Файл: Применение экспертных систем в деятельности предприятия (Понятие и сущность экспертных систем и их научно-познавательная деятельность).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
1.1. Понятие и сущность экспертных систем и их научно-познавательная деятельность
1.2. Структура, функции и классификация экспертных систем
1.3. Механизм вывода и система объяснений
1.4. Интегрированные информационные системы управления предприятием
2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ НА ПРАКТИКЕ
2.1. Информационные системы для транснациональных корпораций
Методы вывода чаще всего диктуются либо внешней проблемой, либо используемыми инструментами. Генерация методов вывода является результатом совместной работы специалистов с инженерами знаний. Когнитивист планирует свою работу с экспертом таким образом, чтобы получить от него информацию о том, как последний формирует экспертное мнение[19][12,с.452].
При решении вопросов создания системы объяснений формулируют ряд принципов:
- выдача типового объяснения;
- выдача протокола вывода;
- формирование объяснений по правилам индукции[20][16].
В первом случае заранее прогнозируются возможные ситуации объяснений и формируются специализированные блоки объяснений. Во втором случае, можно просмотреть весь ход рассуждений. В третьем случае моделируется индуктивное извлечение знаний (от частного к общему).
Интерфейс с пользователем представляют собой сценарий диалога, в который ЭС ведет пользователя, задавая ему вопросы. Одной из проблем при этом является учет интеллекта пользователя. Механизм настройки на пользователя должен быть в интерфейсе[21][18]. Для этой цели для пользователя возможна выдача информации о предметной области, о возможных запросах к нему, о вопросах, которые может задать пользователь, о продолжении сеанса экспертизы. Особенно велика роль интерфейса при использовании нечетких знаний.
1.4. Интегрированные информационные системы управления предприятием
Быстрый прогресс современных информационных технологий, широкое проникновение в Интернет, широкое использование веб-решений начинают серьезно влиять на промышленный сектор, затрагивая все уровни производственного цикла в целом, включая системы управления производством[22][15].
Глобальное наступление интернет-технологий начинает прорываться в область промышленной автоматизации[23][16]. Пришло время объединить достижения современных информационных технологий с возможностями традиционных программных решений и на этой основе повысить эффективность управления промышленными предприятиями в целом.
Ведущие производители средств промышленной автоматизации, которые участвовали в реализации проектов комплексной автоматизации для крупных предприятий и корпораций, отреагировали на это и осознали необходимость тесной интеграции верхнего (бизнес-приложений) и более низкого (технологических) уровней систем, Объявлено о выпуске новых видов программно-технических средств для автоматизированных систем управления, основанных на использовании современных информационных технологий[24][6].
Активное внедрение вышеуказанных стандартов в систему - это не просто дань моде или желание таким образом отличать ее от конкурентов. Эти технологии появились в качестве инструмента для построения новой стратегии глобальной инфраструктуры предприятия и факта повышения роли информационных технологий в области промышленной автоматизации.
Дело в том, что до недавнего времени основные подсистемы автоматизации промышленных предприятий: АСУП, которая включает в себя систему автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью и планирования ресурсов предприятия и систему управления (системы автоматизации технологических и производственных процессов), разрабатывались самостоятельно. и независимо друг от друга.
Поэтому исторически каналы обмена информацией, особенно оперативные, между подсистемами были довольно слабыми. Возможно, это будет продолжаться, но необходимость перевода технологических данных на уровень бизнес-приложений, включая операционные, стала очевидной. До сих пор, по большей части, управленческие решения на предприятиях основывались на интуиции и опыте[25][16]. Тем не менее, заметное присутствие субъективного фактора в процессе принятия решений не всегда гарантирует взвешенное, проверенное решение.
Существует ряд объективных показателей производственного процесса, которые требуют более тесной интеграции систем, представляющих разные уровни управления предприятием. Среди них есть следующие:
- руководство предприятия все больше заинтересовано в получении своевременной и объективной информации о текущих и исторических параметрах технологических и производственных процессов;
- на крупных предприятиях необходимость оперативного управления территориально-распределенными структурами и ресурсами возрастает не только на уровне бизнес-приложений, но и на уровне производства;
- новое поколение бизнес-приложений требует повышения объема и оперативности поступления информации с уровня;
- на многих предприятиях уже создана достаточная сетевая инфраструктура. Существуют сети АСУП, объединенные по Ethernet. Имеется выход в Internet и создание внутренней Intranet-сети составит незначительные капитальные вложения;
- интеграция система АСУП и АСУТП позволяет проводить текущее и оперативное планирование затрат и себестоимости. Обеспечивать их учет в темпе с процессом производства, мгновенное реагирование на отклонения от требуемого уровня[26][7,с.6].
На основе текущей информации из АСУТП возможно осуществление целевого управления производством по следующим показателям[27]:
- качеству продукции;
- энергосбережению и экономии ресурсов;
- заданной производительности;
- по воспроизводимости требуемых потребительских свойств продукции и др[28][20].
Таким образом, формируется реальная экономическая основа интеграции. Возникновение требований - это не просто обмен информацией между подсистемами, но требования сбора оперативных данных. Не в конце года, месяца или рабочего дня, но непосредственно в момент возникновения. В единой взаимосвязанной системе управления, наряду с информацией о стоимости сырья и рабочей силы необходимо знать, сколько воды, пара, электричества, топлива было потрачено на изготовление каждого отдельного компонента. Это важно в первую очередь в тех процессах, где высока вероятность отклонения от нормы. Например, сколько стоит плавка одного и того же сырья у конкретного поставщика руды. По реальному потреблению энергии мы можем это понять.
Не только компания в целом, но и различные внутренние управленческие службы заинтересованы в получении объективных технологических данных[29][6].
Степень доступа к технологической информации зависит от типа программного обеспечения, используемого в структурах управления предприятием, и категорий работников потребителей этой информации[30][15]. Какие проблемы обычно решают «управленцы»?
Одной из основных проблем создания интегрированных систем управления на предприятии является проблема совместной работы программного обеспечения, традиционно используемого в системах разных уровней. Поэтому вопросы интеграции в настоящее время рассматриваются разработчиками программного обеспечения как уровень ACUP, так и уровень системы управления[31][5].
Рассматривая при исследовании пути создания и развития интегрированных систем управления предприятием, можно отметить следующие тенденции:
Ethernet становится все более популярным сетевым решением для систем промышленной автоматизации, интегрированных с офисными сетевыми приложениями.
Простой и легкий доступ к сбору данных по всему предприятию, от датчиков / исполнительных механизмов и до уровня планирования и управления предприятием, лучше всего реализовать при наличии интегрированной сети. Такая сеть становится корпоративной сетью Интранет, построенной по принципу клиент / сервер и обеспечивающей единое информационное пространство.
Перспективные системы будут использовать стандартные и максимально открытые, объектно-ориентированные элементы управления и доступ к информации. В качестве таких активов внедряются встроенные Web-серверы и интерфейс LFS[32][11].
Традиционные системы ASU обычно превращаются из систем управления сетевыми и системными ресурсами в интеллектуальную платформу для управления предприятием в целом[33][17]. И в этих условиях объективная информация, поступающая с технологического уровня, позволит принимать лучшие управленческие решения.
Создание и внедрение интегрированных систем позволяет предприятию получить ряд серьезных преимуществ, отметим лишь некоторые из них:
- интеграция подсистем АСУП и АСУТП позволяет обеспечить автоматизированный мониторинг затрат непосредственно в процессе производства, например, с целью определения текущей себестоимости продукции с учетом состояния рынка сырья, темпов инфляции и потерь, связанных с плохой организацией производства;
- появляется возможность значительной экономии средств за счет коллективного использования общей для АСУТП и АСУП сетевой инфраструктуры, включающей в себя кабельные коммуникации, активное сетевое и коммуникационное оборудование, компьютерное оснащение;
- для крупных предприятий, имеющих подразделения и филиалы, расположенные в различных регионах открывается возможность оперативного доступа руководителей высшего звена к технологическим данным c любого уровня системы и географической точки предприятия;
- в ряде случаев использование отмеченных выше технологий может заменить установку дорогостоящих SCADA систем, обеспечивающих визуализацию и просмотр данных[34][6].
2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ НА ПРАКТИКЕ
2.1. Информационные системы для транснациональных корпораций
Транснациональные корпорации определяются как корпорации, которые являются национальными с точки зрения капитала и международными в сфере деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями.
Информационная система как часть системы управления, которая содержит данные, необходима для планирования, мониторинга, оценки и координации производственной деятельности, включая операции за рубежом[35][9].
Основной задачей системы является обеспечение экономического процветания компании на международном уровне. Решить эту проблему гораздо сложнее, чем сформулировать. В разных странах разные подходы к ее решению. В Японии управленческий персонал разрабатывает стратегию обеспечения долгосрочной прибыльности[36][17]. Немцы часто строят свою стратегию на основе фактических затрат, швейцарцы ориентируются на рыночные условия, при которых возможны любые затраты, если только они окупятся в будущем, а итальянцы разрабатывают свои планы на основе длительных переговоров со своими агентами из других стран через концессии и контракты. Таким образом, потребность в предоставлении информации существенно различается не только в разных странах, но и между зарубежными филиалами.
Информация, предназначенная для внешних потребителей (акционеров, кредиторов, клиентов), полностью предоставляется в виде годовой отчетности компании[37][13].
Поэтому предметом нашего дальнейшего внимания будет информация для внутреннего пользователя - управленческий персонал.
Подробная информация требуется для поиска и принятия управленческих решений для управления на всех уровнях. Независимо от того, как информационная система организована в ТНК, все экономические и политические изменения, законодательные ограничения, культурные различия и социальные особенности страны, в которой работает корпорация, должны приниматься во внимание и отражаться в отчетности. Эта информация поступает от руководителей зарубежных филиалов и является рассмотрением изменений, происходящих в ближайшее время в политической ситуации и обменных курсах.
Данные, обрабатываемые в системе TNC, поступают из различных источников и используются менеджерами на всех уровнях для принятия решений, что может повлиять на эффективность транзакции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Аналитические возможности системы очень велики, поскольку она получает данные от всех дочерних компаний разных типов. Кроме того, система должна постоянно адаптироваться и реагировать на возможные изменения политической ситуации[38][16].
Каждый ТНК имеет несколько уровней управления, которые различаются с точки зрения полномочий и ответственности. Это определяет количество информации, которая необходима каждому уровню для планирования и контроля его деятельности.