Файл: "Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Планирование производства".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СУБД – комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД несколькими пользователями. СУБД позволяет: создавать БД; вставлять, обновлять, удалять и извлекать информацию из БД; предоставляет контролируемый доступ к базе данных.

СУБД состоит из:

  1. Подсистемы средств проектирования – набор инструментов управляющих проектированием и реализующие БД и приложения. Это средства для создания таблиц, форм, отчетов, запросов, схемы данных, языки программирования.
  2. Подсистема средств обработки – занимается обработкой компонентов приложений созданных с помощью средств проектирования.
  3. Ядро СУБД – выполняет функцию посредника между подсистемой средств проектирования и подсистемой средств обработки и самими данными. Ядро СУБД получает запросы от этих подсистем, выраженной в терминах таблиц, строк, столбцов таблиц и преобразует эти запросы в команды операционной системы выполняющих запись и чтение данных непосредственно с физического носителя. Ядро участвует в управлении транзакциями, блокировками, резервном копировании и восстановлении данных.

Транзакция – это последовательность операций над БД, рассматриваемых СУБД как единое целое. Либо транзакция успешно выполняется, и СУБД фиксирует изменения БД, произведенные этой транзакцией, во внешней памяти, либо ни одно из этих изменений никак не отражается на состоянии БД.

По степени универсальности различают два класса СУБД:

  1. системы общего назначения – это сложные программные комплексы, предназначенные для выполнения всей совокупности функций, связанных с созданием и эксплуатацией базы данных информационной системы;
  2. специализированные системы, которые создаются в редких случаях при невозможности или нецелесообразности использования СУБД общего назначения.

СУБД характеризуются следующими параметрами:

  1. временем выполнения запросов;
  2. скоростью поиска информации;
  3. временем генерации отчетов;
  4. максимальное число параллельных обращений к данным в многопользовательском режиме.

После анализа рассмотренной информации выбор был остановлен на системе управления базами данных MS Access.

Microsoft Access является настольной СУБД (система управления базами данных) реляционного типа. Достоинством Access является то, что она имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства.


В отличие от других настольных СУБД, Access хранит все данные в одном файле, хотя и распределяет их по разным таблицам, как и положено реляционной СУБД. К этим данным относится не только информация в таблицах, но и другие объекты базы данных, которые будут описаны ниже.

Для выполнения почти всех основных операций Access предлагает большое количество Мастеров (Wizards), которые делают основную работу за пользователя при работе с данными и разработке приложений, помогают избежать рутинных действий и облегчают работу неискушенному в программировании пользователю.

Особенности MS Access, отличающиеся от представления об «идеальной» реляционной СУБД.

Создание многопользовательской БД Access и получение одновременного доступа нескольких пользователей к общей базе данных возможно в локальной одноранговой сети или в сети с файловым сервером. Сеть обеспечивает аппаратную и программную поддержку обмена данными между компьютерами. Access следит за разграничением доступа разных пользователей к БД и обеспечивает защиту данных. При одновременной работе. Так как Access не является клиент серверной СУБД, возможности его по обеспечению многопользовательской работы несколько ограничены. Обычно для доступа к данным по сети с нескольких рабочих станций, файл БД Access (с расширением *.mdb) выкладывается на файловый сервер. При этом обработка данных ведется в основном на клиенте - там, где запущено приложение, в силу принципов организации файловых СУБД. Этот фактор ограничивает использование Access для обеспечения работы множества пользователей (более 15-20) и при большом количестве данных в таблицах, так как многократно возрастает нагрузка не сеть.

В плане поддержки целостности данных Access отвечает только моделям БД небольшой и средней сложности. В нем отсутствуют такие средства как триггеры и хранимые процедуры, что заставляет разработчиков возлагать поддержание бизнес логики БД на клиентскую программу.

В отношении защиты информации и разграничения доступа Access не имеет надежных стандартных средств. В стандартные способы защиты входит защита с использованием пароля БД и защита с использованием пароля пользователя. Снятие такой защиты не представляет сложности для специалиста.

Однако, при известных недостатках MS Access обладает большим количеством преимуществ по сравнению с системами подобного класса.

В первую очередь можно отметить распространенность, которая обусловлена тем, что Access является продуктом компании Microsoft, программное обеспечение и операционные системы которой использует большая часть пользователей персональных компьютеров. MS Access полностью совместим с операционной системой Windows, постоянно обновляется производителем, поддерживает множество языков.


В целом MS Access предоставляет большое количество возможностей за сравнительно небольшую стоимость. Также необходимо отметить ориентированность на пользователя с разной профессиональной подготовкой, что выражается в наличии большого количества вспомогательных средств, развитую систему справки и понятный интерфейс. Эти средства облегчают проектирование, создание БД и выборку данных из нее

Проектная часть

2.1 Информационная модель и ее описание

Информационная модель включает в себя несколько справочников, в которые осуществляется запись информации.

Справочники перечислены ниже:

  1. Справочник сотрудников;
  2. Справочник отделов;
  3. Справочник документов.

Помимо перечисленных, подразумевается один вспомогательный справочник, который содержит информацию о пользователях и их учетных данных. Информационная модель представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Информационная модель

Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

Для проектируемой системы входной информацией будут считаться:

  • информация о сотрудниках;
  • данные об отделах;
  • сведения о документах.

Нормативно-справочная информация – это комплекс всех информационных вопросов и ответов на них, которые появляются в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Такая система состоит из огромного количества информации, которая передает всю необходимую информацию из различных областей человеческой жизни.

В данном случае нормативно-справочной информацией можно назвать информацию о документах.

Информация, вводимая в формы и хранимая в справочниках, должна быть систематизирована. Обеспечить это позволяют грамотно построенные формы, в которые водится информация (Рисунок 4).

Подсказка

НАИМЕНОВАНИЕ ФОРМЫ

КНОПКИ

ПОЛЯ ДЛЯ ВВОДА

НАИМЕНОВАНИЕ ПОЛЕЙ

Рисунок 4. Форма ввода данных

Справочники подключены к формам и заполняются автоматически при заполнении соответствующих форм. Перечень и свойства справочников представлены в Таблице 7.

Таблица 7. Перечень справочников

Название справочника

Ответственный за введение

Среднее число записей

Средняя частота актуализации

Средний объем актуализации %

Справочник сотрудников

Отдел по персоналу

неограниченно

1/мес

0-100

Справочник отделов

Производственный отдел

неограниченно

1/мес

0-100

Справочник документов

Производственный отдел

неограниченно

1/квартал

0-100


Входные документы охарактеризованы в Таблице 8.

Таблица 8. Характеристика входных документов

Код документа

Наименование

Источник получения

Частота возникн/мес

Число строк

01

Перечень сырья

Производственный отдел

неограниченно

неограниченно

02

Перечень работ

Производственный отдел

неограниченно

неограниченно

03

Отчеты

Отдел по маркетингу

неограниченно

неограниченно

Характеристика выходных документов приведена в Таблице 9.

Таблица 9. Характеристика выходных документов

Код документа

Наименование

Источник получения

Частота возникн/мес

Число строк

04

План производства

Производственный отдел

1

неограниченно

05

Перечень отделов

Производственный отдел

1

неограниченно

06

Перечень сотрудников

Отдел по персоналу

1-4

неограниченно

2.3 Характеристика результатной информации

Результатная информация может быть представлена в виде результата выполнения запроса, отчета, формы стандартного вида.

В данном случае результатной информацией будут отчет о сотрудниках, отчет об отделах и т.п.

Перечень и характеристика результатных документов отображена в Таблице 10.

Таблица 10. Характеристика результатных документов

Наименование

Источник формирования

Частота формир/мес

Структура документа

Способ доставки

Отчеты о сотрудниках

Перечень сотрудников

1

Оригинальная

Вывод формы на экран

Отчеты об отделах

Перечень отделов

1

Оригинальная

Вывод формы на экран

Отчеты о документах

Перечень документов

1-4

Стандартная

Вывод формы на экран


2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

Система взаимодействует с пользователем при помощи наглядной организации пользовательских форм.

Дерево функций изображено на Рисунке 5.

Функции

Основные

Служебные

Проверка учетных данны

Наполнение справочников

Ввод данных

Вывод результатов

Рисунок 5. Дерево функций

Сценарий диалога изображен на Рисунке 6.

Основное меню

Файл

Справочники

Отчеты

Сервис

Справка

Выход

Операции

Новый

Открыть

Сохран.

Печать

Настройки

Выход

Справочник отделов

Справочник сотрудников

Справочник документов

Ввод дан

Вывод на экран

Предст. отчета

Вывод на печать

Парамет

О прогр

Прайс

Перечень сотрудников

Перечень отделов

Перечень документов

Справочник пользоват.

Рисунок 6. Сценарий диалога

2.5 Характеристика базы данных

Проектируемая база данных предполагает заполнение следующих таблиц:

  • отдел;
  • сотрудники;
  • документы.

Таблица 11 Сведения о сотрудниках

Имя поля

Тип данных

Идентификатор

Длина поля

Длина одной записи

Число записей

Возможность индексирования

Код сотрудника

Числовой

Kod_sotr

20

3

Неогр

Да Ключевое поле

ФИО сотрудника

Текстовый

Fio_sotr

30

30

Неогр

Нет.

Пасп. данные

Числовой

pasport

20

8

Неогр

Нет

Отдел

Текстовый

Otdel

30

30

Неогр

Нет

Таблица 12 Сведения об отделах

Имя поля

Тип данных

Идентификатор

Длина поля

Длина одной записи

Число записей

Возможность индексирования

Код отдела

числовой

Kod_otd

10

10

15

Да. Ключ. Поле

Название отдела

Текст.

Nazv_otd

30

30

15

Нет

Сектор производства

Текст

Sektor

30

30

15

Нет