Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четвертый прием характеризуется тем, что на психологическую неготовность партнера общаться в полной мере искренне, и открыто, показывает его стремление избегать прямого контакта глазами, взгляды искоса, многократное отведение глаз в сторону, отсутствие морщинок вокруг глаз при улыбке.

Также важная информация о степени неискренности партнера дает наблюдение за симметричностью выразительных и мимических жестовых движений. Факт, что негативные эмоции часто проявляются внешне несимметрично. В связи с этим, специалисты сформулировали закон эмоциональной асимметрии, который назвали «правилом левой стороны». Это является пятым приемом.

Правило левой стороны звучит так: «То, что человек стремится показать партнеру по общению, отражается на правой стороне его лица и тела, а то, что он реально испытывает - на левой». В основе этого лежит функциональная асимметрия мозга. Правое полушарие коры головного мозга, управляющее негативными переживаниями человека, отвечает за движение левой части тела, а левое полушарие, курирующее речь, мышление, управляет правой половиной тела. В связи с этим, человек должен тщательно фиксировать проявления эмоций на левой стороне лица, отслеживать нервозные движения левой рукой и ногой.

Также о негативных переживаниях человека свидетельствует металлический тембр голоса партнера, повышение голоса, стремление максимально удалиться от собеседника.

Но, несмотря на многообразие сигналов, которые позволяют выявить беспокойство, волнение, неуверенность человека и на этой основе подозревать его в неискренности, эти проявления иногда очень незначительны и маловыразительны, что не дают нам возможность точно сформировать представление о деловом партнере. Некоторые микродвижения мимической мускулатуры, микрожесты, изменения окраски кожных покровов могут быть обнаружены только с помощью открытого наблюдения или с помощью замедленной съемки[36].

Такие сигналы, естественно, фиксируются на уровне подсознания каждым человеком, но мало кто обладает способностью именно сознательно обнаруживать и понимать их. Здесь важно избежать ошибки некритического использования рекомендованных приемов и способов. Существуют правила, которые следует соблюдать и которым должно быть подчинено восприятие другого человека:

1. Не принимать реакции мимики на внешние физические раздражители за проявление внутренних психологических состояний. Одинаковое мышечное движение может иметь разное значение и причины (к примеру, дрожание от холода, прищуривание глаз на яркий свет).


2. На основании одной детали не делать выводов (жесты, позы), а рассматривать различные проявления человеческого тела только в системе. Не принимать проявления, которые являются привычкой (например, сидеть, положив ногу на ногу или держать руки скрещенными на груди), за показатель состояния человека в данной ситуации.

3. Не путать последствия физических недостатков человека с внешними проявлениями его психического состояния. Например, отворачивание лица может значить желание человека лучше слышать собеседника, а не его высокомерием, неискренностью; оставленное без ответа приветствие или обращение - слабым зрением, слухом, а не безразличием; прищуривание может объясняться близорукостью, а не презрением[37].

Таким образом, построение точного образа партнера по общению имеет значение для осуществления эффективного взаимодействия с ним. Социально-перцептивная деятельность осуществляется с помощью специальных механизмов. Рациональное использование и сознательное овладение этих психологических механизмов позволяет правильно воспринимать собеседника, «прочитывать» за его внешними проявлениями внутренние, побуждения, психические установки, состояния, намерения, возможные схемы поведения.

Важно учесть, что общение возможно только при помощи знаковых систем (вербальных и невербальных). Невербальная и вербальная коммуникация дополняют друг друга и находятся в сложном взаимодействии. Невербальное поведение основывается на психофизиологическом механизме, который описал И. М. Сеченов в своем фундаментальном труде «Рефлексы головного мозга». Согласно его подходу все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены к мышечному движению. Таким образом, невербальное поведение (позы, мимика, пантомимика, интонационные характеристики речи) содержит в себе большой массив информации о человеке, обладающий высокой степенью достоверности.

Продуктивное решение выявления неискренности партнера включает в себя восприятие, понимание и оценку человека человеком и позволяет сформировать адекватный образ собеседника и выбрать соответствующий стиль общения и взаимодействия. В целом в ходе общения осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение. Однако, в условиях неискреннего общения это осложняется тем фактором, что реципиент зачастую не является пассивным, а может сам влиять на коммуникатора. Восприятие и понимание партнера может быть осложнено его социальным статусом, играемыми социальными ролями, а также индивидуальными особенностями воспринимающего.


2.2. Невербальное проявление радости

Радость – это, прежде всего, положительная эмоция. По словам Бреслава, детерминантой эмоции становится рассогласование между актуальностью и ожиданиями, ... небольшое рассогласование и вызывает положительную эмоцию[38].

С. И. Ожегов трактует «радость» следующим образом:

1 веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения;

2 радостное счастливое событие, обстоятельство;

3 то, что (тот, кто) вызывает такое чувство[39].

Г. Е. Крейдлин отмечает, что выражение на лице эмоции радости связано с тремя основными частями лица: 1) бровями и лбом; 2) глазами и веками; 3) ртом, губами и подбородком[40].

Например, в русском языке яркой иллюстрацией выражения радости на лице будут такие выражения, как радостно поднять брови, закатывать глаза, морщить губы при виде кого-нибудь от неудержимой радости.

В английском языке характерными примерами являются следующие словосочетания: feast one's eyes, one's eyes flash, lift one's eyebrows.

Различное положение этих частей лица определяет появление такого мимического жеста, как улыбка. В западном мире улыбка – это знак культуры, это традиция. Существует даже такой девиз: «Keep smiling!».

Для менталитета русского народа характерно, наоборот, скорее отсутствие улыбки, чем ее наличие при встрече с людьми (особенно незнакомыми).

С. Г. Тер-Минасова говорит о том, что в русском языке есть словосочетания «дежурная улыбка» и «вежливая улыбка», имеющие отрицательные коннотации: дежурная – значит по обязанности, вежливая – значит не от души[41]. Из этого следует, что улыбка имеет ярко выраженную культурологическую направленность.

Весьма значимо, по нашему мнению, то, что различные положения тела и выражения глаз довольно сильно влияют на тип улыбки. Например, улыбка со слегка наклоненной в сторону головой говорит о намерении привлечь к себе внимание, а улыбка, при которой общее выражение лица практически не изменяется, скорее, напоминает натянутую, деланную улыбку.

Эмоция радости легко проявляется и в жестах. В русском языке об этом свидетельствуют такие выражения, как всплескивать руками, радостно потирать руки, трясти обеими руками чью-либо руку. В английском языке – pump one's hand, rub one's hands, spread one's arms.


Следующие словосочетания русского языка отражают эмоциональные состояния радости в виде телодвижений: прыгать от радости, склонять голову набок, обнимать кого-либо. В английском языке это такие выражения, как: jump with joy, to hug somebody.

Интонация также является показателем эмоционального состояния радости человека. По интонации голоса нам нетрудно определить, в каком состоянии человек: в приподнятом или подавленном. При этом если человек находится в состоянии радости, эйфории, то у него голос кажется немного звонче, а про такого человека мы говорим: сияет от радости, а англичане используют выражение: be all smiles.

Выводы. Способность выявлять по внешним признакам психологическое состояние человека, выявлять разногласия в коммуникативных действиях, его намерения является очень важным условием в достижении целей взаимодействия. Построение точного образа партнера по общению имеет значение для осуществления эффективного взаимодействия с ним. Социально-перцептивная деятельность осуществляется с помощью специальных механизмов. Рациональное использование и сознательное овладение этих психологических механизмов позволяет правильно воспринимать собеседника, «прочитывать» за его внешними проявлениями внутренние, побуждения, психические установки, состояния, намерения, возможные схемы поведения.

Различного рода оттенки эмоций, тонкие чувства и настроения в наибольшей степени передают невербальные средства общения. Они выражают подлинное отношение говорящего к предметам и явлениям окружающей действительности и в значительной степени определяют характер межличностного взаимодействия, оказывая сильное влияние на процесс коммуникации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы урегулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации.

Эмоциональные состояния человека имеют четко выраженный «внешний облик», проявляющийся в виде выразительных движений тела, совокупность которых и образует невербальные средства общения. Эмоции и чувства, будучи по своей форме существования субъективными переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике (и пантомимике), в интонации и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.


Способность выявлять по внешним признакам психологическое состояние человека, выявлять разногласия в коммуникативных действиях, его намерения является очень важным условием в достижении целей взаимодействия. Построение точного образа партнера по общению имеет значение для осуществления эффективного взаимодействия с ним. Социально-перцептивная деятельность осуществляется с помощью специальных механизмов. Рациональное использование и сознательное овладение этих психологических механизмов позволяет правильно воспринимать собеседника, «прочитывать» за его внешними проявлениями внутренние, побуждения, психические установки, состояния, намерения, возможные схемы поведения.

Различного рода оттенки эмоций, тонкие чувства и настроения в наибольшей степени передают невербальные средства общения. Они выражают подлинное отношение говорящего к предметам и явлениям окружающей действительности и в значительной степени определяют характер межличностного взаимодействия, оказывая сильное влияние на процесс коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. – М., 2007.

Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004.

Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. 4-е изд. М. : URSS, 2009.

Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. 4-е. изд. М. : Наука, 1980.

Душкина М. Р. Психология влияния. ‒ СПб.: Питер, 2004. ‒ 224с.

Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2008.

Кизинюк (Цалиева) Е. А. К теории вопроса о невербальных средствах описания индивидуального портрета говорящего // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 13 (699). С. 129-134.

Колшанский Г. В. Паралингвистика. М. : Наука, 1974.

Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М. : Новое лит. обозрение, 2004.

Крысько В. Е. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2002.

Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 1997.

Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Мечковская Н. Б. Семиотика: язык, природа, культура. М.: Академия, 2004.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. 6-е межд. изд. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК; М. : Олма-Пресс, 2004.

Нэпп М., Джудит Холл. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб., 2006.