Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Общение, или коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Нельзя не согласиться с А. А. Леонтьевым, который говорит о том, что «нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение (как бы мы его не определяли) в жизни и деятельности общества». В конкретном акте коммуникации сосуществуют сразу несколько знаковых систем, центральное звено среди которых занимает естественный язык, а остальные системы являются невербальными. Эти невербальные системы и объединяет все невербальные средства общения. Однако, имея в виду то, что вербальная коммуникация является определяющей для человека, игнорировать невербальные средства коммуникативного акта было бы неправильно. Во-первых, среди ученых до сих пор идут споры о том, что первично: разговорный язык или язык тела. Во-вторых, невербальные средства общения – это неотъемлемая часть акта вербальной коммуникации. В-третьих, именно сложное единство вербальных и невербальных средств является предпосылкой для полноценного акта коммуникации между людьми, а значит и их успешного взаимодействия. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев невербальные средства общения помогают раскрыть внутренний мир собеседника, узнать его истинные желания и намерения, а также отношение к предметам и явлениям окружающей его действительности.

Установлено, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования речевых и языковых средств. Инструментом невербального общения является тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. В этой связи часто употребляются рабочие названия невербального общения – «невербалика», «язык тела». Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным.

Невербальное поведение личности является инструментом для уточнения понимания вербального сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между субъектами общения; выражает изменение взаимоотношений партнеров по общению, формируя эти отношения.

Цель работы – исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.


Задачи работы:

  • исследовать содержание невербальной коммуникации;
  • рассмотреть особенности невербального проявления эмоций;
  • исследовать проблему кризисов пожилого возраста;
  • рассмотреть методы психологической помощи людям, переживающим кризисы пожилого возраста.

Предмет исследования – невербальное проявление эмоций человека.

Научно-методическая основа работы – литературные источники, публикации, посвященные исследуемой теме.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты невербального проявления эмоций

1.1. Содержание невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства)[1].

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке. Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование — зависимость, расположенность — нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее[2].

Большинство невербальных форм и средств общения являются врожденными и позволяют им взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на различных уровнях — эмоциональном и поведенческом. Именно благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он научится пользоваться речью (возраст 2—3 года).


При коммуникации используются различные виды невербальных компонентов коммуникации (НВК, Приложение 1). Существует множество их классификаций, основанных на различных принципах и служащих для удобства тех или иных социальных групп. Мы за основу берём классификацию Г. Е. Крейдлина (2004)[3]. Кратко остановимся на их основных характеристиках.

1. Паралингвистический класс НВК. Г. В. Колшанский к паралингвистическим явлениям относит «свойства звуковой фонации, а также мимику, жесты и другие выразительные движения, сопровождающие речевое высказывание и несущие дополнительную к его содержанию информацию»[4]. При этом он причисляет фонацию к первородным явлениям, связанным со всеми свойствами голосового аппарата человека. И. Н. Горелов считает фонационный вид НВК одним из классов невербального поведения человека[5]. В работе Г. Е. Крейдлина приводится следующее понятие паралингвистики: это наука, «предметом которой является параязык — дополнительные к речевому звуковые коды, включённые в процесс речевой коммуникации и могущие передавать в этом процессе смысловую информацию»[6]. В этом классе целесообразно выделить фонационные и респираторные НВК.

2. Кинетический класс НВК. Кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику и пантомимику. Язык тела может рассказать очень многое о чувствах и намерениях коммуникантов.

В нём можно различать следующие виды НВК: жестовые, мимические, пантомимические и тактильные. Под мимикой понимают способы использования выражения лица для передачи той или иной информации. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев и удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов[7].

Следующим видом кинетического класса невербальных средств являются пантомимические НВК. Под пантомимой мы понимаем значимые движения тела, позу, особенности осанки, походки[8]. Поза — это «положение тела человека, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека»[9]. По мнению психологов, поза — одна из наименее подконтрольных форм невербального поведения, а потому наблюдение за позой может дать значимую информацию о состоянии человека[10].


Последним видом кинетической формы невербального поведения являются тактильные НВК. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, похлопываний является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром. Прикосновение — весьма неоднозначная форма поведения, поэтому трактовка того или иного прикосновения зависит от контекста ситуации, характера взаимоотношений собеседников и манеры исполнения, а не от самой по себе конфигурации прикосновения[11].

С тактильными НВК тесно связано понятие проксемики. Под проксемикой понимают способы организации пространства и времени коммуникативного процесса. Этот термин был введен Э. Холлом. Организация времени и пространства в процессе коммуникации выступает особой знаковой системой, несёт собственную смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

3. Миремический класс НВК. Термин «миремический» введен Х. Шерером, который предложил назвать взгляд «миремой». Глаза не зря называют зеркалом души. Психологи свидетельствуют, что глаза своими движениями и реакцией зрачка сигнализируют об эмоциональном, психическом и физическом состоянии индивида[12].

1.2. Теоретические исследования невербального проявления эмоций

Различные проявления чувств и эмоций, а также выразительные движения людей, вызывают интерес у специалистов разных областей научного знания (культурологов, психологов, антропологов, этнологов, филологов), поскольку несут важную смысловую нагрузку в социальной интеракции, выступая в виде неречевых средств передачи информации. Неречевые формы информации прочно присутствуют в нашей жизни. Некоторые из них узнаваемы практически повсеместно (обычай наряжать новогоднюю елку), другие только определенным кругом лиц (обозначение воинских званий на погонах); одни имеют широкую трактовку в зависимости от ситуации или культуры (использование белого цвета), другие достаточно узкое значение (мехенди – нанесение рисунков из хны на руки и стопы невесты). Актуальность исследования системы неречевых форм в современных условиях определяется возрастающей потребностью людей в применении невербальных компонентов в новых прикладных сферах, например, в рекламе, юриспруденции, на телевидении, в компьютерных коммуникациях, а также желанием сохранить обычаи и традиции, которые непосредственно выступают источником неречевых форм, являясь объектом культурной памяти народа, и неявно влияют на современные коммуникации.


Повышенный интерес невербалика вызвала во второй половине ХХ века, хотя упоминания о неречевых формах общения сохранились гораздо раньше. Марк Фабий Квинтилиан (приблизительно 35–100 гг. н.э.) в своей книге «Наставления оратору» (Institutionis oratoriae libri duodecim) подробно объясняет наиболее употребимые ораторские жесты греко-римского мира. Например, «…соединение малого среднего пальца с большим, при котором остальные протягивались…, означало начало речи, а также сам процесс повествования, иногда – порицание или обвинение. Подгибание двух средних пальцев под большой и протягивание остальных подразумевало активное начало речи. Подгибание всех пальцев и распрямление указательного символизировало порицание или, собственно, указание»[13].

В 1872 г. была опубликована работа Чарльза Дарвина (Charles Darwin) «Выражение эмоций у людей и животных» (The expression of the emotions in man and animals), которая вызвала интерес к дальнейшим исследованиям в этой области. Чарльз Дарвин (Charles Darwin) в своем исследовании обосновал универсальность способов передачи эмоций и возводил их к примитивным биологическим актам, которые являются одинаковыми для всех высших животных. Он считал, например, что оскал человека, испытывающего ярость, можно отнести к акту агрессии у животного, когда оно огрызается, демонстрирует зубы или когти, готовясь к нападению. В 1921 г. Эрнст Кречмер (Ernst Kretschmer), немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета в своей книге «Строение тела и характер» («Körperbau und Charakter») попытался проанализировать взаимосвязь физических характеристик и психологических особенностей человека. Другими словами, посвятил свою работу классификации типов телосложения и темпераментов человека. Следует отметить, что некоторые ученые, упоминая о неречевых формах общения, используют термин «невербальные средства», другие же рассуждают о «паралингвистических средствах». Особенно явно это прослеживается в отечественной научной традиции. В 1974 г. была издана книга Г. В. Колшанского «Паралингвистика», где рассматривается все то, что в наши дни принято относить к невербальной семиотике.

В психологическом энциклопедическом словаре 2008 г., автором которого является доктор психологических наук М. И. Еникеев, можно найти следующее определение: «паралингвистические средства (от греч. para – около и лингвистика) – невербальные (неречевые) средства передачи информации. Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические (в письменной речи). К фонационным паралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика»[14]. Также интересной является точка зрения М. С. Андрианова, для которого «невербальная коммуникация – совокупность неречевых коммуникативных средств – система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности и играющих важнейшую роль в смысловом понимании друг друга; в дискурсивной психологии – процесс производства и обработки паралингвистического дискурса»[15]. Доктор психологических наук В. А. Лабунская рассматривает такой термин как «невербальное выражение личности»[16] и понимает под ним «совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно- временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности» [17].