Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ внеоборотных активов
1.1 Сущность, значение и классификация внеоборотных активов
1.2 Нормативно-правовая база учета и анализ основных средств
2.Бухгалтерский учет внеоборотных активов
2.1 Синтетический и аналитический учет внеоборотных активов
2.2. Методика анализа и эффективности использования внеоборотных активов
3 Организация бухгалтерского учета
внеоборотных активов в ООО «Автоурал35»
3.1. Учет поступления и амортизации внеоборотных активов
3.2 Учёт выбытия и инвентаризации основных средств предприятия
Годовая норма амортизационных отчислений в бухгалтерском учете составит 33,33% (100% : 3 года). То есть ежемесячные амортизационные отчисления составят 833,25 руб.((36 000 руб. – 6 000 руб.) х 33,33% : 12).
Таблица 4 – Порядок отражения в учете приобретения и амортизации копировального аппарата
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма(руб.) |
Бухгалтерские записи на дату приобретения и ввода в эксплуатацию объекта ОС |
|||
Отражены вложения в приобретенный копировальный аппарат |
08-4 |
60 |
30 000 |
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком |
19-1 |
60 |
6 000 |
Отражены затраты по доставке копировального аппарата |
08-4 |
60 |
600 |
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком |
19-3 |
60 |
120 |
Произведена оплата за приобретенный копировальный аппарат |
60 |
51 |
36 000 |
Произведена оплата по доставке копировального аппарата |
60 |
51 |
120 |
Копировальный аппарат принят к учету в составе ОС |
01 |
08-4 |
30 600 |
Принята к вычету сумма НДС по принятому к учету копировальному аппарату |
68 |
19-1 |
6 000 |
Принята к вычету сумма НДС по расходам, связанным с доставкой |
68 |
19-3 |
120 |
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объекта ОС, до полного погашения его стоимости либо списания с учета |
|||
Начислены амортизационные отчисления |
26 |
02 |
833,25 |
Объекты основных средств стоимостью не более 40 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в эксплуатацию. Ответственность за их сохранность возлагается на материально-ответственных лиц ООО «Автоурал35».
3.2 Учёт выбытия и инвентаризации основных средств предприятия
Выбытие основных средств в ООО «Автоурал35» происходит по причине полного истечения срока эксплуатации, что делает дальнейшее использование объекта основных средств неэффективным.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации ООО «Автоурал35» (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.
Учет выбытия основных средств в бухгалтерии ООО «Автоурал35» ведется на счете 01 субсчет «Выбытие основных средств», а для определения финансового результата от выбытия предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Рассмотрим следующий пример.
ООО «Автоурал35» в декабре 2012 года продало поршневый компрессор, первоначальная стоимость которого в 2009 году составляла 23 400 руб. Сумма начисленной амортизации 12 870 руб. Продажная цена 11 500 руб. (без учета НДС) определена сторонами в устном соглашении.
Порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Порядок отражения операции по выбытию объекта основных средство и начислению амортизации в ООО «Автоурал35»
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма(руб.) |
отражена задолженность за передаваемый поршневый компрессор |
76 |
91-1 |
11 500 |
начислен НДС |
91-2 |
68 |
2 070 |
списана первоначальная стоимость поршневого компрессора |
01 субсчет «Выбытие основных средств» |
01 |
23 400 |
списана сумма начисленной амортизации |
02 |
01 субсчет «Выбытие основных средств» |
12 870 |
списана остаточная стоимость поршневого компрессора |
91-2 |
01 субсчет «Выбытие основных средств» |
10 530 |
В сальдо прочих доходов и расходов ООО «Автоурал35» за месяц была учтена прибыль от реализации поршневого компрессора в сумме 970 руб. (11 500 – 10 530).
Основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
Проведение инвентаризации в ООО «Автоурал35» в соответствии с действующим законодательством обязательно:
- при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации (реорганизации) организации.
Инвентаризация основных средств в ООО «Автоурал35» определяется приказом генерального директора и проходит методом фактического подсчета имеющегося в цехах оборудования, а также сличения инвентарных номеров с учетными данными. Фактические данные заносятся в инвентарные описи и подписываются членами инвентаризационной комиссии. После окончания инвентаризации описи сдаются в бухгалтерию для отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.
При каждой инвентаризации формируется инвентаризационная комиссия, отвечающая за полноту и достоверность результатов инвентаризации имущества и обязательств ООО «Автоурал35», в количестве трех человек. Состав комиссии утверждается генеральным директором предприятия.
По неучтенным внеоборотным активам выписываются новые инвентарные карточки; по недостающим внеоборотным активам, списанным с баланса, карточки помещают в раздел картотеки «Архив».
На объекты основных средство, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и тому подобное).
В ходе инвентаризации, проведенной в 2012 году, выяснилось, что на балансе ООО «Автоурал35» числится мини-станция для очистки топливных систем впрыска, которая долгое время не эксплуатируется по причине полного физического износа и невозможности восстановления.
Стоимость мини-станции, по которой она числится в учете по счету 01 «Основные средства», - 52 430 рублей, сумма начисленной амортизации – 36 180 рублей.
Руководством ООО «Автоурал35» было принято решение о ликвидации данного оборудования. Стоимость запасных частей и металлолома, полученного от ликвидации, - 3 180 рублей. Расходы по ликвидации (заработная плата с отчислениями на социальное страхование) составили 1 300 рублей.
В бухгалтерском учете ООО «Автоурал35» были сделаны следующие проводки (см. табл. 6).
Таблица 6 - Порядок отражения операции по ликвидации оборудования в результате инвентаризации
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма(руб.) |
Отражено списание первоначальной стоимости ликвидируемой мини-станции |
01-2 |
01 |
52 430 |
Отражена сумма начисленной амортизации по выбывшей мини-станции |
02 |
01-2 |
36 180 |
Отражена ликвидационная стоимость мини-станции на сумму остаточной стоимости |
91-2 |
01-2 |
16 250 |
Отражены затраты, связанные с ликвидацией мини-станции |
91-2 |
70, 69 |
1 300 |
Приняты к учету запасные частей и металлолом, полученные в результате разборки мини-станции |
10 |
91-1 |
3 180 |
Отражены убытки от ликвидации мини-станции |
99 |
91-9 |
14 370 |
Затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств ООО «Автоурал35» в себестоимость услуг не включаются, а относятся бухгалтерией на увеличение их первоначальной стоимости.
Затраты на текущий ремонт целиком включаются в издержки текущего отчетного периода. Создание резервов на ремонт основных средств учетной политикой предприятия не предусмотрено.
Рассмотрим конкретные примеры.
В январе 2013 года ООО «Автоурал35» произвела ремонт производственного помещения своими силами. Имели место следующие затраты:
- израсходовано материалов – 12 490 руб.
- начислена зарплата рабочим – 3 800 руб.
- социальные отчисления с зарплаты (30% с суммы зарплаты) – 1 140 руб.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки (см. табл. 7).
Таблица 7 - Порядок отражения ремонта, произведенного собственными силами
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма(руб.) |
Отнесены на производственные расходы израсходованные на ремонт материалы |
20 |
10 «Материалы» субсчет 10-8 «Строительные материалы» |
12 490 |
Списана на производственные расходы оплата труда рабочих |
20 |
70 |
3 800 |
Списаны на производственные расходы социальные отчисления |
20 |
69 |
1 140 |
В марте 2013 года ООО «Автоурал35» произвела ремонт установки для промывки и экспресс-замены жидкости в АКПП силами сторонней организации – ООО «ШекснаТранс». Стоимость услуг ремонтной организации составила 5 404 руб. (в том числе НДС - 824 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки (см. табл. 8).
Таблица 8 - Порядок отражения ремонта, произведенного силами подрядной организации
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма(руб.) |
Отражена стоимость ремонтных услуг |
20 |
60 |
4 800 |
Учтена сумма НДС |
19 |
60 |
824 |
Произведена оплата услуг ремонтной организации |
60 |
51 |
5 404 |
Отражен налоговый вычет по НДС |
68 |
19 |
824 |
В октябре 2012 года ООО «Автоурал35» произвела ремонт стенда для проверки/регулировки топливных насосов и инжекторов силами сторонней ремонтной организации ООО «Магистраль». Для ремонта были приобретены запчасти на сумму 2 360 руб. (в том числе НДС 360 руб.). Стоимость услуг ремонтной организации составила 5 900 руб. (в том числе НДС 900 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки (см. табл. 9).
Таблица 9 - Порядок отражения ремонта, произведенного силами подрядной организации
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма(руб.) |
Приобретенные запчасти оприходованы на склад |
10 «Материалы» субсчет 10-5 «Запасные части» |
60 |
2 000 |
Учтена сумма НДС, относящаяся к запчастям |
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» |
60 |
360 |
Произведена оплата поставщику запчастей |
60 |
51 |
2 360 |
Отражен налоговый вычет по НДС |
68 |
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» |
360 |
Запчасти переданы ремонтной организации |
10 «Материалы» субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» |
10 «Материалы» субсчет 10-5 «Запасные части» |
2 000 |
Стоимость материалов, израсходованных ремонтной организацией, отнесена на производственные расходы |
20 |
10 «Материалы» субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» |
2 000 |