Файл: РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для этих детей, будет привлекательная игра с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и умения («городки», «рыбак и рыбки»), («вода»).

Чтобы заинтересовать детей является обязанностью слов «а сейчас мы будем играть в...» можно «нарисовать» яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на чувствах детей, ставят под сомнение его силу и ловкость (но в конце не забыть признать ошибочность своих сомнений, воспевающих мужество, быстроту и точность движений каждого ребенка).

В результате детского самосознания проходит несколько этапов: «я хочу, но боюсь»; «я попробую – если я могу»; «я сделал это! Я хочу попробовать еще раз»; «меня похвалил учитель, так что мне было очень приятно»; «я хочу играть в другие игры, вдруг я выиграю», «я выиграл, так что у меня много! У меня все получится!».

Дети третьего типа являются вялыми, пассивными, они не могут функционировать наравне со своими сверстниками. Даже при многократном повторении игры они не из страха, что моя неуклюжесть не до задачи.

Эти дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективные передвижные игры с ними не эффективна. Для нормального психического и личностного развития этих детей, они должны быть включены в игры с двумя-тремя медленными детей, а затем в это игровое сообщество добавлять одного или двух более активных сверстников. В будущем надо не усложнять содержание игры, и постепенно увеличивайте свой темп.

Как правило, такие дети имеют низкую самооценку и учителю необходимо больше времени, что ребенок в его самосознание перешел от мысли «я хочу, но я боюсь, чтобы обсудить, уверенность «я могу! Я сделаю это!».

Игра «белка с орешками», «кальмар», «городки» – наиболее подходящие для дошкольников этой группы, так как они не содержат сложных действий и не требуют никаких специальных навыков.

Беседы о восприятии победы и поражения

В подвижных играх сверстники вступают в сложные отношения, которые связаны моменты взаимной поддержки и соревнования. Таким образом, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все» и «лучше всех». Желание «быть» как развитие детей, потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании победить.

В своем стремлении победить дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приведет к разочарованию, вызовет негативные эмоции. Поэтому желательно проводить с детьми дошкольного возраста, несколько бесед на тему «сегодня -побежденный, завтра – победитель». Цель этих переговоров, чтобы привести детей, чтобы сделать вывод: «невозможно победить, не рискуя проиграть!». Вы можете говорить о некоторые из спортсменов и известных людей, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражения.


Создание ситуации успеха

Стремление «быть лучше всех» - это мотив достижения успеха, одним из условий развития воли и способности, чтобы понять их сильные и слабые стороны. Для повышения стремления детей, иногда необходимо прибегать к целенаправленным созданием ситуации успеха: начать с простых игр, где все могут выиграть. Это позволит вам обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

Успехи дошкольников в подвижных играх имеют для них большое значение, что подтверждают многие педагоги. «Успех окрыляет ребенка, способствует развитию его инициативы... обеспечивает впоследствии формирование характера борца, веря в свою силу» (Ю.Е. Лукоянов).

Поэтапный переход к мобильным играм, где важен индивидуальный результат

Цель первого этапа – мотивация: дети могут получить удовольствие от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней. Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Кальмар», «Городки».

Целью второго этапа является функциональная, она связана с выполнением правил игры, изучение новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень во-первых, важно предлагать детям знакомые («рыбак и рыбки», «городки») или новые, но простые подвижные игры или устроить командные соревнования (игры, такие как «водовоз»), в которой поражение не воспринимается как личная неудача.

Целью третьего этапа конкурса: ребенок должен добиться положительных результатов. Ведь многие дети считают, что если сосредоточиться и постараться, можно выиграть, целесообразно ввести дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать игры, требующие высокой точности движений, гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра, тем больше радости приносит победа в честной борьбе.

Различные игры могут стать частью команды или индивидуальные соревнования. Например, сочетание игры, «вода» и «водовоз» будет представлять собой этапы «водная эстафета» и игры «Белочка с орехами» (прыжки с мячом), «городки» (метание), Кальмар (бег на четвереньках) и «Черепаха-путешественница» (координация движений), будут включены в «Веселые старты».

Выводы по I главе

Самые ранние исследования ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника от отношения взрослых регулируется правилами деятельности. Более поздние работы открытое общение самооценка общение между детьми.

Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других, на которых он может посмотреть со стороны. И происходит это не сразу. Оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, заявил о них со стороны взрослых. То же самое происходит и с самооценкой. Этот процесс следует понимать как чувство идентичности, личности, физического, духовного и социального существа. Осознанность-это знание и отношение как определенное лицо. Все стороны личности (физическая, духовная, социальная) находятся в тесном единстве, влияют друг на друга.


Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими людьми. Как вы узнаете нормы и правила поведения становятся теми стандартами, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но ставить эти меры для себя оказывается намного сложнее. Переживания, захватывающие ребенка, толкает его на те или иные деяния, крышка от него действительный смысл совершенного деяния, не позволяют оценить их беспристрастно. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, действий, качеств других людей.

Таким образом, личность и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает самосознания ребенка и его личности в целом. Этот процесс ярко выражен в игре, где дети, проигрывая различные жизненные ситуации, учится гордиться собой, преодолевать трудности, развивать чувство цели и чувство уважения к себе и другим, как к личностям.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

2.1 Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста

игры на самооценку дошкольника

Для изучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практического исследования в этой области, мы организовали итоговой стадии. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения Детский сад № 5 в Новомичуринске. В исследовании приняли участие дети 5 – 6 лет (10 человек).

Наше исследование было направлено на решение следующих задач:

1. выявление детского уровня адекватности самооценки;

2. разработка программы для исправления обнаруженных у детей отрицательные черты развития личности;

Для достижения этой цели мы выбрали следующие методы:

Методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка»[30];

Методика «Какой я?»[31];

Методика Щур В.Г. по определению своего места среди всех детей.[32]


1. Процедура проведения методики Т.Д. Марцинковской «Лесенка».

Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

Цель: определение адекватности самооценки детей дошкольного возраста.

Стимульный материал теста «лесенка». Рисунок лестницы, состоящей из семи шагов. В середине особенность фигуры ребенка. Для удобства можно вырезать из бумаги фигурка мальчика или девочки, который можно разместить на лестнице в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция: посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). Ступеньку выше (показывают) ставят мне хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на вершине – хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На каком шаге ты положил? И на каком шаге ты заставил маму? Папа? Учитель?

Производительность испытания. Ребенку дается лист бумаги с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно, чтобы увидеть, понял ли ребенок ваше объяснение, при необходимости его повторяют. После этого, задавать вопросы, записывать ответы.

Анализ результатов. Прежде всего, обратите внимание, на каком этапе ребенок сам установил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «хороших» детей. В любом случае, это должны быть верхние ступеньки, так как на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) на адекватную оценку, а про негативное отношение, отсутствие уверенности в себе.

В результате исследования нами получены следующие результаты (см. приложение 1).

Из 10 обследованных детей, семью ставят себя на самую высокую ступеньку лестницы, два на пятый этаж и один на четвертом. Предполагая, что я мать троих детей позиционировали себя на сцене 7, один в 6, четыре – два на 5 – на 4; Откуда папа: 7 уровень – пяти предметов, на 6 – и две 5, 4, 3 этапа – один ребенок. Когда вы отвечаете, где бы вы педагог: приехали трое мужчин на 7, 6 и 4 шаг, один ребенок – 5. Таким образом, мы наблюдаем завышенную самооценку каждого из этой группы в позицию «я (сам)», «мама»; в позиции «папы» завышенная самооценка наблюдается у 8 детей; в должности «воспитатель» - завышенная самооценка в 7 случаях.

2. процедура методики «кто я?»

Данная методика предназначена для определения самооценки ребенка-дошкольника, имеет ли он некоторые качества человека. Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом (см. приложение 2), спрашивает ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, которые предоставляет сам ребенок, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В данной методике оцениваются следующие личности:


  • Хорошо
  • Умный
  • Аккуратные
  • Послушный
  • Внимательный
  • Вежливые
  • В состоянии
  • Честно
  • Смелый

Ответы оцениваются по словесной рейтинговой шкале: Да, Нет, не знаю, иногда (не всегда). Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла. На самооценку ребенка определяется по сумме баллов, заработанных по всем качествам личности.

Выводы уровень развития

10 баллов – очень высокий; 8-9 высокий; 4-7 баллов – умеренная; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

Проведя исследование по данной методике, мы получили следующие результаты. Пятеро детей (Соня Л., Лера М., Алексей Львович, Рома Л.) очень высокий уровень самооценки. Все вышеперечисленное набрал 10 очков, сделал пять – высокий уровень самооценки, и два (Алиса и Питер Ю. К.) набрали по 8,5 баллов каждый, трое (Денис Х., Саша П., Стася И.) набрали по 9,5 баллов каждый (см. приложение № 2). В процентах выглядит следующим образом (см. рис. 1).

Рис. 1 Результаты исследования по методике «Какой я?»

Таким образом, мы видим, завышенная самооценка во всех случаях.

3. Порядок методика Щур В. Г. по определению своего места среди всех детей.

Ребенку доступна в шести вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька-это позитивная оценка, а нижняя- отрицательный. Ребенка просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех детей», соответственно, «здоровье», «ум», «счастье», «доброта», «красота». Считается, что отмеченные значения представляют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «красота», «доброта».

После этого исследования, мы получили следующие результаты. Практически все дети оценили себя по максимальному балл по всем критериям, за исключением двух детей, которые оценили себя на 4 балла по критерию (Стася И. – доброта, Денис Х. – счастье) и один с двумя параметрам (Костя К. – ум, доброта) (см. приложение № 3). В процентах выглядит следующим образом (см. рис. 2).

Рис. Результаты исследования по Щур В.Г.

Таким образом, проведя контрольный эксперимент, мы обнаружили завышенную самооценку у всей группы дошкольников.

С целью выявления уровня самооценки у детей после проведенной коррекционной работы мы организовали контрольный эксперимент, используя те же методики, что и в констатирующем.