Файл: Применение экспертных систем в деятельности предприятия (Понятие и сущность экспертных систем и их научно-познавательная деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система управления ТНК предоставляет один из пяти способов организации своей деятельности, в том числе зарубежной:

• создание самостоятельного филиала зарубежных операций;

• разделение деятельности на функциональную основу;

• разделение деятельности по производственно-технологическому направлению;

• разделение деятельности на региональной основе;

• использование матричной организационной структуры управления[39][14].

Организационная структура, система управления и принципы функционирования сервисов корпорации определяются позицией ее топ-менеджмента в организации бизнеса за рубежом. Сегодня подходы, которые имеют место в зарубежной практике, можно классифицировать следующим образом:

• этноцентрический - обеспечивает для всех дочерних компаний тиражирование принципов организации и ведения бизнеса, принятых в их стране;

• полицентричный - предоставляет зарубежной дочерней компании относительную автономию в выборе форм и организации бизнеса;

• геоцентрический - ориентирован на максимальную унификацию принципов организации и ведения бизнеса, принятых в каждой стране.

Система бухгалтерского учета должна разрабатываться и эксплуатироваться под давлением цепочки внешних показателей, имеющих национальные особенности. Простой экспорт системы учета не позволяет полностью учесть все показатели, что часто приводит к отрицательным результатам. Четыре основные функции финансового контроля - измерение, коммуникация, оценка и мотивация - должны учитывать социально-экономические условия любой страны. Пример: ТНК со штаб-квартирой в США имеют несколько иностранных филиалов. Все их дочерние компании в Соединенных Штатах действуют как отдельные производственные единицы, цель которых - максимизировать чистый доход в долларах США. Ее дочерние компании не имеют полной автономии в принятии решений [19]. Чтобы эффективно планировать и контролировать свои зарубежные операции, штаб-квартире ТНК требуется информация об обменных курсах, требованиях к экспорту и импорту и налоговой политике в разных странах. Эта информация не является обязательной для внутреннего рынка, то есть при взаимодействии с отделами, действующими в США.

Другие критерии необходимы для оценки деятельности иностранных филиалов. Иностранные подразделения должны в первую очередь оцениваться как надежные и эффективные поставщики. Основная цель информационной системы отчетности - предоставить информацию, необходимую для планирования, контроля и оценки деятельности фирмы. Поэтому создатель системы для конкретного ТНК должен четко представить себе: характер его деятельности, особенно его организационную структуру, степень централизации, информационные потребности каждого лидера в принятии решений[40][12].


Размер и организационная структура компании могут оказывать одинаковое влияние на технологию передачи информации от дочерней компании в штаб-квартиру ТНК. Развитие информационных систем связано с совершенствованием их математического и технического обеспечения. Такие методы, как статистический анализ, линейное программирование, регрессионный анализ значительно повышают эффективность использования информации[41][14]. Следовательно, использование компьютеров и электронных коммуникаций позволяет создать лучшую информационную систему, которая обеспечит функционирование систем принятия решений более высокого уровня.

Информационная система R3 разработана немецкой фирмой – сфера применения от ИНК до средних предприятий. Она русифицирована, адаптирована в соответствии с российским и украинским законодательством, охватывает весь экономический спектр деятельности предприятия[42][16].

Как правило, современные предприятия ощущают дефицит не в количестве данных, а в концентрированной информации для управления и контроля. Поэтому важной функцией системы R/3 является информационное обслуживание средних и высших управленческих ступенек предприятий. Вместо массы оперативных данных им необходима подборка информации, которая отображает разные аспекты деятельности предприятия, а так же отчеты о фактическом состоянии рынка. Необходимо и автоматическое отслеживание особенных ситуация, их графическое изображение.

Эти требования приводят к концепции открытости информации, которая предусматривает накопление информации, как от дополнений к системе, так и от внешних систем, адаптацию их к требованиям производственного и управленческого персонала.

Данная система содержит встроенную CASE – систему для собственных внутренних разработок. В ее основу положен язык 4-го поколения, специально ориентированный на создание бизнес-приложений в структуре клиент – сервер.

Доступ к базе данных осуществляется через интегрированный словарь данных, содержащий описание метода (таблицы, структуры данных и другие объекты), общие для всех приложений. Любые изменения в словаре немедленно доступны для всех приложений.

Язык АВАР – 4 может использоваться также для модификации отчетов и для организации интерфейсов с внешними системами и базами данных.


2.2. Применение экспертных систем в логистике

Сложность информации, ее структурные изменения и возрастающая сложность подачи, ее преобразования и многократное увеличение объема порождают новые требования к ее обработке, повышают её эффективность и, как следствие, скорость принятия решений на ее основе [9, с.37].

Вышеуказанные достижения привели к созданию новых информационных технологий, наиболее перспективным из которых является создание искусственного интеллекта, развитие которого началось в 60-х годах XX века. Оно является попыткой создать, моделируя работу человеческого мозга, средство для решения сложных проблем более простыми методами.

Одним из направлений в области искусственного интеллекта являются экспертные системы, в которые входят системы принятия решений, о которых далее пойдет речь. «Экспертная система - это компьютерная программа, предназначенная для выполнения тех действий, которые может выполнять только специалист, например, проектирование, планирование, диагностика, перевод, аудит, выдача рекомендаций», - считают ученые, экспертные системы позволяют заменять экспертов и узких специалистов, тем самым сокращая количество занятых в бизнес-процессах специалистов, и, следовательно, сокращая количество задержек и ошибок, возникающих при взаимодействии между людьми: «Еще один аргумент в пользу эксперта Дело в том, что при любом реинжиниринге (реорганизации) любого предприятия такие системы экономически необходимы, так как позволяют сократить персонал, сэкономить время, снизить уровень бюрократии и бумажную волокиту. Кроме того, большое преимущество экспертных систем является то, что данные, а также правила их получения, относящиеся к конкретной предметной области, хранятся в памяти компьютера и эти хранилища застрахованы от чьего-либо влияния, они не могут потерять или «забыть» информацию.

Экспертные системы и их элементы в настоящее время эффективно используются в бухгалтерском учете, банковском деле и так далее.

Наряду с тем, что современные достижения в экспертных системах обеспечивают много преимуществ в работе, они также могут быть вредными, если их использование не правильно и бездарно спланировано[43][5]. Например, при покупке нового оборудования и программного обеспечения вы должны сначала подумать, подходят ли они для организации, или лучше потратить немного больше денег и создать эксклюзивную экспертную систему, которая учитывает все функции этой, конкретной организации. Это связано с тем, что универсальная экспертная система не всегда может обеспечить правильное решение, если она не включает в себя специфику конкретной отрасли и, следовательно, может помочь только в решении общих проблем.


По результатам авторского надзора за практическим применением экспертных систем при организации перевозок на железных дорогах России можно выделить следующие причины неэффективности использования экспертных систем:

• Некоторые из применимых экспертных систем могут быть разработаны в нарушение комплексного и системного подхода;

• Не все экспертные системы учитывают потребности конкретных рабочих мест;

• Резкое улучшение одной из подсистем, может привести к сбоям или простою других подсистем, а иногда и нарушить работу организации в целом;

• Большинство экспертных систем не учитывают психологические аспекты совместимости пользователя и компьютера;

• Профессионалов раздражают постоянные напоминания о том, что им и так известно, в то время как при работе с новыми ситуациями экспертная система не всегда предоставляет необходимую информацию[44][3].

Рассматривая другие области применения экспертных систем, интересно обратить внимание на проблемы автоматизации принятия решений в области управления персоналом, где, несмотря на появление компьютерной обработки, многие рекрутеры все еще используют старые методы работы. Кроме того, некоторые коммерческие фирмы вообще не предоставляют подобных услуг, доверяя эту работу другим службам по совместительству. Однако последние не имеют всех функций, присущих управлению персоналом, и лишь небольшая их часть, в основном, связана с ведением документации. В результате это приводит к тому, что при таком сокращении кадровой работы возникает много ошибок, иногда они противоречат Трудовому кодексу. Примером может служить случай, когда серьезное государственное предприятие в приказе об увольнении указывает неверную статью, и это может быть обжаловано в суде, после чего решением суда в пользу работника предприятие должно будет не только вернуть его, но и заплатить ему значительную компенсацию.

Именно для предотвращения подобных ситуаций необходимо попытаться разработать автоматизированную систему принятия решений в службе управления персоналом, которая могла бы:

• принимать не только соответствующие, но и правильные с точки зрения закона принятия решения;

• контролировать выполнение деятельности;

• собрать всю необходимую выходную (релевантную) информацию по конкретному направлению управления персоналом[45][17].

Эта система может помочь специалисту широкого профиля в области управленческой работы принять правильные решения с юридической точки зрения в службе управления персоналом, а также разработать специальную программу в этой области. Она также может использоваться сотрудниками других служб для получения информации об их правах и обязанностях.


Эта экспертная система состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Первая часть представляет собой информацию, представленную в виде систем меню, перемещение которых позволяет получить необходимую информацию о конкретном направлении деятельности службы управления персоналом.

Вторая часть реализована с использованием производственной модели представления знаний с прямой цепочкой соображений. Здесь, отвечая на вопросы, задаваемые системой, пользователь может получить совет о проблемах, которые могут возникнуть при его работе в службе управления персоналом. Например, эта часть экспертной системы может помочь в принятии дисциплинарных мер и увольнении сотрудников. Очень часто реализация этой конкретной функции управления персоналом влечет за собой конфликты, и экспертная система может порекомендовать, как их избежать и не нарушать закон.

Третья часть нужна для оценки персонала. Она основана на документах, в которые вы можете вводить, редактировать или добавлять записи и просматривать их полностью. Эта часть содержит информацию о документах с истекшим сроком давности или тех, которые еще не были завершены. Сюда также входит программа, которая содержит необходимые формы для службы управления персоналом и правила их заполнения.

Для удобства пользователя в эту систему встроена программа, позволяющая изменять цвет фона и букв меню и рекомендаций, а также помощник, описывающий систему и работу в ней. При желании пользователь может просмотреть тексты основных законодательных актов, регулирующих деятельность службы управления персоналом.

Ученые считают, что будущее именно за такими системами. Сейчас есть несколько областей для улучшения экспертных систем и систем принятия решений. Необходимо обратить внимание на две наиболее интересных из них. Первая связана с разработкой, позволяющей пользователю вести диалог с компьютером на естественном языке, а не на алгоритмическом, поскольку большинство экспертных систем основаны на модели, в которой, отвечая на вопросы (да или нет), по запросу компьютера пользователь получает конкретную рекомендацию. По мнению экспертов, в будущем может возникнуть ситуация, когда пользователю будут заданы вопросы, а компьютер, основываясь на имеющихся данных, выдаст конкретные рекомендации [15].

Второе направление связано с распознаванием речи. Эксперты считают, что можно сэкономить время на принятии решений, если компьютер понимает языковые команды. Было бы гораздо проще диктовать данные, чем вводить их вручную с помощью клавиатуры, тем более что не каждый специалист может быстро вводить информацию. В этом направлении был достигнут некоторый прогресс, о чем свидетельствует появление таких программ, как: Русский Горыныч и Американский Дракон, которые распознают элементы языка и позволяют управлять компьютером. Тем не менее, эксперты считают, что они еще не совершенны, и разработки в этой области продолжают быть многообещающими.