Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Защита государственной тайны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества (норма части 1 статьи 54 УК нашей страны).

Учитывая строгость наказания в виде ареста, он не назначается беременным женщинам и женщинам, которые имеют детей в возрасте до четырнадцати лет

«Этот вид наказания является «отложенным» видом наказания, поскольку из-за отсутствия нужных условий для его осуществления в российской судебной практике арест до сих пор не применяется»[11].

Лишение свободы заключается в отделения осужденного от социума посредством направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (норма части 1 статьи 56 УК нашей страны).

Исходя из того, что состав противоправного деяния, который предусмотрен положениями части 1 статьи 283 УК нашей страны, относится к категории преступлений средней тяжести, приготовление к нему с уголовно-правовой точки зрения абсолютно не наказуемо (норма ч. 3 ст. 15 и норма ч. 2 ст. 30 УК нашей страны).

В положениях части 2 статьи 283 УК устанавливается повышенная ответственность за разглашение государственной тайны, которое повлекло по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий устанавливается органами следствия и судом в прямой зависимости от обстоятельств осуществления преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования данных сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.). При этом уголовно-юридическая ответственность за данные последствия наступает исключительно при условии, что лицо предвидело возможность их вероятного наступления, но без достаточных к тому оснований самоуверенно рассчитывало на их предотвращение.

Если умыслом виновного лица данные тяжкие последствия не охватывались, то ответственность наступает исключительно при установлении неосторожной вины по отношению к данным последствиям.

Однако в целом такое противоправное деяние признается осуществленным умышленно.

Таким образом, разглашение государственной тайны, повлекшее за собой по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет.

«Ответственность за разглашение соответствующих данных несут также лица, которые хотя и не допущены специальным образом к работе со сведениями, которые составляют государственную тайну, но в силу специфичности службы или работы могут знать данные сведения (к примеру, рабочие, осуществляющие ремонтные работы на разных объектах, работники охраны, водители, машинистки)»[12].


Лица, которые стали обладателями государственной тайны иным путем (из частных разговоров с лицом, которое было осведомлено о государственной тайне, из найденной случайным образом документации), какой-либо уголовно-правовой ответственности по нормам статей УК не несут, поскольку не несли прямую обязанность по должному обеспечению сохранности государственной тайны. Если они действовали в целях оказания помощи иностранному государству в осуществлении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности нашей страны, их деяние квалифицируется как государственная измена или шпионаж (в прямой зависимости от гражданства) по статье 275 «Государственная измена» или 276 «Шпионаж».

Заключение

В следствии проведения курсового исследования были получены следующие выводы:

В одной мудрой книге сказано: «Ведь всё, что утаивают, утаивают лишь для того, чтобы в конце концов оно стало явным, и всё, что скрывают, скрывают лишь для того, чтобы в конце концов оно стало открытым». Этим раскрывается одна очевидная истина: любая защита, придуманная человеком им же будет и преодолена. Поэтому разрабатываются не только технические, но и законодательные нормы для того чтобы разрешить проблему раскрытия секретных сведений.

Определенный интерес к некоторым секретам абсолютно всегда имелся у любой влиятельной страны. Подобные закрытые данные могут потребоваться для применения в разных целях, либо в целях проведения враждебной деятельности против государства, либо для получения за ее счет выгод политического, экономического военного или другого характера, либо для противодействия осуществляемым в государстве важным мероприятиям в разнообразных сферах, либо для совмещения данных задач.

Разглашение означает предать огласке данные сведения. Способ может быть разнообразным: устным (приватная беседа, выступление публичного характера и др.) и письменным (публикация в средствах массовой информации, сообщение в письме и т.д.).

Деяние признается преступным, если сведения, содержащие государственную тайну, стали известны иным лицам, которые не обладают соответствующим доступом к ним. Таким образом, преступление обладает материальным составов, считается оконченным с факта, когда данные сведения оказались достоянием иного лица, в связи с чем появилась некоторая опасность их применения в ущерб важным интересам нашей страны. Лицо должно понимать фактический смысл полученных им сведений.


Разглашение государственной тайны формирует состав изучаемого преступления исключительно в том случае, если в деянии отсутствуют какие-либо признаки государственной измены, которая совершается в форме предоставлении государственной тайны

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, которые гарантируют основы информационной безопасности нашего государства.

Объективная сторона представляется в законе как разглашение сведений, которые составляют государственную тайну, если данные сведения стали достоянием иных лиц.

По собственной субъективной стороне разглашение государственной тайны может быть осуществлено не только умышленно, но и по неосторожности.

Субъект преступления специализированный, который достиг возраста шестнадцати лет. Им может быть исключительно лицо, которому государственная тайна была вверена или стала известна по долгу службы или работе.

Разглашение государственной тайны на протяжении многих веков считалось серьезнейшим правовым нарушением, поэтому данный вид экономической преступности серьезно преследуется российским законодательством. За этот вид преступного деяния предусматривается уголовная ответственность по положениям статьи 283 УК нашей страны.

Социальная опасность разглашения государственной тайны заключается в том, что переход сведений, содержащих государственную тайну, к сторонним лицам создает опасность утечки государственных секретов в другие страны, что ставит под угрозу внешнюю и экономическую безопасность нашего государства.

Разглашение сведений, содержащих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, представляют серьезнейшую угрозу государственной безопасности.

Это вызывает необходимость принятия со стороны абсолютно всех органов государственной власти нашей страны, действенных мер по защите сведений, утечка которых может нанести ущерб государственным интересам.

Список использованных источников

Нормативно-правовые источники

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
  2. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне"/ Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235
  3. Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"/Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 17 февраля 2006 г. N 34, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 8 ст. 892

Специальная литература

  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., испр., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2016. – 1032 с.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.И. Рарог. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 824 с.
  3. Российское законодательство X – XX веков: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. В 9-ти томах. Т. 9 / Под общ. ред. О.И. Чистякова – М.: Юридическая литература, 2014. – 352 c.
  4. Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практическое пособие / Ю.И. Антонов, А.Я. Аснис, В.Б. Боровиков и др. / Под ред. А.В. Галаховой. – М.: Норма, 2017. – 560 с.
  5. Тимошенко В.А., Козлов С.С. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (постатейный). – М.: Норма, 2016. – 234 с.
  6. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. Н.Г. Кадникова. – М.: Городец, 2007. – 912 с.

Периодические издания

  1. Лукичев К.Е. К вопросу о цене тайны // Конституционное и

муниципальное право. – 2015. – № 4. – С. 42 – 45.

  1. Сабитов Т. Квалификация разглашения государственной тайны (ст. 283 УК РФ) по форме вины // Уголовное право. – 2017. – № 4. – С. 59 – 62.

Электронные ресурсы

  1. Бортников А. Отчет ФСБ за 2016 год / Федеральная служба безопасности // Agentura.Ru. Спецслужбы под контролем. Режим доступа: [http://www.agentura.ru/dossier/russia/fsb/2016/ 18/12/2016].
  2. Владимир Путин выступил на расширенном заседании коллегии ФСБ, посвященном итогам работы службы в 2012 году // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: [http://kremlin.ru/news/14459 07/02/2012].
  1. Лукичев К.Е. К вопросу о цене тайны // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 4. – С. 42.

  2. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.11.2011) // Российские вести. – 30.09.1993. – № 189. – Статья 2.

  3. Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"/Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 17 февраля 2006 г. N 34, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 8 ст. 892

  4. Тимошенко В.А., Козлов С.С. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (постатейный). – М.: Норма, 2016. – К статье 2.

  5. Бортников А. Отчет ФСБ за 2008 год / Федеральная служба безопасности // Agentura.Ru. Спецслужбы под контролем. Режим доступа: [http://www.agentura.ru/dossier/russia/fsb/2016/ 18/12/2016].

  6. Владимир Путин выступил на расширенном заседании коллегии ФСБ, посвященном итогам работы службы в 2012 году // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: [http://kremlin.ru/news/14459 07/02/2012].

  7. Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практическое пособие / Ю.И. Антонов, А.Я. Аснис, В.Б. Боровиков и др. / Под ред. А.В. Галаховой. – М.: Норма, 2007. – С. 274.

  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954. – Часть 1 статьи 283.

  9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., испр., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2015. – К статье 283.

  10. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. Н.Г. Кадникова. – М.: Городец, 2017. – С. 690.

  11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.И. Рарог. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – К статье 54.

  12. Антонов Ю.И. Указ. соч. – С. 276.