Файл: Формы правления в прошлом и настоящем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия[1], — словом, как устроено разделение властей.

В настоящее время основной концепцией в теории государства и права рассматривается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти. В целом это является обоснованным и справедливым решением, так как государство было создано обществом. Организация и устройство государственной власти понимается как форма государства, которая находится в неразрывной связи с сущностью государства [2, с. 146-152].

Актуальность данной темы в современном мире нельзя недооценивать,несмотря на то что новые государства образуются достаточно редко,а уже имеющиеся кардинально не меняются.Однако монархии и республики, на данный момент являются своеобразными каркасами на основе которых строятся более сложные формы правления.А многообразие этих конструкций, безусловно ,нуждается в изучении и систематизации .Хотя если взглянуть с другой стороны то уже чистая республика и монархия, заменяемые различными гибридными формами ,сейчас становятся довольно редким явлением. Таким образом, данная тема в ближайшее время не потеряет своей актуальности.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении и составлении характеристики форм правления в современном мире и в прошлом.

Для достижения поставленных целей потребуется решение следующих задач:

Привести определение понятия формы правления.

Рассмотреть и охарактеризовать основные формы правления в прошлом и настояшем (монархия и республика).

Привести определения понятия нетипичной формы правления в прошлом и настоящем.


Рассмотреть и охарактеризовать нетипичные формы правления.

Определение понятия «форма государственного правления».

До настоящего времени отсутствует единое общепризнанное доктринальное определение понятия «форма правления». В современной литературе существуют следующие различные определения:

По мнению В.Н. Хропанюк «форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними». Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова.М., 2008. - С.98.

М.Н. Марченко определяет форму правления как «способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением» Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.,2007. - С.180..

В.Е. Чиркин рассматривает форму правления как «способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а так же прямых и обратных связей с населением» Чиркин В.Е. Государствоведение. - М.: Юрист, 2000. - С.141..

Трудности в определении формы правления обусловлены во-первых, крайне сложным характером государственно-правовых явлений, составляющих содержание рассматриваемого правового феномена; во-вторых, отсутствием единого перечня элементов форм правления Байтин М.И., Грузинов В.А. Категория «форма правления» в современной отечественной науке // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2008. - №3. - С.19..

Итак, в рамках данной работы примем следующее определение - форма правления -- это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны. Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2010.-С.42.

Форма правления (или как в некоторых источниках «форма государственного правления») дает возможность уяснить:

  • · как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
  • · какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
  • · как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • · в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова.М., 2008. - С.98.

Можно выделить критерии, по которым различаются формы правления: Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. - С.198.

  • · юридический источник суверенитета;
  • · полномочия и политическая роль представительного органа власти;
  • · состав полномочий и политическая роль главы государства;
  • · условия ответственности главы государства;
  • · тип политико-правовой связи между государством и личностью - иными словами, гражданство или подданство оформляет отношения между государством и политически правоспособными лицами.

В связи с этим все государства по форме правления подразделяются по разным критериям.

По способу участия народа в принятии законов различаются: Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 2000. - С.134.

формы правления с непосредственным участием народа в законодательстве (непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным соучастием народа в законодательстве);

государства с выборными представительными органами власти (республика, ограниченная монархия). Характер представительства неодинаков. Встречаются государства с народным представительством, а в других представительство является сословным;

формы правления, где не предусмотрено участие народа в законодательстве (абсолютная монархия; некоторые особые формы правления).

В зависимости от объема полномочий представительного законодательного органа государства, формы правления подразделяются на:

парламентские формы правления (парламентская республика и парламентская монархия). Это государства, где формально закреплено политическое верховенство парламента;

формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или даже вовсе отсутствует.

В зависимости от источника государственности (суверенитета) и режима ответственности главы государства среди форм правления выделяют:

Монархии (единоличные, наследственные);

Республики (коллегиальные, выборные).

Надо добавить, что встречаются и особые формы правления или государства, которые ни монархией, ни республикой не являются).

Рассмотрим более подробно исторические разновидности форм государственного правления.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М., 2008.- С.99.

Существуют следующие исторические разновидности монархической формы государственного правления.

Древневосточная монархия. Монархия - первая в истории человечества форма государственного правления. В Древнем Востоке существовал - общинный строй, патриархия.

Организацию государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. д.) называют Восточной деспотией, где деспотия - неограниченная власть, которая пользуется деспотией к своим подданным.

В государствах древнего Шумера правитель избирался советом старейшин и контролировался советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.

В Древней Индии наряду с ограниченной верховной властью монарха существовала республиканская форма правления. В Азиатских странах власть принадлежала многочисленной правящей группировке.

Древнеримская монархия (1-111 вв. н.э.). Эпоха Римской империи подразделяется на два периода: принципата (императорская власть, власть цезарей); домината (единовластие, верховная власть).

При принципате действуют народные собрания, сенат. Основные функции находятся в руках императора. Он командует и судит граждан и т. д. Императору принадлежит законодательная власть, а Сенату - совещательная.

В 111 в. н.э. В Риме - установлена неограниченная монархия - доминат. Государством управляет император, который назначает исполнителей - сановников. Император провозглашает свое божественное происхождение и поддерживает порядок при помощи административно - судебного и военного аппарата.

Феодальная (средневековая) монархия прошла три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.

Раннефеодальная монархия характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Она носила децентрализованный характер: не была связана центральной властью. Феодал управлял своим хозяйством сам, у него был свой суд, полиция, войско.

Сословно - представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно - представительным органом (собранием). Они возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно - денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции - это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании кортесы, в России - Земский собор.

Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию.

Конституционная монархия (ограниченная) бывает парламентарной и дуалистической.

В парламентарной монархии монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М., 2008. - С.99-103.

Республика - это (от лат. res. publica - общественное дело) такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве.

Существует несколько исторических разновидностей республиканского правления.

Афинская демократическая республика ( - 1 вв. до н.э.). Ее особенности и демократизм обуславливались социальной структурой афинского общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, а также наличием коллективного рабовладения. В республиканский период в Афинах сложилась система органов власти, которая имела четкую структуру и строго определенные функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа).

Спартанская аристократическая республика ( -1 вв. до н.э.). Спарта объединяла вокруг себя в основном аристократическую часть. Наряду с явными пережитками общинного строя, Спарта располагала сильным войском, у которого в повиновении было очень много рабов - илотов.

Формально верховная власть в государстве принадлежала двум царям, фактически она была ограничена в пользу аристократии. Цари были военноначальниками, в военное время им принадлежала судебная власть, они ведали делами культа.

Римская аристократическая республика ( -11 вв. до н.э.). Верховной государственной властью в Риме был сенат. Члены сената назначались цензорами, которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось установление диктатуры, где все должностные лица подчинялись ему. Он выбирался на шесть месяцев.

Города-республики (феодальные республики). Форма государственного управления возникает наряду с феодальными монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, которые имеют право выбирать собственные органы управления, издавать законы, судить граждан. Наиболее существенной чертой многих городов-республик являлось признание свободы граждан и свободы рыночных отношений.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии; Новгород и Псков.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Социалистическая республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М., 2008. - С.105-112.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 1999. - С.178 - 185.

При этом, деление форм правления в государстве на монархические и республиканские является наиболее распространённым в современной науке, однако на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу.

В нетрадиционных формах правления утрачивается жесткость существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.). Симонишвили Л.P. данные формы правления называет номинальными. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие / Л.P. Симонишвили. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. - С.94

Выделяют следующие нетипичные формы правления: республиканская монархия, монархическая республика, суперпрезидентская республика, президентско-монократическая республика. Данные формы правления можно разделить на номинальные монархии и номинальные республики.

К номинальным монархиям можно отнести республиканскую монархию. Глава государства в монархии - наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия. Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Например, в Малайзии и ОАЭ. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из правителей составных частей федерации.

Малайзия - федеративное государство, в состав которого входят султанаты и губернаторства. Монарх избирается из числа наследственных султанов девяти субъектов федерации, образующих совет правителей (всего в стране 13 субъектов федерации, но главы четырёх из них не являются наследственными султанами и в выборах не участвуют). По списку совета правителей султаны занимают пост монарха по очереди. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена.

ОАЭ - это коллективная монархия. Во главе государства находится Совет правителей семи членов федерации, которые выбирают своим председателем одного из них, ему присваивают статус президента федерации. Им постоянно избирается правитель крупнейшего эмирата - Абу-Даби. Совет правителей в ОАЭ обладает всей полнотой власти.

Своеобразная форма монархии существует в ряде мусульманских стран. Она связана с концепцией халифата - справедливого государственного строя. Особая роль в замещении поста монарха здесь принадлежит совету правящей семьи - неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха, которым не всегда является старший сын, а также может заставить монарха отречься от престола.

Следует остановиться еще и на номинальных республиках.

В условиях авторитарных и тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства; появились разновидности республик, характеризующиеся нелегитимностью власти.

Для ряда республик советского типа или социалистических республик были характерны следующие черты: отсутствие разделения властей; руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и его партии; формальное полновластие представительных органов; сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме.

Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (монократические республики). Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. (Например, республика Малави). Президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, и пожизненное пребывание у власти президента было предусмотрено конституцией.

Суперпрезидентские республики Латинской Америки и Африки. Частые перевороты в африканских странах (Нигерии, Гвинеи, Эфиопии), а также странах Латинской Америки (Никарагуа, Панама, Колумбия, Венесуэла и др.) показывают, что избранная ими форма правления - президентская республика - не адекватна их политической практике. Причём отсутствие в этих государствах политической стабильности, высокая роль клановой системы управления вызывают сомнения в успехе перехода к иным формам правления. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие / Л.P. Симонишвили. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. - С. 96.

Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Несомненно, что нестабильность политической системы привела к формированию особых форм правления в ряде стран Латинской Америки и Африки.

Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако в них, в отличие от США, отсутствует правовая культура, а также значимая роль суда, основанная на действии прецедентного права.


Смешанные или нетипичные формы правления

Исходя из темы данной курсовой работы,логично будет представить-чем же так называемые «нетипичные»формы правления отличны от «типичных».Прежде всего,стоит разъяснить,что мы предполагаем под понятием «типичной»формой правления,в основном это монархия и республика.Они являют собой некие первоначальные структуры для всех более сложных форм государственного правления.К примеру,на них основаны такие формы правления как абсолютная монархия,конституционная монархия,парламентская республика,президентская республика,и другие.Перечисленные формы правления так же относятся к «типичным»формам правления,так как они достаточно распространены,существую довольно продолжительный период иот государства к государству сохраняют свои основные черты.В свою очередь так называемые «нетипичные»формы государственного правления можно представить как некую смесь из нескольких «типичных»форм.К примеру,смешанная (полупрезидентская/полупарламентская) республика являет собой ни что иное,как президентскую республику с признаками парламентской (или наоборот),ареспубликанская монархия-монархию с определёнными республиканскими институтами.Отличны же «нетипичные»от «типичных»,на наш взгляд,именно тем,что в отличии от последних они могут существенно различаться в каждом отдельном государстве,несмотря на общее наименование.Например,смешанная республика может обладать признаками президентской в большей степени чем парламентской (Российская Федерация,Украина).

1.2 Смешанная полупрезидентская или полупарламентская республика

Полупрезидентская республика (республика смешанного типа) —разновидность республиканской формы правления,при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.В полупрезидентской республике глава государства избирается,как правило,на всеобщих выборах и реально наделен большими полномочиями.Правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом,но и перед парламентом 3 -[Электронный ресурс] http://dic.academic.ru


Собственно полупрезидентская или полупарламентская республика,как сказано выше,является некой эволюцией обычной президентской или парламентской республики.Для должного понимания определения смешанной республики логично будет представить отличительны признаки парламентской и президентской республик.По мнению профессора В.Е.Чиркина высказанному им в статье «Нетипичные формы правления в современном государстве»главной отличительной особенностью обозначается способ политической ответственности правительства.Таким образом по мнению Вениамина Евгеньевича президентская республика-это«Если президент не только юридически,но и фактически свободен в выборе министров,сам решает этот вопрос и по своему усмотрению вправе уволить любого его члена …а парламент (его нижняя палата)не вправе увольнять правительство или его отдельных министров в отставку путем вотума недоверия (резолюции порицания и т.п.),то это-президентская республика.»А парламентская в свою очередь-это «Если же правительство формируется на деле парламентом (акт президента о назначении министров выражает лишь волю парламентского большинства,и иначе быть не может:правительство другой партийной принадлежности не получит в парламенте утверждения своей программы и,следовательно,не будет создано)и несет ответственность не перед президентом,а перед парламентом,то это парламентарная республика.»

По мнению всё того же профессора В.Е.Чиркина- «чистые»республики не могут удовлетворять реалиям современного мира,так как президентская республика из за усиления власти главы государства может придти к авторитаризму,а парламентская по причине большого количества партий в парламенте и отсутствии чётких коалиций между ними не в состоянии сформировать кабинет министров,а значит управлять страной.

На данный момент в мире существуют все три приведённых выше вида республик.В пример можно привести-президентские республикипредставленные:в США,Бразилии,Казахстане;парламентские:в Германии,Турции и Индии;и собственно полупрезидентские или полупарламентские республики:в России,Франции,Литве,Польше.

В современной науке нет единого мнения по поводу классификации государствна парламентские,президентские республики и смешанные республики.Так например Российская Федерация является по сути президентской республикой,где президент наделён широчайшими полномочиями.Но однако по некоторымформально-юридическим признакам(председатель правительства Российской Федерации назначается президентом с согласия парламента,но остальные министры назначаются президентом без такого согласия;не требуется согласия Государственной думы на отставку председателя правительства и членов правительства по решению президента;правительство несет ответственность перед Государственной думой,которая вправе поставить вопрос о доверии правительству)её можно отнести именно к полупрезидентской республике.Об этом говорит и профессор Краснов Михаил Александрович в своей статье 4- «Россия как полупрезидентская республика:проблемы баланса полномочий»42003,№10,с.16-23


.В этой статье,автор разбирает формы правления сложившиеся в государствах образовавшиеся на постсоветском пространстве,подчёркивая,что в большинстве своём они являются полупрезидентскими республиками «французского образца».Профессор М.А.Краснов подчёркивает что подобное заимствование характерно для посттоталитарных государств в связи с следующими особенностям:заинтересованность политических сил в стабильности,личная харизмалидера.

Таким образом,можно предположить,что понятие полупрезиденских и полупарламентских республики не имеют чётких границ и в каждом отдельном государстве они представлены в различных интерпретациях.Следовательно,не смотря на распространённость подобных форм государственного правления,упоминание их в данной курсовой работе имеет под собой смысл.

2.2 Суперпрезидентская республика

Такая форма государственного правления как суперпрезидентская республика по большей части характерна для стран Латинской Америки и Африканского континента.На образование данной формы правления повлияли следующие факторы.Во-первых,в этих регионах за последние два столетия произошло довольно большое количество революций и контрреволюций,что безусловно не могло не повлиять на количество власти сосредоточенной в руках главы государства.Во-вторых,все эти страны,в то или иной мере,попытались перенять форму правления у Соединённых Штатов Америки и под их прямым или косвенным влиянием.

Опираясьна вышеизложенное можно дать следующее определение разбираемой формы правления.Суперпрезидентская республика-это форма государственного правления,при которой декларируется принцип разделения властей,но в реальности вся власть принадлежит президенту и подконтрольным ему административным органам.Основываясь на данное определение можно сказать,что суперпрезидентская республика является одной из разновидностей авторитаризма.Так же эта форма правления имеет несколько особенностей:президент возглавляет правительство будучи при этом лидером правящей партии(чаще всего единственной или пользующейся неконституционными преимуществами),полномочия президента гораздо шире чем в президентской республике,возможность «пожизненного президентства». - 5

выделяет следующие виды суперпрезидентской республики:

-президентско-монократическая республика—форма правления,при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию,являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии.