Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Понятие и объекты государственной промышленной политики).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности промышленной политики России
1.1. Понятие и объекты государственной промышленной политики
1.2. Промышленный потенциал отечественной экономики
2.Особенности промышленности России и зарубежных стран
2.1. Анализ положения промышленной политики России в сравнении с зарубежными странами
2.2. Уровень конкурентоспособности наукоемкой продукции
Особенностью обрабатывающего промышленного производства является относительно длительный производственный цикл и необходимость долгосрочного планирования для обеспечения бесперебойности работы предприятия[24]. Создать обрабатывающее промышленное предприятие с нуля при существующих экономических условиях очень сложно, так как требуются большие инвестиционные ресурсы. Для вложения собственных средств должны быть понятны долгосрочные перспективы функционирования предприятия, стабильны условия для долгосрочного планирования и расчета получения прибыли[25]. Привлечение заемных средств обходится предприятию в 3–4 раза дороже, чем конкурентам на иностранных рынках. Предполагаемый инвестиционный период в промышленности около 7 лет. К моменту, когда будет готова к реализации первая продукция, предприятие уже должно выплатить в рамках процентных платежей сумму, равную величине кредита, не говоря о теле кредита. А производственное оборудование весьма дорогостояще.
Для сравнения цены заемных средств можно воспользоваться официальной статистикой мирового банка об уровне процентных ставок кредита в 2015 году. Для сравнения выберем страны-поставщики обрабатывающего оборудования (станки) в соответствии со статистикой ФТС. Италия – 4,1 %, Чешская Республика – 4,3 %, Швейцария – 2,7 %, Вьетнам – 7,1 %, Китай – 4,3 %, Россия – 15,7 %. Из приведенной статистики видно, что предприятие, расположенное на территории России по данному показателю находится в менее выгодных условиях[26].
Одни из невыгодных условий кредитования сложились на отечественном кредитном рынке. Высокие риски и доходы на фондовом и валютном рынках отражены в ставках кредита, но этот факт делает менее доступными оборотные средства для отечественных промышленных предприятий, по сравнению с условиями, которые предоставлены иностранным конкурентам[27].
В свете рассмотренных проблем развития промышленного потенциала отечественной экономики следует отметить, что в последнее время наметилась тенденция к изменению объективного отрицательного тренда развития производства. Принят ряд законов, направленных на развитие промышленности. В импортозамещении достигнуты успехи в сельскохозяйственной отрасли[28]. Если в 2005 году доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли составляла 45 %, то в III квартале 2016 года сократилась до 39 %. Доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами упала с 36 % в 2005 году до 22 %.
Намерения изменить ситуацию в промышленном производстве оформлены законодательно. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в РФ» предполагается переход экономики государства от экспортно-сырьевого ти па развития к инновационному типу развития за счёт формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности. Наравне с формированием конкурентоспособной промышленности предполагается обеспечение обороны страны и безопасности государства, занятости населения и повышение уровня жизни граждан.
В соответствии с законом стимулирование деятельности в промышленности осуществляется путем предоставления ее субъектам финансовой поддержки (субсидирование, налоговые льготы), информационно-консультационной поддержки, предоставления государственных и муниципальных преференций. Основные направления поддержки промышленных предприятий: научно-техническая и инновационная деятельность, развитие кадрового потенциала, внешнеэкономическая деятельность.
Следует отметить некоторые недостатки в разработанной и закрепленной законодательно системе поддержки промышленного производства. Законодательно предполагается лишь институциональная поддержка, но не проработаны вопросы формирования более выгодных экономических условий функционирования предприятий[29]. В рамках создания механизмов поддержки закон не обязует её осуществлять, практически весь текст документа базируется только на возможности поддержки. То есть помощь можно оказывать, а можно не оказывать.
В законе закреплены задачи промышленной политики, реализация которых представлена основными направлениями стимулирования деятельности предприятий. Анализ предложенных мер стимулирования промышленного производства показывает, что в основе осуществления промышленной политики лежат преимущественно меры, предполагающие адресную поддержку производственного процесса[30]. Механизмы косвенного влияния через формирование производственных условий почти не прописаны[31]. Поэтому так многосторонне охваченные цели и задачи закона нивелируются в механизмах реализации.
2.Особенности промышленности России и зарубежных стран
2.1. Анализ положения промышленной политики России в сравнении с зарубежными странами
Анализ развития высокотехнологичного и наукоемкого секторов экономики основан на использовании следующих основных общепринятых в международной практике показателей[32]:
- доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте;
- затрат на исследования и разработки (затраты R&D);
- интенсивности затрат на исследования и разработки;
- доли экспорта высокотехнологичной продукции в экспорте продукции обрабатывающих отраслей.
Показатель доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в России рассчитывается на основе 3-уровневой классификации ЮНИДО. В то же время европейские и американские данные по этому показателю получены на основе 4-уровневой классификации ОЭСР.
Затраты R&D представляют собой сумму затрат, понесенных организацией или отраслью на фундаментальные, прикладные исследования и разработки. В расчет включаются текущие (без учета амортизации) и капитальные затраты. Для международных сопоставлений используется показатель валовых внутренних затрат на исследования и разработки, представляющий собой сумму всех затрат R&D, осуществленных на территории страны.
Показатель интенсивности затрат R&D представляет собой долю затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (или в совокупной добавленной стоимости отрасли).
Расчет четвертого показателя в России несколько отличается и представляет собой показатель доли высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта.
Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в мировом ВВП составляет 27 %, по данным 2014 года, причем доля наукоемких отраслей бизнес-сектора - 16 %, доля общественного сектора наукоемких отраслей - 9 %, доля высокотехнологичных отраслей - 2 %[33]. Мировым лидером по доле высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП длительное время являются США, по состоянию на 2012 год эта доля составляет порядка 40 %. Для других стран с развитой экономикой этот показатель составляет порядка 30 % (Европейский Союз, Япония, Канада и Южная Корея), причем с 2005 года наблюдается тренд роста доли этих отраслей (за исключением Японии). В большинстве развивающихся стран этот показатель существенно ниже (в Турции - 23 %, Бразилии и Мексике - 21 %, Китае - 20 %, Индии и ЮАР - 19 %, Индонезии - 14 %).
Структура мировой экономики за последнее десятилетие изменилась: произошло заметное перераспределение производства высокотехнологичных и наукоемких отраслей в пользу развивающихся стран, большей частью благодаря Китаю. Так, с 2003 по 2012 годы в Китае объем производства высокотехнологичных отраслей увеличился в пять раз. Таким образом, доля китайских высоких технологий в мире изменилась с 8 % до 24 % (для сравнения, доля американских высоких технологий в мире составляет 27 %).
В области наукоемких видов деятельности перераспределение в пользу развивающихся экономик происходит медленнее. Здесь лидерами остаются США, доля которых в коммерческой реализации наукоемких услуг составляет 32 % от мирового уровня, а также Европейский Союз (23 %). Несмотря на активное развитие китайских компаний в этой сфере бизнеса, доля Китая в мире пока составляет 8 %[34].
По данным Росстата, в России доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП незначительно растет с 21,2 % в 2005 году до 23,6 % в 2015 году[35]. Однако в расчет показателя включена добавленная стоимость среднетехнологичных отраслей высокого уровня, что означает его ограниченную пригодность для международных сопоставлений. Данные по доле высокотехнологичного и наукоемкого производства по 3-уровневой классификации ЮНИДО в сравнении по отдельным странам представлены в табл. 2.1
Таблица 2.1
Доля отраслей с высокими и средними технологиями в добавленной стоимости обрабатывающих отраслей в отдельных странах
Страна |
Доля страны в суммарной добавленной стоимости обрабатывающих отраслей в мире |
Доля добавленной стоимости обрабатывающих отраслей в ВВП страны |
Доля отраслей с высокими и средними технологиями |
|||
2015 |
2006 |
2015 |
2006 |
2015 |
2006 |
|
США |
20,52 |
22,25 |
13,50 |
13,70 |
51,52 |
48,25 |
Китай (без Гонконга и Макао) |
16,42 |
10,44 |
34,15 |
32,62 |
40,70 |
41,29 |
Япония |
10,70 |
12,74 |
20,53 |
21,80 |
53,70 |
53,36 |
Германия |
6,70 |
7,69 |
19,23 |
21,31 |
56,76 |
57,00 |
Южная Корея |
3,36 |
2,84 |
27,74 |
25,37 |
53,41 |
54,65 |
Франция |
2,84 |
3,19 |
11,01 |
11,58 |
45,41 |
44,59 |
Великобритания |
2,78 |
3,44 |
10,32 |
11,69 |
41,99 |
42,43 |
Индия |
2,25 |
1,70 |
14,89 |
14,78 |
37,27 |
36,14 |
Бразилия |
1,76 |
1,74 |
13,60 |
15,11 |
34,97 |
33,27 |
Россия |
1,49 |
1,61 |
13,71 |
15,45 |
23,14 |
21,88 |
Тайвань |
1,30 |
1,27 |
25,77 |
26,46 |
61,88 |
61,88 |
Турция |
1,27 |
1,14 |
18,07 |
17,51 |
30,04 |
29,81 |
Нидерланды |
0,97 |
1,05 |
12,26 |
12,69 |
40,07 |
39,73 |
Швейцария |
0,89 |
0,91 |
18,56 |
18,74 |
34,91 |
34,91 |
Швеция |
0,80 |
0,87 |
16,97 |
17,87 |
46,96 |
52,87 |
ЮАР |
0,52 |
0,55 |
15,19 |
16,62 |
21,24 |
23,47 |
Сингапур |
0,53 |
0,45 |
26,24 |
26,35 |
73,41 |
77,80 |
Венесуэла |
0,26 |
0,30 |
12,68 |
14,73 |
34,28 |
34,28 |
Затраты на исследования и разработки (R&D) увеличивают человеческий и интеллектуальный капитал, формируя базу для инноваций в первую очередь для высокотехнологичных и наукоемких отраслей[36].
Лидерами в мире по затратам R&D являются: США - $429 млрд долл., Китай - $208 млрд долл., Япония - $147 млрд долл. (табл. 2) [24]. Суммарно доля лидеров составляет более половины от общемировой суммы затрат R&D, которая равна $1,44 трлн долл. При этом, несмотря на рост абсолютных значений затрат R&D в США с 2001 по 2012 год, доля этой страны постоянно снижается в мировой сумме затрат на R&D с 37 % до 30 %. Одновременно выросла доля, приходящаяся на страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии (включая Китай, Индию, Японию, Малайзию, Сингапур, Южную Корею и Тайвань), которая составила 34 % в 2011 году против 25 % в 2001 году.
Таблица 2.2
Затраты на исследования и разработки по отдельным странам
Страна |
Затраты R&D, млн долл. США (по ППС) |
Доля затрат R&D от суммарных затрат R&D в мире, % |
Интенсивность затрат R&D (доля от ВВП), % |
США |
429 143 |
29,8 |
2,85 |
Китай |
208 171 |
14,4 |
1,84 |
Япония |
146 537 |
10,1 |
3,39 |
Германия |
93 055 |
6,5 |
2,88 |
Южная Корея |
59 890 |
4,2 |
4,03 |
Франция |
51 891 |
3,6 |
2,24 |
Великобритания |
39 627 |
2,8 |
1,77 |
Российская Федерация |
35 045 |
2,4 |
1,09 |
Тайвань |
26 493 |
1,8 |
3,02 |
Бразилия |
25 340 |
1,7 |
1,16 |
Италия |
24 812 |
1,7 |
1,25 |
Индия |
24 305 |
1,7 |
0,76 |
Канада |
24 289 |
1,7 |
1,74 |
Австралия |
20 578 |
1,4 |
2,20 |
Испания |
19 763 |
1,3 |
1,33 |
Нидерланды |
14 581 |
1,0 |
2,04 |
Швеция |
13 216 |
0,9 |
3,37 |
Турция |
10 826 |
0,7 |
0,86 |
Швейцария |
10 525 |
0,7 |
2,87 |
Израиль |
9 822 |
0,7 |
4,38 |
Австрия |
9 762 |
0,7 |
2,75 |
Бельгия |
8 719 |
0,6 |
2,04 |
Финляндия |
7 635 |
0,5 |
3,78 |
Сингапур |
7 060 |
0,4 |
2,23 |
Дания |
7 052 |
0,4 |
3,09 |