Файл: Внеоборотные активы предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. 

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (земельные участки и объекты природопользования).  

Пунктами 21-25 ПБУ 6/01 установлены следующие правила начисления амортизационных отчислений:

  • начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета;
  • начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета;
  • в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев;
  • начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится;
  • суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

Пунктом 18 ПБУ 6/01 установлено четыре способа начисления амортизации: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования, а также способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. [28, стр.315]

Типовые проводки по учету движения основных средств приведены в приложении 2.


2.2. Методика анализа  и эффективности использования внеоборотных активов

           Анализ внеоборотных активов производится по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования ОПФ и долгосрочных инвестиций.

Выбор направлений анализа и реальных аналитических задач определяется потребностями управления, что составляет основу финансового и управленческого анализа, хотя четкой границы между этими видами анализа нет.

Данные о наличии, износе и движении ОПФ служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия [11, стр.449].

Анализ внеоборотных активов проводится на основе коэффициентов, которые анализируются в динамике за ряд лет.

Направления повышения эффективности использования основных производственных фондов могут быть разнообразными:

1. Повышение качества сырья, имея в виду увеличение содержания полезных веществ в сырье и его технологичность, возможности извлечения продукта.

2. Уменьшение потерь полезных веществ в отходах и отбросах.

3. Внедрение достижений современного научно-технического прогресса и в первую очередь безотходных, малоотходных, ресурсосберегающих технологий и техники для их осуществления.

4. Замена действующего устаревшего оборудования на новое, более производительное и экономичное.

5. Повышение уровня концентрации производства до оптимальных размеров.

6. Создание экономических стимулов повышения эффективности использования внеоборотных активов [20, стр.84].

3 Организация бухгалтерского учета

внеоборотных активов в ООО «Автоурал35»

3.1. Учет поступления и амортизации внеоборотных активов


Внеоборотные активы в ООО «Автоурал35» принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, включающей в себя сумму фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление.

Внеоборотные активы поступают в ООО «Автоурал35» из различных источников: в качестве вклада в уставный капитал, в результате постройки подрядным способом, а также в результате покупки. Основным источником поступления внеоборотных активов на предприятие является приобретение по договору купли-продажи.

В ООО «Автоурал35» при организации учета и обеспечения контроля за сохранностью внеоборотных активов каждому объекту внеоборотных активов (инвентарному объекту) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.

Поступление (приемка) внеоборотных активов в организацию ООО «Автоурал35» оформляется актом (накладной) приемки-передачи внеоборотных активов по форме № ОС-1 на каждый отдельный объект.

Согласно учетной политике ООО «Автоурал35» при принятии объекта к бухгалтерскому учету главным бухгалтером определяется срок полезного использования внеоборотных активов.

Затраты по приобретению внеоборотных активов сначала учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение отдельных объектов внеоборотных активов» (без налога на добавленную стоимость).

Если ООО «Автоурал35» приобретает за плату (например, по договору поставки или купли-продажи) сложное оборудование, требующее монтажа, бухгалтерия организации учитывает его по стоимости, которая представляет собой сумму всех затрат, связанных с этой покупкой. После того как оборудование сдано в монтаж, его стоимость, учтенная на счете 07 «Оборудование к установке», списывается в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем, после ввода оборудования в эксплуатацию, оно зачисляется в состав внеоборотных активов и учитывается на счете 01 «Основные средства».

Рассмотрим следующий пример.

ООО «Автоурал35» приобрело систему вентиляции, требующую монтажа, стоимостью 60 180 руб. (в том числе НДС – 9 180 руб.) Монтаж системы производила подрядная организации ООО «Мастер-Климат», расходы по монтажу составили 6 490 руб. (в том числе НДС – 990 руб.).

Таблица 1 - Порядок отражения операций по приобретению объекта основных средств, требующих монтажа с привлечением подрядной организации

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма(руб.)

Поступило оборудование, требующее монтажа

07

60

51 000

НДС по поступившему оборудованию

19

60

9 180

Списывается НДС на расчеты с бюджетом

68

19

9 180

Оборудование передано в монтаж

08

07

51 000

Стоимость работ по монтажу

08

60

5 500

Отражен НДС

19

60

990

Списывается НДС на расчеты с бюджетом

68

19

990

Смонтированное оборудование принято к учету

01

08

56 500


В результате на счете 01 «Основные средства» у ООО «Автоурал35» сформирована первоначальная стоимость оборудования в размере 56 500 рублей.

В случае, если монтаж приобретенного оборудования производится собственными силами, учет осуществляется следующим образом.

ООО «Автоурал35» приобрело шиномонтажный стенд, требующий монтажа, стоимостью 93 102 руб. (в том числе НДС – 14 202 руб.) Монтаж системы производили рабочие предприятия, расходы по оплате их труда составили 6 200 руб.

Таблица 2 - Порядок отражения операций по приобретению объекта основных средств, требующих монтажа без привлечения подрядной организации

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма(руб.)

Поступило оборудование, требующее монтажа

07

60

78 900

НДС по поступившему оборудованию

19

60

14 202

Списывается НДС на расчеты с бюджетом

68

19

14 202

Оборудование передано в монтаж

08

07

78 900

Начислена заработная плата рабочим за монтаж

08

60

6 200

Начислены социальные взносы по заработной плате

20

70

1 860

Затраты отражены в составе вложений

20

69

8 060

Начислен НДС (8 000 х 18%)

08

20

1 451

Смонтированное оборудование принято к учету

01

08

86 960

Уплачен НДС

68

51

1 451

НДС принят к вычету

68

19

1 451

В результате на счете 01 «Основные средства» у ООО «Автоурал35» сформирована первоначальная стоимость оборудования в размере 86 960 рублей. Объект основных средств, поступивший в организацию ООО «Автоурал35» в соответствии с договором аренды, учитывается арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

На внеоборотные активы, принятые в аренду, для осуществления забалансового учета указанных объектов в бухгалтерской службе организации ООО «Автоурал35» также открываются инвентарные карточки.


Арендованные внеоборотные активы ООО «Автоурал35» учитывает на забалансовом счете 001 «Арендованные внеоборотные активы». Это отражается следующими бухгалтерскими записями (табл. 3)

Таблица 3 – Отражение операций с арендованными основными средствами

Дт

Кт

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

001

Поступили арендованные внеоборотные активы

20, 23, 25, 26

76

Отражена задолженность по арендной плате арендодателю

8 456

19

76

Отражены сумма НДС по арендной плате за внеоборотные активы, принятые в аренду

1 522

76

51

Погашена задолженность по арендной плате перед арендодателем

8 456

Для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации (восстановление основных средств) в ООО «Автоурал35» применяется «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» по форме № ОС-3.

Согласно учетной политики предприятия стоимость объектов основных средств в ООО «Автоурал35» погашается посредством начисления амортизации, порядок начисления которой определяется в соответствии с разделом 3 ПБУ 6/01.

Амортизация по каждому объекту основных средств начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств был введен в эксплуатацию, и только в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 «Основные средства».

Начисление амортизации в учете в ООО «Автоурал35» отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету соответствующего счета затрат (расходов).

Рассмотрим следующий пример.

ООО «Автоурал35» для управленческих нужд приобрела в ноябре 2012 года копировальный аппарат за 36 000 руб. (в том числе  НДС – 6 000 руб.), который введен в эксплуатацию в том же месяце. Затраты по доставке копировального аппарата на предприятие составили 720 руб. (в том числе НДС - 120 руб.) Установлен срок полезного использования копировального аппарата для целей бухгалтерского учета - 3 года. Согласно учетной политики начисление амортизации для целей бухгалтерского учета производится линейным способом (методом).

Приобретенный копировальный аппарат был принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (ОС), так как он удовлетворяет всем условиям, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01.