Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Защита государственной тайны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Все скрытое от общества всегда вызывает его неподдельный интерес. Если хотя бы создается иллюзия секретности, как сразу этот объект становится предметом обостренного интереса и обсуждений – так происходит в обыденной жизни, а что можно говорить о том, когда речь заходит о секретных данных на уровне корпорации или целой страны.

На протяжении всей истории человечества, процессы добычи информации и ее защиты постоянно усовершенствовались, а для любого правительства росло значение защиты информационных ресурсов. Информация в современном обществе играет важнейшую роль, что особенно очевидно на сегодняшний день, когда достижения в технике, науке, организации управления явно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства.

В системе правовых отношений, образующихся при обработке информации, значимое место принимает институт государственной тайны.

Актуальность проводимого исследования определяется для начала тем, что правонарушения против внешней безопасности государства в течении всего периода его жизни представляют существенную угрозу для суверенитета страны, целостности территории, неприкосновенности и обороноспособности. Серьезный вызов безопасности страны представляет такой феномен как «разглашение государственной тайны».

Вопросы, сопряженные с государственной тайной, ее защитой, а также проблемы распространения государственной тайны были своевременны во все исторические эпохи. Российская Федерация вкладывает огромные бюджетные средства для обеспечения и защиты своей безопасности. Предметом внимания иностранных разведывательных управлений являются защищаемые государством важнейшие данные (государственная тайна) об обстановке обороной способности страны, ее внешнем политическом, разведывательном, контрразведывательном, экономическом и научно-техническом потенциале. Россия испытывает влияние, в том числе и от иностранных политических институтов, с целью понизить контроль за сохранением капиталоемких частей государственной тайны. Складывающаяся обстановка говорит о необходимости умножения работы по сохранении государственной тайны.

За последние годы задержаны десятки иностранных агентов, обнаружено и пресечено более сотни попыток граждан Российской Федерации, инициативно стремящихся передать шпионам секретную информацию. В большинстве случаев силам государственной безопасности приходится иметь дело с лицом агента-бизнесмена, с готовностью предлагающего продать государственный секрет иностранному правительству.


Передача или разглашение материалов, составляющих государственную тайну, по преступной халатности или со злым намерением, шпионаж в пользу иностранных правительств, утрата документов секретного характера, их публикация в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу госбезопасности. Объектом исследования выступает комплексность общественных отношений, сопряженных с раскрытием государственных тайных сведений.

В зоне определенного объекта тема исследования состоит из норм федеративного законодательства, регулирующих вопросы государственной тайны и ее разглашения.

Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы интернационального характера как огласка государственной тайны.

Для достижения эффекта были поставлены следующие цели:

1. Рассмотреть особенности государственной тайны.

2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению гостайны.

Структура работы установлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. Особенности государственной тайны

1.1. Понятие государственной тайны и сведения, относящиеся к государственной тайне

Правительственные секреты и охота за ними появились еще на рассвете человеческого общества, когда появились самые первые страны. Задача обеспечения безопасности государства предопределяет некоторую необходимость защиты его собственных информационных ресурсов от утечки наиболее важной информации политического, экономического, научно-технического и военного характера. Этим фактом подтверждается существование института государственной тайны. Данный институт создает некоторую возможность для государства осуществлять абсолютно независимую информационную политику, проводить защиту своих собственных национальных интересов.

Юридический институт государственной тайны, представляет собой институт, который признается абсолютно всеми государствами и заключается в регулировании информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или другой степени заключается абсолютно во всех развитых демократических странах.


Развитие системы государственной тайны абсолютно в любом государстве, в том числе и в нашей стране, самым прямым образом непосредственно связано с развитием разведки, совершенствованием ее собственных форм и методов. По мере выявления некоторых устремлений разведки к некоторым разновидностям информации становится наиболее очевидным, что именно ее нужно защищать, что прямо указывает на некоторую необходимость придания этим данным статуса государственной тайны.

«Терминологическое значение слова «тайна» означает то, что не известно, не стало еще доступным познанию, нечто наиболее непонятное, неразгаданное и при этом также то, что скрывается от иных лиц, что известно не всем, секрет»[1].

В положениях отечественного законодательства можно столкнуться с огромным числом разных видов тайн, среди которых есть и государственная тайна.

Определение государственной тайны тесным образом связано с определением безопасности нашей страны и раскрывается как «защищаемые государством данные в сфере деятельности военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, распространение которых может нанести определенный ущерб безопасности нашей страны»[2]. Таким образом, если сгруппировать области данных (интересов государства), которые подпадают под режим государственной тайны, то их будет все четыре.

Тайной может стать некоторая информация, которая может передаваться посредством устной, письменной, так и цифровой электронной формы. Основополагающим критерием отнесения этих данных к государственной тайне является именно то, что ее непосредственное распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности нашей страны.

Перечень данных, которые составляют государственную тайну, то есть совокупность категорий данных, в соответствии с которыми данные относятся к государственной тайне и засекречиваются в строго установленном порядке, – установлен в положениях статьи 5 Закона РФ «О государственной тайне» (далее – Закона), которая содержит в себе исчерпывающий перечень данных, которые составляют государственную тайну в нашей стране, и расширительному толкованию не подлежит.

Государственную тайну составляют следующие виды данных:

1) сведения военной сферы;

2) сведения из экономической, научной и технической сферы;

3) сведения из внешнеполитической и экономической сферы деятельности государства;


4) сведения в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в сфере противодействия террористической деятельности.

Стоит установить, что 11 февраля 2006 года вступила в юридическую силу новая редакция Указа Президента РФ «О Перечне сведений, составляющих государственную тайну» № 90[3], которая значительно конкретизировала Перечень групп данных, которые составляют государственную тайну, и состоит данный перечень из ста тринадцати позиций.

Чтобы отграничить данные, которые составляют государственную тайну, от других данных, используются соответствующие процедуры – отнесение данных к государственной тайне и их засекречивание, которые представляют собой введение для этих сведений ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (то есть к материальным объектам, в том числе физическим полям, в которых данные сведения находят свое собственное отображение в виде определенных символов, сигналов, технических решений и процессов).

В основном государственная тайна как некий вид информации имеет место быть исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с определенными реквизитами, которые позволяют ее полностью идентифицировать (норма ст. 12 Закона). Данными реквизитами являются: степень секретности; некоторые данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Отнесение данных к государственной тайне и их засекречивание выполняется на основании следующих принципов: законности, обоснованности и своевременности.

Законность в этой ситуации есть корректное использование закона и других нормативных юридических актов, а также соблюдение абсолютно всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайне и Конституции нашей страны.

При разрешении вопроса о соблюдении принципа законности отнесения данных к государственной тайне и их засекречивания нужно учитывать требования положений статьи 7 Закона, которая содержит строго установленный список данных, которые вовсе не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены.

Обоснованность означает, что определенные основания для отнесения данных к государственной тайне и их засекречивания должны быть абсолютно убедительными, которые подтверждены серьезными доводами и фактами и базироваться на потребности в обеспечении должной безопасности страны и соблюдения законных прав и свобод человека и гражданина. Данные доводы и факты могут быть получены посредством экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных данных, вероятных экономических и других последствий (к примеру, политических, военных, правоохранительных) данного акта, исходя из баланса жизненно важных интересов страны, общества и граждан.


Под своевременностью нужно понимать, что отнесение данных к государственной тайне и их засекречивание должно быть осуществлено оперативно, при получении данных, разглашение которых может угрожать безопасности страны, либо соответствующие ограничения должны формироваться заранее. К примеру, при осуществлении научных разработок, опытов в той или другой научной сфере, при наличии сведений, что результаты, которые могут быть получены, подлежат отнесению к государственной тайне, вероятные конечные последствия таких научных разработок могут быть заранее засекречены.

Засекречивание данных, которые составляют государственную тайну, осуществляется с учетом уровня секретности сведений, которая, в свою очередь, должна соответствовать уровню тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности нашей страны вследствие распространения данных сведений.

Формируются три степени секретности сведений, которые составляют государственную тайну, и соответствующие этим уровням грифы секретности для носителей этих сведений:

1) «Особой важности»;

2) «Совершенно секретно»;

3) «Секретно».

Как разделяются такие сведения по уровням секретности, представлено на рис. 1.

Рис. 1. Схема отнесения сведений к степеням секретности

Уровень секретности сведений, которые составляют государственную тайну, должна соответствовать уровню тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности нашей страны вследствие распространения данных сведений.

Отнесение сведений к государственной тайне выполняется в соответствии с их принадлежностью отраслевого, ведомственного или программно-целевого характера, а также в соответствии с положениями Закона.

Не подлежат отнесению следующие данные к государственной тайне и засекречиванию:

1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, которые угрожают безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и конечных последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранительной системы, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, которые предоставляются страной гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

4) об определенных фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах нашей страны;