Файл: Применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы ..pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОНЦЕПЦИИ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2. МЕТОДЫ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
4. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
4.1 Преимущества объектно-ориентированного проектирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• Успешная разработка и внедрение сложных программных систем представляет собой нечто большее, чем просто создание программного кода.
• Многие основные приемы управления разработкой программного обеспечения, например, проверки, не связаны с объектно-ориентированной технологией.
• В устойчивом состоянии для выполнения объектно-ориентированных проектов требуется меньше ресурсов, а роли, необходимые для управления этими ресурсам, несколько отличаются от традиционных.
• В процессе объектно-ориентированного анализа и проектирования нельзя производить интеграцию "одним махом". Структурными единицами в управлении конфигурацией для версий системы должны быть компоненты, а не отдельные классы.
• Для успешного выполнения проекта необходимо повторное использование проектных решений.
• Скорость обнаружения ошибок и плотность ошибок являются полезными количественными показателями качества объектно-ориентированных систем. Существует также ряд других полезных количественных характеристик процесса и продукции.
• Документация никогда не должна доминировать над самим процессом разработки.
• Объектно-ориентированный анализ проектирования требует использования других инструментов по сравнению с традиционными методами.
• Переход организации на объектно-ориентированные технологии требует изменения мировоззрения. Крайне важно, чтобы команда проектировщиков понимала принципы объектно-ориентированного анализа и проектирования. Эти процессы не сводятся к простому программированию.
• Объектно-ориентированные технологии имеют много преимуществ, но связаны с многочисленными рисками. Для того чтобы осознать первое и уменьшить второе, необходимо научиться правильно управлять рисками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Балдин, К. В. Информатика: учеб, для вузов / К. В. Балдин, В. Б. Уткин. М.: Проект, 2003. 304 с.
- Беляев, М. А. Основы информатики: учеб, для вузов / М. А. Беляев, В. В. Лысенко, Л. А. Малинина. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 352 с.
- Брукшир, Д. Информатика и вычислительная техника / Д. Брукшир. СПб.: Питер, 2004. 620 с.
- Головко, В. А. Нейронные сети: обучение, организация и применение: учеб, пособие для вузов / В. А. Головко. М.: ИПРЖР, 2001. Кн. 4. 256 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01
Указанный стандарт является базовым и определяет жизненный цикл программногообеспечения. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатациипрограммного обеспечения, охватывая жизненный цикл от концептуальной идеи до завершенияпроекта.
Стандарт ISO/IEC 12207 состоит из крупных обобщенных процессов: приобретение,поставка, разработка и т.д.
В стандарте ISO/IEC 12207 описаны пять основных процессов жизненного цикла программного обеспечения:
1) процесс приобретения определяет действия предприятия - покупателя информационной системы, программного продукта или службы программного обеспечения;
2) процесс поставки определяет действия предприятия-поставщика по снабжению покупателя информационной системой, программным продуктом или службы программного обеспечения;
3) процесс разработки определяет действия предприятия-разработчика, который разрабатывает принципы построения программного изделия и собственно программный продукт;
4) процесс функционирования определяет действия предприятия-оператора, обслуживающего систему в целом. Сюда входят консультация пользователей, получение обратной связи и т.д.;
5) процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта, т.е. управление модификацией программного продукта, поддержку текущего состояния и функциональной пригодности, установку и удаление.
Кроме пяти основных процессов, ISO/IEC 12207 оговаривает восемь вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего жизненного цикла системы:
1) процесс решения проблем;
2) процесс документирования;
3) процесс управления конфигурацией;
4) процесс обеспечения качества;
5) процесс верификации;
6) процесс аттестации;
7) процесс совместной оценки;
8) процесс аудита.
В стандарте ISO/IEC 12207 также определяются четыре организационных процесса:
1) процесс управления;
2) процесс создания инфраструктуры;
3) процесс усовершенствования;
4) процесс обучения.
В стандарте ISO/IEC 12207 имеется дополнительный процесс, позволяющий адаптировать стандарт к условиям конкретного проекта.
Рассмотрим особенности стандарта ISO/IEC 12207.
Стандарт имеет динамический и адаптивный характер. Это обусловлено способом определения последовательности выполнения процессов и задач, при котором один процесс вызывает при необходимости другой или его часть либо вообще его исключает. Стандарт принципиально не содержит описания конкретных методов действий, а тем более заготовок решений или документации. Стандарт позволяет обеспечить качество с разной степенью организационной независимости контролирующей деятельности. Стандарт обеспечивает гибкую степень обязательности. Достаточно указать небольшое количество процессов и задач, соответствующих данному стандарту. Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование баз данных (возможны ситуации, когда базы данных и не используются).
Ценность стандарта ISO/IEC 12207 заключается в том, что он дает набор задач, характеристик качества, критериев оценки, охватывающих все проектные ситуации. Например, для характеристики требования к программному обеспечению предусмотрено 10 классов характеристик качества:
1) функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физические характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица программного обеспечения должна быть выполнена;
2) внешние связи (интерфейс) с единицей программного обеспечения;
3) требования квалификации (набор критериев, которые должны быть выполнены, чтобы признать продукт готовым к использованию в целевой окружающей среде);
4) спецификации надежности, включая спецификации, связанные с методами функционирования и сопровождения, воздействия окружающей среды и травм персонала;
5) спецификации защищенности информации;
6) человеческие факторы (по эргономике и инженерной психологии);
7) определение данных и требований к базам данных;
8) установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах эксплуатации;
9) документация пользователя;
10) требования сервиса пользователя.
При использовании стандарта стороны-участники ответственны:
1) за выбор модели жизненного цикла для разрабатываемого проекта;
2) адаптацию процессов и задач к этой модели;
3) выбор и применение методов разработки программного обеспечения;
4) выполнение действий и задач, подходящих для проекта программного обеспечения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств.
5.2.2.2 Специальные процессы программных средств
5.2.2.2.1 Процессы реализации программных средств
Процессы реализации программных средств используются для создания конкретного элемента системы (составной части), выполненного в виде программного средства. Эти процессы преобразуют заданные характеристики поведения, интерфейсы и ограничения на реализацию в действия, результатом которых становится системный элемент, удовлетворяющий требованиям, вытекающим из системных требований.
Специальным процессом является процесс реализации программных средств, выражающий специфически программную особенность процесса реализации.
Процесс реализации программных средств включает в себя несколько специальных процессов более низкого уровня: