Файл: Формы правления в прошлом и настоящем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-президентско-милитарная республика—форма правления,устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны.

-президентская республика в странах ссоциалистической идеологией(президентско-партократическая республика),где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии.

Так жепрезидентско-монократическаяреспублика с гипертрофированными полномочиями президентав некоторых источникахназвана «монархической республикой»,по причине того что глава подобного государства,вполне обоснованно,сравнивается с монархом.Глава государства в такой республике может формально избираться,может назначаться,но реально народ в формировании главы государства участия не принимает.Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены,он являетсяпожизненным правителем,более того возможна передача власти по наследству.

О суперпрезидентских республиках,в основном,говорят применительно кстранамлатинской Америки или Африки,но не смотря на это подобные формы государственного правления существуют и на Африканском континенте (Ангола,Бенин,Мозамбик),и на постсоветском пространстве (Республика Беларусь,Туркменистан).Так же некоторые «западные»учёные относят к их числу Российскую Федерацию.Эту теорию можно считать не достаточно обоснованной,так как она противоречит первой главе Конституции Российской Федерации в частности статье первой пункту первому который гласит «Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»6Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием12.12.1993) (с учетом поправок,внесенных Законами РФ о поправках в Конституции РФ от30.12.2008N6-ФКЗ,от30.12.2008N7-ФКЗ)Глава1статья1пункт1

.Так же противоречит этому утверждению и статья третья пункт четвёртый «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»7Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием12.12.1993) (с учетом поправок,внесенных Законами РФ о поправках в Конституции РФ от30.12.2008N6-ФКЗ,от30.12.2008N7-ФКЗ)Глава1статья3пункт4.Основываясь лишь на этих двух закреплённых в конституции положениях,противоречащих выведенному в начале раздела определению,можнопредположить,что для сравнения формы государственного правления в России с суперпрезидентской нет юридических оснований.


Таким образом,можно сказать,что такая форма государственная как суперпрезидентская республика,имеет место в небольших и чаще всего слабо экономически развитых странах бюджет которых основана на продаже сырья,а не готовой продукции,следовательно авторитарный режим может закрепиться на всей территории государства и иметь финансовую подпитку от национализированной экономики.На данный момент подобные формы правления постепенно исчезают,в следствии развития демократических институтов,а значит их упоминание в данной работе обоснованно.

2.3 Республиканская монархия

Республиканская монархия или как еёещё называют выборная монархия,является довольно своеобразной формой государственного правления сочетающей в себе признаки как республики,так собственно и монархии.Но сочетание этих признаков коренным образом отличается от подобного в дуалистических и парламентских монархиях.А именно:в республиканских монархиях,власть после смерти главы государства не предаётся заранее указанному или имеющему наибольшие права наследнику,а посредством специального органа выбирается следующий глава государства,но обязательно из членов монаршей семьи.Так же подобная форма государственного правления интересна тем,что монарх может избираться на определённый срок,после которого он будет переизбран или же будет избран другой представитель династии.Подобная схема получения власти роднит республиканскую монархию с монархической или полупрезидентской республикой,разобранной нами ранее,а значит и президента подобной республики с выборным монархом.

На данный момент республиканскую монархию можно наблюдать в следующих странах:

-Ватикан,где папа римский избираетсяконклавомкардиналов.

-Камбоджа,где король избирается Королевским советом трона из числа членов монаршей семьи.

-Малайзия,где Верховный правитель избирается на пятилетний срок правителямисултанатов Малайзии из своего числа.

Также черты выборной монархии имеет государствоАндорра,где одним из двух руководителей являетсяпрезидент Франции.

Так же по мнению профессора В.Е Чиркина,изложенному в работе «Нетипичные формы правления в современном государстве»,республиканской монархией можно назвать Объединённые Арабские Эмираты.Но с некоторой поправкой,в ОАЭ монарха избирают раз в пять лет,но избирается всегда глава крупнейшего эмира Абу-даби.Несмотря на подобное избрание,основные полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров.Не смотря на этот факт,в ОАЭ существует именно коллективная монархия,хоть и в довольно своеобразном виде.


Таким образом,основываясь на вышесказанном,можно утверждать,что монархическая республика,как форма государственного правления,полностью соответствует своему наименованию.Имея некоторые признаки республики ею не является,однако и «чистой»монархией её назвать затруднительно.

2.4 Теократия

Теократия (греч.theokratia,буквально —власть бога,от theós —бог и krátos —сила,власть),форма государства,в котором как политическая,так и духовная власть сосредоточены в руках духовенства (церкви).Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства),признаваемому «живым богом», «наместником бога на земле», «первосвященником»и т.п. (фараон,царь,император,халиф).Практически государственные полномочия возложены на духовенство,жрецов.Законом признаются «веления бога» —Священное писание,шариат и т.п.и воля главы государства и церкви.Впервые термин «Теократия»встречается в соч.Иосифа Флавия.ПримерамиТеократия эпохи рабовладельческого строя были,например,древневосточные деспотии (Египет,Вавилон,Иудейское царство,Арабский халифат).В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области.Согласно политической доктрине католицизма того времени,власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была «церковная десятина»,взимаемая в католических странах Европы).В новейшее время теократические формы сохранялись лишь как пережитки прошлого в наименее развитых странах. 6

Исходя из вышеприведенного определения,можно сказать,что есть три основных типа теократических государств.Это исламские государства (подчиняющиеся законам шариата Афганистан,Судан),католический Ватикан (Папа избирается конклавом кардиналов и имеет полную власть на территории государства) и православный Афон (особая единицаГреческой Республики,самоуправляемое сообщество20православныхмонастырей,с1312года в непосредственной церковной юрисдикцииКонстантинопольского Патриарха).

Как можно понять из вышеизложенного,на данный момент самой распространённым типом теократической формы государственного правления является исламское государство. Профессор Г.И.Муромцев в своей статье «Мусульманское право и правовые системы государств Африки, избравших некапиталистический путь развития»высказывает следующее мнение: «Ислам появился в эпоху ,когда философия, политика, юриспруденция выступали в религиозных формах. Он сыграл значительную роль в возникновении государственности на Аравийском полуострове,явившись основой для объединения различных племен.Это предопределило характерную особенность ислама,заключающуюся в его неразрывной связи с мусульманским государством и мусульманским правом,в проникновении во все поры социальной и политической жизни».Из приведённого высказывания можно сделать вывод,что теократия как форма государственного правления имеет большее распространение в исламских странах в следствии их собственного,не похожего на Европейское,развития.На взгляд современного европейца подобная форма государственного правления кажется слишком архаичной,но для традиционного общества ближнего востока она вполне естественное и обоснованное явление.


Опираясь на вышесказанное можно сказать,что теократия как форма государственного правления,не имеет широкого распространения в современном мире,хотя и была приемлема для государств прошлого.Причиной тому может служить колоссальная консервативность,присущая практически всем традиционным государствам,которая,в свою очередь не удовлетворяет реалиям современной политической жизни.

Монархия

Мона́рхия (лат. monarcha от греч. μοναρχία — «единовластие»: греч. μόνος — «одиночный, единый» и греч. ἀρχων — «властитель, правитель») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти.[7]

Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии, Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.

Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.


Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.

Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

1.2 Исторические формы развития монархии

Монархия как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось “выжить” в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древние разновидности монархий.

Патриархальная монархия (традиционная)

Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).

Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).

Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.