мнению С.Ю. Витте, материалы Редакционной Комиссии «не содержат ни одной решительно строчки, которая указывала бы, что составители Положений 19 февраля 1861 года разумели иное право на подворные участки, как общегражданское».

Крестьяне могли требовать сведения всех находящихся в их пользовании чересполосных полевых участков к одному месту (отруб), усадьба при этом оставалась в деревне. Если же при выходе из общины крестьянин полностью переселялся на обособленный участок, то такое землепользование принято было называть хутором.

Успеху реформы способствовал продуманный механизм ее финансового обеспечения с помощью ипотечного кредитования создававшихся в процессе реформы крестьянских хозяйств. Для этих целей создавалось специальное государственное кредитное учреждение - Крестьянский поземельный банк. Надельные крестьянские земли могли быть заложены лишь в этом банке.

Первая мировая война, а затем революция не позволили завершить Столыпинскую реформу, но «и то, что было сделано, не позволяет говорить о провале».

Необходимо отметить тот факт, что под единым термином «крестьянское хозяйство» в 20-е годы прошлого столетия существовало несколько разновидностей хозяйств. В зависимости от степени товарности и использования либо неиспользования наемного труда и некоторых других признаков А. В. Чаянов выделял шесть основных социальных типов крестьянских хозяйств, которые он в то же время объединял в две основные группы: капиталистические товарные хозяйства и семейные крестьянские хозяйства.

Для правового статуса крестьянского хозяйства, как до революции, так и в советское время характерна противоречивость, особенно в плане регулирования имущественных отношений. В первую очередь вновь, уже на новом этапе развития, возник вопрос, кто является субъектом права собственности на имущество двора (кроме земли, которая относилась к государственной собственности и предоставлялась только в пользование) - колхозный двор как юридическое лицо, двор как особый субъект права либо члены колхозного двора.


В литературе справедливо отмечалось, что наметившийся в середине 1950-х годов курс на разумные, демократические преобразования в сельском хозяйстве был скомкан, а провозглашенный в 1955 году «новый порядок планирования» для колхозов так и не был осуществлен. Индивидуальная инициатива считалась подозрительной, личные подсобные хозяйства после провозглашения Н. С. Хрущевым курса на построение коммунизма резко ограничивались. Перегибы в сельском хозяйстве особенно рельефно проявлялись в попытках ликвидации личных подсобных хозяйств колхозников и сельской интеллигенции. В результате волюнтаристских решений проблемы взаимодействия общественного и личного подсобного хозяйства в колхозах сельскому хозяйству был нанесен существенный ущерб. «Сокращение числа подсобных хозяйств принесло не только большой экономический ущерб нашей стране, лишив ее примерно 30-40% сельскохозяйственной продукции, но и трудно поправимый моральный урон, поскольку усложнило воспитание подрастающего поколения в привязанности к сельскохозяйственному производству».

В середине 1960-х - начале 1970-х годов была проведена очередная кодификация земельного и гражданского законодательства. При этом многие ранее действовавшие нормы (об общей совместной собственности членов колхозного двора, об особом порядке наследования, о нормировании земельных участков и др.) были воспроизведены и в новых актах: Гражданском кодексе РСФСР 1964 года, Земельном кодексе РСФСР 1970 года и др.

Новый этап формирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства связан с принятием Конституции СССР 1977 года, которая не воспроизвела нормы прежней Конституции о личной собственности колхозного двора. Теперь Основной закон закреплял широкие правовые гарантии для ведения крестьянского хозяйства не только колхозниками, но и работами и служащими.

С середины 1970-х годов начинает складываться благоприятный климат вокруг крестьянских (фермерских) хозяйств. Принимается ряд постановлений, которые направлены на стимулирование их развития.

Возникший в начале 1980-х годов интерес к проблеме индивидуальной трудовой деятельности вообще и в сельском хозяйстве в частности свидетельствовал о том, что существующая система хозяйствования нуждается в существенных изменениях, требует возрождения частной инициативы и личной заинтересованности граждан в результатах своего труда. Примерно в этот же период еще в недрах колхозно-совхозной системы стали возникать и предпосылки современного фермерского хозяйства. В коллективах интенсивного труда, внутрихозяйственных кооперативах, в рамках арендного подряда делались небольшие попытки повысить материальную и иную заинтересованность граждан в результатах своего труда и возродить у них, как тогда говорилось, чувство хозяина. Тем не менее, все эти новые формы организации производства хотя и давали некоторое повышение производительности труда, но в целом были обречены на провал, так как люди, работающие в этих коллективах, не были полностью самостоятельны. Они во многом зависели от других членов данного трудового коллектива, от правления колхоза или администрации совхоза, то есть от тех общественных хозяйств, в рамках которых развивалась определенная форма. Уравнительные принципы распределения также сдерживали получение гражданами, которые стремились работать лучше и производительнее, достойного вознаграждения за свой труд.


В учебной литературе появились предложения о необходимости возрождения института фермерства (тогда еще «социалистического фермерства»).

Крестьянское (фермерское) хозяйство было в начале 1990-х годов относительно новой, возрождающейся формой организации сельскохозяйственного производства, вследствие этого в целях правового обеспечения процесса организации и деятельности таких хозяйств 22 ноября 1990 года был принят специальный Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Сегодня правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств регулируются кроме Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

§2. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации крестьянское (фермерское) хозяйство может осуществлять свою деятельность, как с образованием юридического лица, так и без его образования (статьи 23 и 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Такое юридическое лицо создается гражданами, которые ведут совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом. Однако до настоящего времени такой закон не принят. Вследствие этого наследование прав члена такого крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется по общим правилам, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации о наследовании, с учетом особенностей статьи 1179 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей наследование имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.