Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Понятие и объекты государственной промышленной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью обрабатывающего промышленного производства является относительно длительный производственный цикл и необходимость долгосрочного планирования для обеспечения бесперебойности работы предприятия[24]. Создать обрабатывающее промышленное предприятие с нуля при существующих экономических условиях очень сложно, так как требуются большие инвестиционные ресурсы. Для вложения собственных средств должны быть понятны долгосрочные перспективы функционирования предприятия, стабильны условия для долгосрочного планирования и расчета получения прибыли[25]. Привлечение заемных средств обходится предприятию в 3–4 раза дороже, чем конкурентам на иностранных рынках. Предполагаемый инвестиционный период в промышленности около 7 лет. К моменту, когда будет готова к реализации первая продукция, предприятие уже должно выплатить в рамках процентных платежей сумму, равную величине кредита, не говоря о теле кредита. А производственное оборудование весьма дорогостояще.

Для сравнения цены заемных средств можно воспользоваться официальной статистикой мирового банка об уровне процентных ставок кредита в 2015 году. Для сравнения выберем страны-поставщики обрабатывающего оборудования (станки) в соответствии со статистикой ФТС. Италия – 4,1 %, Чешская Республика – 4,3 %, Швейцария – 2,7 %, Вьетнам – 7,1 %, Китай – 4,3 %, Россия – 15,7 %. Из приведенной статистики видно, что предприятие, расположенное на территории России по данному показателю находится в менее выгодных условиях[26].

Одни из невыгодных условий кредитования сложились на отечественном кредитном рынке. Высокие риски и доходы на фондовом и валютном рынках отражены в ставках кредита, но этот факт делает менее доступными оборотные средства для отечественных промышленных предприятий, по сравнению с условиями, которые предоставлены иностранным конкурентам[27].

В свете рассмотренных проблем развития промышленного потенциала отечественной экономики следует отметить, что в последнее время наметилась тенденция к изменению объективного отрицательного тренда развития производства. Принят ряд законов, направленных на развитие промышленности. В импортозамещении достигнуты успехи в сельскохозяйственной отрасли[28]. Если в 2005 году доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли составляла 45 %, то в III квартале 2016 года сократилась до 39 %. Доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами упала с 36 % в 2005 году до 22 %.


Намерения изменить ситуацию в промышленном производстве оформлены законодательно. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в РФ» предполагается переход экономики государства от экспортно-сырьевого ти па развития к инновационному типу развития за счёт формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности. Наравне с формированием конкурентоспособной промышленности предполагается обеспечение обороны страны и безопасности государства, занятости населения и повышение уровня жизни граждан.

В соответствии с законом стимулирование деятельности в промышленности осуществляется путем предоставления ее субъектам финансовой поддержки (субсидирование, налоговые льготы), информационно-консультационной поддержки, предоставления государственных и муниципальных преференций. Основные направления поддержки промышленных предприятий: научно-техническая и инновационная деятельность, развитие кадрового потенциала, внешнеэкономическая деятельность.

Следует отметить некоторые недостатки в разработанной и закрепленной законодательно системе поддержки промышленного производства. Законодательно предполагается лишь институциональная поддержка, но не проработаны вопросы формирования более выгодных экономических условий функционирования предприятий[29]. В рамках создания механизмов поддержки закон не обязует её осуществлять, практически весь текст документа базируется только на возможности поддержки. То есть помощь можно оказывать, а можно не оказывать.

В законе закреплены задачи промышленной политики, реализация которых представлена основными направлениями стимулирования деятельности предприятий. Анализ предложенных мер стимулирования промышленного производства показывает, что в основе осуществления промышленной политики лежат преимущественно меры, предполагающие адресную поддержку производственного процесса[30]. Механизмы косвенного влияния через формирование производственных условий почти не прописаны[31]. Поэтому так многосторонне охваченные цели и задачи закона нивелируются в механизмах реализации.

2.Особенности промышленности России и зарубежных стран


2.1. Анализ положения промышленной политики России в сравнении с зарубежными странами

Анализ развития высокотехнологичного и наукоемкого секторов экономики основан на использовании следующих основных общепринятых в международной практике показателей[32]:

- доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте;

- затрат на исследования и разработки (затраты R&D);

- интенсивности затрат на исследования и разработки;

- доли экспорта высокотехнологичной продукции в экспорте продукции обрабатывающих отраслей.

Показатель доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в России рассчитывается на основе 3-уровневой классификации ЮНИДО. В то же время европейские и американские данные по этому показателю получены на основе 4-уровневой классификации ОЭСР.

Затраты R&D представляют собой сумму затрат, понесенных организацией или отраслью на фундаментальные, прикладные исследования и разработки. В расчет включаются текущие (без учета амортизации) и капитальные затраты. Для международных сопоставлений используется показатель валовых внутренних затрат на исследования и разработки, представляющий собой сумму всех затрат R&D, осуществленных на территории страны.

Показатель интенсивности затрат R&D представляет собой долю затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (или в совокупной добавленной стоимости отрасли).

Расчет четвертого показателя в России несколько отличается и представляет собой показатель доли высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта.

Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в мировом ВВП составляет 27 %, по данным 2014 года, причем доля наукоемких отраслей бизнес-сектора - 16 %, доля общественного сектора наукоемких отраслей - 9 %, доля высокотехнологичных отраслей - 2 %[33]. Мировым лидером по доле высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП длительное время являются США, по состоянию на 2012 год эта доля составляет порядка 40 %. Для других стран с развитой экономикой этот показатель составляет порядка 30 % (Европейский Союз, Япония, Канада и Южная Корея), причем с 2005 года наблюдается тренд роста доли этих отраслей (за исключением Японии). В большинстве развивающихся стран этот показатель существенно ниже (в Турции - 23 %, Бразилии и Мексике - 21 %, Китае - 20 %, Индии и ЮАР - 19 %, Индонезии - 14 %).


Структура мировой экономики за последнее десятилетие изменилась: произошло заметное перераспределение производства высокотехнологичных и наукоемких отраслей в пользу развивающихся стран, большей частью благодаря Китаю. Так, с 2003 по 2012 годы в Китае объем производства высокотехнологичных отраслей увеличился в пять раз. Таким образом, доля китайских высоких технологий в мире изменилась с 8 % до 24 % (для сравнения, доля американских высоких технологий в мире составляет 27 %).

В области наукоемких видов деятельности перераспределение в пользу развивающихся экономик происходит медленнее. Здесь лидерами остаются США, доля которых в коммерческой реализации наукоемких услуг составляет 32 % от мирового уровня, а также Европейский Союз (23 %). Несмотря на активное развитие китайских компаний в этой сфере бизнеса, доля Китая в мире пока составляет 8 %[34].

По данным Росстата, в России доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП незначительно растет с 21,2 % в 2005 году до 23,6 % в 2015 году[35]. Однако в расчет показателя включена добавленная стоимость среднетехнологичных отраслей высокого уровня, что означает его ограниченную пригодность для международных сопоставлений. Данные по доле высокотехнологичного и наукоемкого производства по 3-уровневой классификации ЮНИДО в сравнении по отдельным странам представлены в табл. 2.1

Таблица 2.1

Доля отраслей с высокими и средними технологиями в добавленной стоимости обрабатывающих отраслей в отдельных странах

Страна

Доля страны в суммарной добавленной стоимости обрабатывающих отраслей в мире

Доля добавленной стоимости обрабатывающих отраслей в ВВП страны

Доля отраслей с высокими и средними технологиями

2015

2006

2015

2006

2015

2006

США

20,52

22,25

13,50

13,70

51,52

48,25

Китай (без Гонконга и Макао)

16,42

10,44

34,15

32,62

40,70

41,29

Япония

10,70

12,74

20,53

21,80

53,70

53,36

Германия

6,70

7,69

19,23

21,31

56,76

57,00

Южная Корея

3,36

2,84

27,74

25,37

53,41

54,65

Франция

2,84

3,19

11,01

11,58

45,41

44,59

Великобритания

2,78

3,44

10,32

11,69

41,99

42,43

Индия

2,25

1,70

14,89

14,78

37,27

36,14

Бразилия

1,76

1,74

13,60

15,11

34,97

33,27

Россия

1,49

1,61

13,71

15,45

23,14

21,88

Тайвань

1,30

1,27

25,77

26,46

61,88

61,88

Турция

1,27

1,14

18,07

17,51

30,04

29,81

Нидерланды

0,97

1,05

12,26

12,69

40,07

39,73

Швейцария

0,89

0,91

18,56

18,74

34,91

34,91

Швеция

0,80

0,87

16,97

17,87

46,96

52,87

ЮАР

0,52

0,55

15,19

16,62

21,24

23,47

Сингапур

0,53

0,45

26,24

26,35

73,41

77,80

Венесуэла

0,26

0,30

12,68

14,73

34,28

34,28


Затраты на исследования и разработки (R&D) увеличивают человеческий и интеллектуальный капитал, формируя базу для инноваций в первую очередь для высокотехнологичных и наукоемких отраслей[36].

Лидерами в мире по затратам R&D являются: США - $429 млрд долл., Китай - $208 млрд долл., Япония - $147 млрд долл. (табл. 2) [24]. Суммарно доля лидеров составляет более половины от общемировой суммы затрат R&D, которая равна $1,44 трлн долл. При этом, несмотря на рост абсолютных значений затрат R&D в США с 2001 по 2012 год, доля этой страны постоянно снижается в мировой сумме затрат на R&D с 37 % до 30 %. Одновременно выросла доля, приходящаяся на страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии (включая Китай, Индию, Японию, Малайзию, Сингапур, Южную Корею и Тайвань), которая составила 34 % в 2011 году против 25 % в 2001 году.

Таблица 2.2

Затраты на исследования и разработки по отдельным странам

Страна

Затраты R&D, млн долл. США (по ППС)

Доля затрат R&D от суммарных затрат R&D в мире, %

Интенсивность затрат R&D (доля от ВВП), %

США

429 143

29,8

2,85

Китай

208 171

14,4

1,84

Япония

146 537

10,1

3,39

Германия

93 055

6,5

2,88

Южная Корея

59 890

4,2

4,03

Франция

51 891

3,6

2,24

Великобритания

39 627

2,8

1,77

Российская Федерация

35 045

2,4

1,09

Тайвань

26 493

1,8

3,02

Бразилия

25 340

1,7

1,16

Италия

24 812

1,7

1,25

Индия

24 305

1,7

0,76

Канада

24 289

1,7

1,74

Австралия

20 578

1,4

2,20

Испания

19 763

1,3

1,33

Нидерланды

14 581

1,0

2,04

Швеция

13 216

0,9

3,37

Турция

10 826

0,7

0,86

Швейцария

10 525

0,7

2,87

Израиль

9 822

0,7

4,38

Австрия

9 762

0,7

2,75

Бельгия

8 719

0,6

2,04

Финляндия

7 635

0,5

3,78

Сингапур

7 060

0,4

2,23

Дания

7 052

0,4

3,09