Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
Введение
Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия[1], — словом, как устроено разделение властей.
В настоящее время основной концепцией в теории государства и права рассматривается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти. В целом это является обоснованным и справедливым решением, так как государство было создано обществом. Организация и устройство государственной власти понимается как форма государства, которая находится в неразрывной связи с сущностью государства [2, с. 146-152].
Актуальность данной темы в современном мире нельзя недооценивать,несмотря на то что новые государства образуются достаточно редко,а уже имеющиеся кардинально не меняются.Однако монархии и республики, на данный момент являются своеобразными каркасами на основе которых строятся более сложные формы правления.А многообразие этих конструкций, безусловно ,нуждается в изучении и систематизации .Хотя если взглянуть с другой стороны то уже чистая республика и монархия, заменяемые различными гибридными формами ,сейчас становятся довольно редким явлением. Таким образом, данная тема в ближайшее время не потеряет своей актуальности.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении и составлении характеристики форм правления в современном мире и в прошлом.
Для достижения поставленных целей потребуется решение следующих задач:
Привести определение понятия формы правления.
Рассмотреть и охарактеризовать основные формы правления в прошлом и настояшем (монархия и республика).
Привести определения понятия нетипичной формы правления в прошлом и настоящем.
Рассмотреть и охарактеризовать нетипичные формы правления.
Определение понятия «форма государственного правления».
До настоящего времени отсутствует единое общепризнанное доктринальное определение понятия «форма правления». В современной литературе существуют следующие различные определения:
|
|||
Смешанные или нетипичные формы правления
Исходя из темы данной курсовой работы,логично будет представить-чем же так называемые «нетипичные»формы правления отличны от «типичных».Прежде всего,стоит разъяснить,что мы предполагаем под понятием «типичной»формой правления,в основном это монархия и республика.Они являют собой некие первоначальные структуры для всех более сложных форм государственного правления.К примеру,на них основаны такие формы правления как абсолютная монархия,конституционная монархия,парламентская республика,президентская республика,и другие.Перечисленные формы правления так же относятся к «типичным»формам правления,так как они достаточно распространены,существую довольно продолжительный период иот государства к государству сохраняют свои основные черты.В свою очередь так называемые «нетипичные»формы государственного правления можно представить как некую смесь из нескольких «типичных»форм.К примеру,смешанная (полупрезидентская/полупарламентская) республика являет собой ни что иное,как президентскую республику с признаками парламентской (или наоборот),ареспубликанская монархия-монархию с определёнными республиканскими институтами.Отличны же «нетипичные»от «типичных»,на наш взгляд,именно тем,что в отличии от последних они могут существенно различаться в каждом отдельном государстве,несмотря на общее наименование.Например,смешанная республика может обладать признаками президентской в большей степени чем парламентской (Российская Федерация,Украина).
1.2 Смешанная полупрезидентская или полупарламентская республика
Полупрезидентская республика (республика смешанного типа) —разновидность республиканской формы правления,при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.В полупрезидентской республике глава государства избирается,как правило,на всеобщих выборах и реально наделен большими полномочиями.Правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом,но и перед парламентом 3 -[Электронный ресурс] http://dic.academic.ru
Собственно полупрезидентская или полупарламентская республика,как сказано выше,является некой эволюцией обычной президентской или парламентской республики.Для должного понимания определения смешанной республики логично будет представить отличительны признаки парламентской и президентской республик.По мнению профессора В.Е.Чиркина высказанному им в статье «Нетипичные формы правления в современном государстве»главной отличительной особенностью обозначается способ политической ответственности правительства.Таким образом по мнению Вениамина Евгеньевича президентская республика-это«Если президент не только юридически,но и фактически свободен в выборе министров,сам решает этот вопрос и по своему усмотрению вправе уволить любого его члена …а парламент (его нижняя палата)не вправе увольнять правительство или его отдельных министров в отставку путем вотума недоверия (резолюции порицания и т.п.),то это-президентская республика.»А парламентская в свою очередь-это «Если же правительство формируется на деле парламентом (акт президента о назначении министров выражает лишь волю парламентского большинства,и иначе быть не может:правительство другой партийной принадлежности не получит в парламенте утверждения своей программы и,следовательно,не будет создано)и несет ответственность не перед президентом,а перед парламентом,то это парламентарная республика.»
По мнению всё того же профессора В.Е.Чиркина- «чистые»республики не могут удовлетворять реалиям современного мира,так как президентская республика из за усиления власти главы государства может придти к авторитаризму,а парламентская по причине большого количества партий в парламенте и отсутствии чётких коалиций между ними не в состоянии сформировать кабинет министров,а значит управлять страной.
На данный момент в мире существуют все три приведённых выше вида республик.В пример можно привести-президентские республикипредставленные:в США,Бразилии,Казахстане;парламентские:в Германии,Турции и Индии;и собственно полупрезидентские или полупарламентские республики:в России,Франции,Литве,Польше.
В современной науке нет единого мнения по поводу классификации государствна парламентские,президентские республики и смешанные республики.Так например Российская Федерация является по сути президентской республикой,где президент наделён широчайшими полномочиями.Но однако по некоторымформально-юридическим признакам(председатель правительства Российской Федерации назначается президентом с согласия парламента,но остальные министры назначаются президентом без такого согласия;не требуется согласия Государственной думы на отставку председателя правительства и членов правительства по решению президента;правительство несет ответственность перед Государственной думой,которая вправе поставить вопрос о доверии правительству)её можно отнести именно к полупрезидентской республике.Об этом говорит и профессор Краснов Михаил Александрович в своей статье 4- «Россия как полупрезидентская республика:проблемы баланса полномочий»42003,№10,с.16-23
.В этой статье,автор разбирает формы правления сложившиеся в государствах образовавшиеся на постсоветском пространстве,подчёркивая,что в большинстве своём они являются полупрезидентскими республиками «французского образца».Профессор М.А.Краснов подчёркивает что подобное заимствование характерно для посттоталитарных государств в связи с следующими особенностям:заинтересованность политических сил в стабильности,личная харизмалидера.
Таким образом,можно предположить,что понятие полупрезиденских и полупарламентских республики не имеют чётких границ и в каждом отдельном государстве они представлены в различных интерпретациях.Следовательно,не смотря на распространённость подобных форм государственного правления,упоминание их в данной курсовой работе имеет под собой смысл.
2.2 Суперпрезидентская республика
Такая форма государственного правления как суперпрезидентская республика по большей части характерна для стран Латинской Америки и Африканского континента.На образование данной формы правления повлияли следующие факторы.Во-первых,в этих регионах за последние два столетия произошло довольно большое количество революций и контрреволюций,что безусловно не могло не повлиять на количество власти сосредоточенной в руках главы государства.Во-вторых,все эти страны,в то или иной мере,попытались перенять форму правления у Соединённых Штатов Америки и под их прямым или косвенным влиянием.
Опираясьна вышеизложенное можно дать следующее определение разбираемой формы правления.Суперпрезидентская республика-это форма государственного правления,при которой декларируется принцип разделения властей,но в реальности вся власть принадлежит президенту и подконтрольным ему административным органам.Основываясь на данное определение можно сказать,что суперпрезидентская республика является одной из разновидностей авторитаризма.Так же эта форма правления имеет несколько особенностей:президент возглавляет правительство будучи при этом лидером правящей партии(чаще всего единственной или пользующейся неконституционными преимуществами),полномочия президента гораздо шире чем в президентской республике,возможность «пожизненного президентства». - 5
выделяет следующие виды суперпрезидентской республики:
-президентско-монократическая республика—форма правления,при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию,являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии.