Файл: «Сетевые формы организации бизнеса. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– предупреждение чрезмерной концентрации в сфере розничной торговли продовольственными товарами;

– поддержание баланса крупных, средних и мелких форм розничной торговли;

– обеспечение сохранения разнообразия форм распределения товаров, форматов организации розничной торговли;

– поддержку малого бизнеса в сфере розничной торговли;

– снижение административных барьеров и административного регулирования в сфере розничной торговли, что способствовало бы развитию конкурентной среды и повышению эффективности бизнеса.

В отношении трансформации отраслевой структуры регионального потребительского рынка нужно отметить, что под воздействием экспансии сетевых компаний она также претерпела определенные трансформации. В частности, сетевые структуры постепенно стали охватывать сегмент общественного питания, развлечения и оказания платных услуг, доля которых на региональном потребительском рынке в последний период существенно выросла. Традиционный сегмент рынка, связанный с реализацией строительных материалов, также в последнее время стал трансформироваться частично в сетевые структуры. Доля товаров, которые традиционно позиционировались на рынке не через сетевые структуры, в последнее время в относительном выражении падает.

И наконец, необходимо отметить влияние сетевых компаний на трансформацию основных форматов торговли, которая выражается в появлении и доминировании новых форматов и в вытеснении уже сложившихся форматов.

В результате можно выявить основные тенденции, характерные для российского потребительского рынка:

1. Возникновение предприятий новых форматов началось в период либерализации потребительского рынка.

2. Последующее развитие конкуренции на потребительском рынке привело к ускоренному вытеснению старых организационных форм новыми формами сетевых организаций.

3. Распространение новых форматов предприятий потребительского рынка происходило волнообразно, причем основные волны двигались от элитных сегментов к массовому потребителю.

4. Созданные форматы предприятий розничной торговли и общественного питания (за исключением гипермаркетов) пока не отличаются особой четкостью, то есть строгим соблюдением каких-либо единых параметров.

5. Освоение рынка ведущими компаниями сопровождается прогрессирующей диверсификацией существующих форматов. Следует отметить, что, несмотря на значительное увеличение доли современных форматов предприятий потребительского рынка, доля торговых объектов «старого типа» сохраняется на уровне 75 %. Прогнозируется, что в ближайшие два-три года современные сетевые магазины вполне могут консолидировать примерно 50 % всей розницы страны.


Увеличение количества предприятий современных форматов происходит быстрее, чем структурный рост розничной торговли в целом (так, в 2009 г. прирост составил 49,4 %). Однако на российском потребительском рынке в структуре розничной торговли продовольственными товарами доля современных форматов составила лишь 32,6 %, значительно уступая многим экономически развитым странам, где она превосходит 70 %.

Кроме интенсивного обновления форматов предприятий потребительского рынка происходит еще изменение и появление новых форм торговли. Так, например, в последнее десятилетие активно развиваются внемагазинные формы торговли, такие как реализация товаров через торговые автоматы, работающие в круглосуточном режиме в местах массового скопления людей внутри и вне магазинов, колледжей, административных зданий, предприятий, больниц и т. д. Торговые автоматы являются важнейшим каналом продаж некоторых категорий товаров, особенно безалкогольных напитков.

Новой формой организации торговли, оказывающей влияние на развитие потребительского рынка региона, является создание интернет-магазинов, которые оказываются достаточно эффективными, развиваясь не как обособленное подразделение, а используя инфраструктуру и организацию существующего предприятия торговли. Основной товар, которым торгуют интернет-магазины, – это время покупателя. Для конечного потребителя преимущества интернет-торговли неоспоримы: в области темпоральности транспортировки, сохранения качества товара, удобств расчетов. Уже появился целый класс потребителей, предпочитающих не тратить времени на посещение магазинов, совершая покупки через Интернет. Специалисты оценивают долю продаж интернет-магазинов в составе оборота розничной торговли менее чем в 1 % от суммарного оборота. Однако нельзя недооценивать роли новых форм торговли в развитии ее функций.

Таким образом, сетевые компании оказали значительное влияние на трансформацию регионального потребительского рынка в различных направлениях, в том числе вызвали изменение соотношения оптового и розничного предприятий на региональном рынке, предполагающее изменение роли оптового звена регионального потребительского рынка; оказали влияние на изменение отраслевой структуры регионального потребительского рынка, а также изменение соотношения крупных и мелких торговых предприятий в регионе и форм их кооперации; способствовали трансформации транспортной и информационной инфраструктуры регионального потребительского рынка, а также изменению территориальной локации элементов регионального потребительского рынка, формированию новых сервисных зон.


В целом, следует отметить, что структурная трансформация рынка происходит как в горизонтальном так и в вертикальном направлениях (оптовое звено потребительского рынка). В целях устранения существующих противоречий необходимо осуществление структурно-функциональной модернизации регионального потребительского рынка при обеспечении баланса интересов субъектов различных уровней в развитии современных форматов организаций потребительского сектора, в создании благоприятных условий для предприятий разных размеров и организационно-правовых форм, что обусловлено необходимостью покрытия спроса и удовлетворения потребностей всех социальных групп населения.

3.3 Анализ и оценка возможностей развития региональной сетевой экономики (на примере Красноярского края)

Общая площадь всех Торговых и торгово-развлекательных центров в Красноярском крае составляет более 1 миллиона квадратных метров. При этом доля гипермаркетов и супермаркетов в структуре розничной торговли составляет около 16%.

Продовольственные сети в Красноярском крае представляют федеральные сети такие как Лента, О-кей, и местные ритейлеры - Командор, Красный Яр.

В 2015 года шло активное развитие местных сетей (особенно, Красный Яр), они увеличили число торговых точек в городе. Сетевые магазины бренда СПАР, которая работает по лицензионному соглашению с ГК «Каравай», наоборот, сократились, из-за признания банкротом летом 2015 г. Торговые площади, где ранее располагались магазины СПАР были арендованы конкурирующими сетями. К примеру, вместо СПАР в «Северном» открылся супермаркет «Командор», а на ул. Киренского, 25а и Высотной ул. вместо «Каравая» начали работать гастрономы «Красный Яр». 

За последние полтора года средний чек в сетях вырос в диапазоне 12-15%. На текущий момент, средний чек составляет в гипермаркетах – 900 - 1 200 руб., в супермаркетах -  400 руб., в «магазинах у дома» - 300 руб.  За последние 3 года федеральные и иностранные продовольственные сети не увеличивают свою долю в городе. Исключение составляет федеральная сеть «Лента», открывшая в Красноярске 2 гипермаркета.

Общая площадь качественных ТЦ и ТРЦ составляет более 600 тыс.кв.м. Большая часть предложения приходится на торговые центры.

Существенная доля рынка торговой недвижимости представлена современными профессиональными объектами, включая ТРК «Планета», ТЦ «КомсоМОЛЛ», ТРК «Июнь», ТЦ «Атмосфера дома», ТЦ «Республика» и др.

По итогам 2015 года в Красноярске открылось 4 торговых центра:


-  Галерея Енисей на ул. Дубровинского, 1;

-  ТРЦ МАВИ на ул. Щорса, 44;

- Торгово-административный комплекс «Савита» на ул. Советская, 41;

-  ТК «Авиатор» на ул. Авиаторов, 5.

Вновь введенные торговые центры выделены цветом в таблице 1.3.

За период с 2007 по конец 2015 года торговая площадь объектов городского значения увеличилась на более чем  55%: с 253 000 до 600 000 кв. м.

Если учитывать площадь только качественных ТЦ и ТРЦ Красноярска, уровень обеспеченности населения составляет 410 кв.м (GLA)/ тыс.чел. При этом уровень обеспеченности всеми торговыми площадями Красноярска достигает порядка 740 кв. м (GLA)/тыс. чел.

На диаграмме ниже представлена географическая структура предложений ТЦ на рынке Красноярского края

Рис. 4. Географическая структура предложения торговых центров на рынке Красноярска.

По состоянию на конец 2015 г. средняя ставка в современных ТЦ для галереи составляет 1 100 – 2 500 руб. / кв. м / месяц (здесь и далее с учетом эксплуатационных расходов, без НДС), в ТЦ старой постройки — 700-1800 руб. за 1 кв. м в месяц.

При этом стоимость аренды в наиболее профессиональных ТРК и в наиболее «проходных» местах может достигать 10 000 руб. за кв. м в месяц.

Аренда в  формате стрит-ритейл (на первой линии) составляет 800-1200 руб./кв.м. Самые высокие цены на небольшие площади до 25 кв.м.

В силу нестабильной макроэкономической ситуации и роста предложения качественных объектов в городе, значительный рост арендных ставок в среднесрочной перспективе не прогнозируется. Мы прогнозируем стагнацию арендных ставок в качественных ТЦ, а также снижение ставок аренды в торговых центрах с устаревающей концепцией.

Торговые центры старой постройки с устаревшей концепцией и высоким уровнем вакантных площадей могут подвергнуться редевелопменту или реконцепции, при условии стабилизации экономической ситуации в стране и, как следствие, постепенным возвратом спроса.

В течение 2016 года средний размер арендных ставок в качественных ТЦ по прогнозам специалистов GVA Sawyer составит порядка 1 500 – 3 000 руб./кв.м/мес. Доля вакантных помещений увеличится и может достигнуть 20%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы глобализации, происходящие в мировой экономике за последние десятилетия, определяют все возрастающее влияние, которое приобретают сетевые компании на региональный потребительский рынок. В настоящей работе были проанализированы причины и последствия данного явления.


Полученные результаты дают обновленные представления об особенностях организации региональных рынков и их трансформации под влиянием сетевых организаций. На практике это поможет в формировании устойчивых воспроизводственных комплексов в региональной экономике, а также повышении эффективности региональной специализации и уровня жизни в регионе в целом.

В данной работе был сделан основной акцент на выявлении особенностей изменений потребительского регионального рынка под влиянием крупных международных сетевых компаний. Кроме того, был проведен анализ этапов трансформации регионального потребительского рынка в условиях внешнего воздействия и дана их характеристика по критериям концентрации спроса и предложения. Дополнительно, выявлено влияние экспансии сетевых компаний на развитие малого бизнеса в сфере розничной и оптовой торговли в регионе.

В процессе исследования использовалась методология, основанная на совместном применении эволюционного и институционального подходов, формализованно-логического и эвристического методов исследования. В исследовании также использовались методы диалектического подхода, системного, ретроспективного, анализа.

В целом, полученные в данной работе выводы имеют важное значение, так как проведенное исследование позволило выявить существующее несоответствие между структурой регионального потребительского рынка и его функциями, а также обосновать необходимость модернизации рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдашева, С.Б. Хомик, О. С. Влияние бизнес-практик российских розничных сетей на положение поставщиков до и после введения законодательной регламентации: оценка на основе микроданных//Российский журнал менеджмента. — 2015. — №3. — 125с.
  2. Анализ рынка розничной торговли: продуктовые сети: [отчет]

/ Маркетинговое агентство STEP-BY-STEP. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.retail.ru/article/all_retail/18497.

  1. Бивен, Дж. Войны супермаркетов / Дж. Бивен. – М. : Эксмо, 2008. – 288 с.
  2. Вардомский, Л. Б. Регионализация постсоветского пространства: факторы, особенности, тенденции: науч. докл. / Л. Б. Вардомс- кий. – М. : ИЭ РАН, 2008. – 60 c.
  3. Годовой отчет ОАО «Магнит» за 2014 г. / исполн.: Галицкий С. Н., Кулакова И. В. – Краснодар, 2015. – 189 с.
  4. Годунова, М. Как плетутся сети в розничной торговле / М. Годунова // Экономика России: ХХI век. – 2002. – № 8.
  5. Жемчужников, С. И. Направления совершенствования взаимодействия предприятий на основе интеграции экономических процессов / С. И. Жемчужников // Инновационный вестник «Регион». – 2011. - № 1. – С. 20–26.
  6. Захарченко, Д.В. Влияние информационно-сетевой экономики на изменение стратегий компаний//Вопросы экономики и права 2012. №1 – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://law-journal.ru/files/pdf/201206/201206_46.pdf.
  7. Ковалев, К. Ю. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть / К. Ю. Ковалев, С. А. Уваров, П. Е. Щеглов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа http://www.piterpress.ru/book.phtml?978591180187
  8. Корсак В. И. Эффективная пространственная организация региональных розничных торговых сетей — необходимое условие устойчивого развития региона // Молодой ученый. — 2013. — №11. — 373 с.
  9. Крупнейшие компании розничной торговли. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://raexpert.ru/rankingtable
  10. Курченков, В. В. Экспансия сетевых компаний на региональном потребительском рынке: тенденции и последствия / В. В. Курченков, О. В. Фетисова, Т. В. Чигарева // Вестник АГТУ. Серия «Экономика». – 2013. – № 1. – С. 82–88.
  11. Кукушкина Ю.М., Островская Е.Я. Актуальные проблемы и перспективы сопряжения процессов евразийской и западноевропейской экономической интеграции//Вестник международных организаций 2013. №4 – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://iorj.hse.ru/2013-8-4/103580055.html
  12. Тишина В.Н. Особенности сетевых взаимодействий экономических субъектов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. №41 (258) С.90-94.
  13. Медведева, Ю. Ю. Особенности использования собственных торговых марок в розничных торговых сетях / Ю. Ю. Медведева // Вестник ДГТУ. – 2013. – Т. 11, № 4 (55). – C. 569–573.
  14. Михеев, Г. В. Терминологические аспекты и экономическая природа сетевой розничной торговли / Г. В. Михеев. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/06/pdf/20.pdf.
  15. Муниципальная розничная торговля в 2015 г. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/enterprises/trade/ /
  16. Обзоры рынка товаров массового спроса (FMCG) и его отдельных сегментов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// us.nielsen.com/products/gs_globaltrack.shtml.
  17. Перспективы развития розничной торговли в России: по материалам PriceWaterHouseCoopers // Коммерческий директор. – 2012. – № 1, янв. – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: http:// www.unitcon.ru/articles/view_int_article.php?id=185. – Загл. с экрана
  18. РИА «РБК»: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.rbc.ru /reviews/retail/161003/1.shtml.
  19. Федеральная служба государственной статистики: [офиц. сайт]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
  20. Фетисова, О. В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли / О. В. Фетисова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. – 2012. – Вып. 16. – С. 116–124.
  21. Хурцилава, В. С. Управление развитием сетевой торговли в регионе: дис. ... канд. экон. наук / В. С. Хурцилава; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2014. – 184 с.
  22. Чередниченко, А. В сетях отечественного рынка / А. Чередниченко // Торговое оборудование. Лучший выбор. – Электрон. текстовые дан. – 2009. – № 4. – Режим доступа: http://www.retailmagazint.ru.
  23. Крупнейшие компании розничной торговли. – Электронные текстовые дан. – Режим доступа: http://raexpert.ru/rankingtable