Файл: "Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.15. Получение компьютерной информации

Получение компьютерной информации это ОРМ, заключающееся в поиске и фиксации (сохранении) сведений, находящихся на различных электронных носителях.

Данная норма введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "о противодействии терроризму"и отдельные законодательные акты российской федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

Практически все предусмотренные Федеральные законы об ОРД мероприятия направлены на получение оперативно-розыскной информации в той или иной форме (в устной или текстовой, в форме видео- или аудиозаписи, фотоизображения и т.д.). Определенная часть из них допускает получение результатов ОРМ в виде компьютерных файлов (снятие информации с технических каналов связи, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и др.). Законодатель посчитал нужным закрепить получение компьютерной информации в качестве самостоятельного ОРМ.

Это решение связано с широчайшей распространенностью компьютерной формы представления оперативно значимой информации и ее специфическими свойствами, обусловливающими особые способы ее получения. Принимая такой подход, анализ содержания нового ОРМ важно начать с уяснения сущности понятия «компьютерная информация».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2 дает общее понятие информации — это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления.[8] Понятие компьютерной информации на уровне законодательства закреплено только в гл. 28 УК РФ, где в примечании 1 к ст. 272 обозначено, что под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Интересно, что в предыдущей редакции ч. 1 ст. 272 УК РФ компьютерная информация определялась как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети. Не отступает от упоминания технических средств и определение, приведенное в Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск,01.06.2001), где компьютерная информация обозначена как «информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи». Сравнение показывает, что в новой редакции ст. 272 УК РФ законодатель дал определение компьютерной информации через форму ее представления, а не через перечисление средств ее хранения, обработки и передачи, и сделал это, на наш взгляд, совершенно обоснованно, поскольку спектр таких средств постоянно изменяется и расширяется.


В то же время в отмечено, что предложенный термин «электрические сигналы» не вносит достаточной ясности в определение понятия и требует дополнительного пояснения[9]. На это же обращают внимание и отдельные специалисты, отмечая, что развитие способов обработки и хранения компьютерной информации приводит к использованию помимо электрических иных физических явлений, но при этом большинство исследователей сходится в том, что законодательная дефиниция «компьютерной информации» все же вполне адекватна отражаемой ею действительности и оказывает благотворное влияние на правоприменительную деятельность.

Итак, под компьютерной информацией следует понимать не какой-то особый вид информации, а специфическую форму ее представления, приспособленную для обработки в компьютерных устройствах, передачи по каналам связи и хранения на специализированных носителях. Уточним, что правильнее здесь было бы говорить даже не об информации, а о данных, которые становятся информацией только при их осмыслении, помещении в определенный контекст.

Компьютерная форма позволяет с использованием программного обеспечения эффективно обрабатывать данные, с высочайшими скоростями пересылать их на любые расстояния. Особым свойством, активно используемым преступниками при сокрытии следов противоправных деяний, является обезличенный характер компьютерных данных (отсутствие признаков, прямо указывающих на связь с лицом, их создавшим или подвергшим модификации) и возможность их быстрого полного уничтожения. Не менее важна возможность выполнять копирование компьютерных данных при полном совпадении исходных данных и копий, производимых в неограниченном количестве.

Глава 3. Основания применения оперативно-розыскных мероприятий

Существуют основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, такие как:

- наличие возбужденного уголовного дела;

- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о:

а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;


б) событиях или действиях, создающих угрозу государственной военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

- поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Глава 4. Условия применения оперативно-розыскных мероприятий

Условия проведения ОРМ - это установленные оперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов ОРД при их проведении.

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;


- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Заключение

Таким образом под ОРМ понимаются закрепленные в Федеральном законе от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Каждое из вышеперечисленных мероприятий имеет свою внутреннюю структуру, регламентировано законом и применяется для решения определенных задач оперативно-розыскной деятельности.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).


2. Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 07.04.2011 N 1/общ-1583 "На проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации".
из информационного банка "Законопроекты"

3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности".

4. Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "о противодействии терроризму"и отдельные законодательные акты российской федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017).

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017, с изм. от 14.11.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017).

7. Приказ МВД России от 19.06.2012 N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России"
из информационного банка "Российское законодательство (Версия Проф)".

8. Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий/ Под ред. А.Ю.Шумилова, М., Юрид. лит., 1994.

9. Оперативно-розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие., Басков В.И. М.: Изд-во “ Бек ”,1997.

10. Фирсов О.В. / Правовые основы оперативно- розыскных мероприятий / учебное. пособие. М.: Норма: ИНФРА-М., 2011. С. 168.

11. Бобров В.Г. / Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий / лекция. М., 2003. С. 4.

12. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. /Алексеев В.В., Бакланов Л.А., Бражников Д.А., Бычков В.В., Галушко В.А., Напханенко И.П., Панюшин Д.Б., Сыпачев А.Ю., Щукин А.М., Ярошенко С.А. / Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

13. Алгазин Н.И., Панюшин Д.Б. /Оперативное внедрение: место в структуре оперативно-розыскной деятельности / Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. № 4 (18). С. 72.

14. Горохов Д. Б., Глазкова М. Е. /Организация правового мониторинга в системе федеральных органов исполнительной власти / Журнал российского права. 2008. № 4. С. 16-17.

15. Энгельгардт А. А. /Компьютерная информация как предмет преступления, предусмотренного статьей 273 Уголовного кодекса Российской Федерации / Право: журнал Высшей школы экономики. 2014, № 4. С. 136-145.

16. Мицкевич А. Ф., Суслопаров А. В. /Понятие компьютерной информации по российскому и зарубежному уголовному праву / Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 2. С. 206-209.