Файл: Применение экспертных систем в деятельности предприятия (Понятие и сущность экспертных систем и их научно-познавательная деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы вывода чаще всего диктуются либо внешней проблемой, либо используемыми инструментами. Генерация методов вывода является результатом совместной работы специалистов с инженерами знаний. Когнитивист планирует свою работу с экспертом таким образом, чтобы получить от него информацию о том, как последний формирует экспертное мнение[19][12,с.452].

При решении вопросов создания системы объяснений формулируют ряд принципов:

  • выдача типового объяснения;
  • выдача протокола вывода;
  • формирование объяснений по правилам индукции[20][16].

В первом случае заранее прогнозируются возможные ситуации объяснений и формируются специализированные блоки объяснений. Во втором случае, можно просмотреть весь ход рассуждений. В третьем случае моделируется индуктивное извлечение знаний (от частного к общему).

Интерфейс с пользователем представляют собой сценарий диалога, в который ЭС ведет пользователя, задавая ему вопросы. Одной из проблем при этом является учет интеллекта пользователя. Механизм настройки на пользователя должен быть в интерфейсе[21][18]. Для этой цели для пользователя возможна выдача информации о предметной области, о возможных запросах к нему, о вопросах, которые может задать пользователь, о продолжении сеанса экспертизы. Особенно велика роль интерфейса при использовании нечетких знаний.

1.4. Интегрированные информационные системы управления предприятием

Быстрый прогресс современных информационных технологий, широкое проникновение в Интернет, широкое использование веб-решений начинают серьезно влиять на промышленный сектор, затрагивая все уровни производственного цикла в целом, включая системы управления производством[22][15].

Глобальное наступление интернет-технологий начинает прорываться в область промышленной автоматизации[23][16]. Пришло время объединить достижения современных информационных технологий с возможностями традиционных программных решений и на этой основе повысить эффективность управления промышленными предприятиями в целом.

Ведущие производители средств промышленной автоматизации, которые участвовали в реализации проектов комплексной автоматизации для крупных предприятий и корпораций, отреагировали на это и осознали необходимость тесной интеграции верхнего (бизнес-приложений) и более низкого (технологических) уровней систем, Объявлено о выпуске новых видов программно-технических средств для автоматизированных систем управления, основанных на использовании современных информационных технологий[24][6].


Активное внедрение вышеуказанных стандартов в систему - это не просто дань моде или желание таким образом отличать ее от конкурентов. Эти технологии появились в качестве инструмента для построения новой стратегии глобальной инфраструктуры предприятия и факта повышения роли информационных технологий в области промышленной автоматизации.

Дело в том, что до недавнего времени основные подсистемы автоматизации промышленных предприятий: АСУП, которая включает в себя систему автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью и планирования ресурсов предприятия и систему управления (системы автоматизации технологических и производственных процессов), разрабатывались самостоятельно. и независимо друг от друга.

Поэтому исторически каналы обмена информацией, особенно оперативные, между подсистемами были довольно слабыми. Возможно, это будет продолжаться, но необходимость перевода технологических данных на уровень бизнес-приложений, включая операционные, стала очевидной. До сих пор, по большей части, управленческие решения на предприятиях основывались на интуиции и опыте[25][16]. Тем не менее, заметное присутствие субъективного фактора в процессе принятия решений не всегда гарантирует взвешенное, проверенное решение.

Существует ряд объективных показателей производственного процесса, которые требуют более тесной интеграции систем, представляющих разные уровни управления предприятием. Среди них есть следующие:

  • руководство предприятия все больше заинтересовано в получении своевременной и объективной информации о текущих и исторических параметрах технологических и производственных процессов;
  • на крупных предприятиях необходимость оперативного управления территориально-распределенными структурами и ресурсами возрастает не только на уровне бизнес-приложений, но и на уровне производства;
  • новое поколение бизнес-приложений требует повышения объема и оперативности поступления информации с уровня;
  • на многих предприятиях уже создана достаточная сетевая инфраструктура. Существуют сети АСУП, объединенные по Ethernet. Имеется выход в Internet и создание внутренней Intranet-сети составит незначительные капитальные вложения;
  • интеграция система АСУП и АСУТП позволяет проводить текущее и оперативное планирование затрат и себестоимости. Обеспечивать их учет в темпе с процессом производства, мгновенное реагирование на отклонения от требуемого уровня[26][7,с.6].

На основе текущей информации из АСУТП возможно осуществление целевого управления производством по следующим показателям[27]:

  • качеству продукции;
  • энергосбережению и экономии ресурсов;
  • заданной производительности;
  • по воспроизводимости требуемых потребительских свойств продукции и др[28][20].

Таким образом, формируется реальная экономическая основа интеграции. Возникновение требований - это не просто обмен информацией между подсистемами, но требования сбора оперативных данных. Не в конце года, месяца или рабочего дня, но непосредственно в момент возникновения. В единой взаимосвязанной системе управления, наряду с информацией о стоимости сырья и рабочей силы необходимо знать, сколько воды, пара, электричества, топлива было потрачено на изготовление каждого отдельного компонента. Это важно в первую очередь в тех процессах, где высока вероятность отклонения от нормы. Например, сколько стоит плавка одного и того же сырья у конкретного поставщика руды. По реальному потреблению энергии мы можем это понять.

Не только компания в целом, но и различные внутренние управленческие службы заинтересованы в получении объективных технологических данных[29][6].

Степень доступа к технологической информации зависит от типа программного обеспечения, используемого в структурах управления предприятием, и категорий работников потребителей этой информации[30][15]. Какие проблемы обычно решают «управленцы»?

Одной из основных проблем создания интегрированных систем управления на предприятии является проблема совместной работы программного обеспечения, традиционно используемого в системах разных уровней. Поэтому вопросы интеграции в настоящее время рассматриваются разработчиками программного обеспечения как уровень ACUP, так и уровень системы управления[31][5].

Рассматривая при исследовании пути создания и развития интегрированных систем управления предприятием, можно отметить следующие тенденции:

Ethernet становится все более популярным сетевым решением для систем промышленной автоматизации, интегрированных с офисными сетевыми приложениями.

Простой и легкий доступ к сбору данных по всему предприятию, от датчиков / исполнительных механизмов и до уровня планирования и управления предприятием, лучше всего реализовать при наличии интегрированной сети. Такая сеть становится корпоративной сетью Интранет, построенной по принципу клиент / сервер и обеспечивающей единое информационное пространство.


Перспективные системы будут использовать стандартные и максимально открытые, объектно-ориентированные элементы управления и доступ к информации. В качестве таких активов внедряются встроенные Web-серверы и интерфейс LFS[32][11].

Традиционные системы ASU обычно превращаются из систем управления сетевыми и системными ресурсами в интеллектуальную платформу для управления предприятием в целом[33][17]. И в этих условиях объективная информация, поступающая с технологического уровня, позволит принимать лучшие управленческие решения.

Создание и внедрение интегрированных систем позволяет предприятию получить ряд серьезных преимуществ, отметим лишь некоторые из них:

  • интеграция подсистем АСУП и АСУТП позволяет обеспечить автоматизированный мониторинг затрат непосредственно в процессе производства, например, с целью определения текущей себестоимости продукции с учетом состояния рынка сырья, темпов инфляции и потерь, связанных с плохой организацией производства;
  • появляется возможность значительной экономии средств за счет коллективного использования общей для АСУТП и АСУП сетевой инфраструктуры, включающей в себя кабельные коммуникации, активное сетевое и коммуникационное оборудование, компьютерное оснащение;
  • для крупных предприятий, имеющих подразделения и филиалы, расположенные в различных регионах открывается возможность оперативного доступа руководителей высшего звена к технологическим данным c любого уровня системы и географической точки предприятия;
  • в ряде случаев использование отмеченных выше технологий может заменить установку дорогостоящих SCADA систем, обеспечивающих визуализацию и просмотр данных[34][6].

2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ НА ПРАКТИКЕ

2.1. Информационные системы для транснациональных корпораций

Транснациональные корпорации определяются как корпорации, которые являются национальными с точки зрения капитала и международными в сфере деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями.


Информационная система как часть системы управления, которая содержит данные, необходима для планирования, мониторинга, оценки и координации производственной деятельности, включая операции за рубежом[35][9].

Основной задачей системы является обеспечение экономического процветания компании на международном уровне. Решить эту проблему гораздо сложнее, чем сформулировать. В разных странах разные подходы к ее решению. В Японии управленческий персонал разрабатывает стратегию обеспечения долгосрочной прибыльности[36][17]. Немцы часто строят свою стратегию на основе фактических затрат, швейцарцы ориентируются на рыночные условия, при которых возможны любые затраты, если только они окупятся в будущем, а итальянцы разрабатывают свои планы на основе длительных переговоров со своими агентами из других стран через концессии и контракты. Таким образом, потребность в предоставлении информации существенно различается не только в разных странах, но и между зарубежными филиалами.

Информация, предназначенная для внешних потребителей (акционеров, кредиторов, клиентов), полностью предоставляется в виде годовой отчетности компании[37][13].

Поэтому предметом нашего дальнейшего внимания будет информация для внутреннего пользователя - управленческий персонал.

Подробная информация требуется для поиска и принятия управленческих решений для управления на всех уровнях. Независимо от того, как информационная система организована в ТНК, все экономические и политические изменения, законодательные ограничения, культурные различия и социальные особенности страны, в которой работает корпорация, должны приниматься во внимание и отражаться в отчетности. Эта информация поступает от руководителей зарубежных филиалов и является рассмотрением изменений, происходящих в ближайшее время в политической ситуации и обменных курсах.

Данные, обрабатываемые в системе TNC, поступают из различных источников и используются менеджерами на всех уровнях для принятия решений, что может повлиять на эффективность транзакции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Аналитические возможности системы очень велики, поскольку она получает данные от всех дочерних компаний разных типов. Кроме того, система должна постоянно адаптироваться и реагировать на возможные изменения политической ситуации[38][16].

Каждый ТНК имеет несколько уровней управления, которые различаются с точки зрения полномочий и ответственности. Это определяет количество информации, которая необходима каждому уровню для планирования и контроля его деятельности.