Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Субъекты предпринимательского права – это физические (индивидуальные предприниматели) и юридические (коммерческие и некоммерческие организации) лица. Они важный элемент предпринимательского права, который необходимо рассмотреть через самые важные вопросы: как же они образуются, реорганизуются и ликвидируются?

Тема данной курсовой работы является актуальной в связи с тем, что современный рынок не может существовать без такой ниши как предпринимательская деятельность, которая направлена на увеличение прибыли, рост конкурентоспособности и вариаций предлагаемых товаров, услуг.

Целью является рассмотрение поэтапно жизненного цикла субъектов предпринимательского права, а именно их создания, реорганизации и ликвидации.

Предметом изучения являются общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права, а объектом – сами субъекты предпринимательского права.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • создание и государственную регистрацию субъектов предпринимательского права;
  • их реорганизацию;
  • и как конечный этап прекращение предпринимательской деятельности.

С целью подробного изложения данной темы были использованы законы РФ, нормативные акты и документы. Также научная литература различных авторов, публикующих свои статьи в книгах, журналах, учебных пособиях, отражающие суть данной проблемы на современном уровне.

ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

1.1 Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Определение начального этапа создания субъектов предпринимательского права дано в п. 2 ст.1 Закона о регистрации.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях [3].


Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей (ИП) осуществляют налоговые органы. В соответствии с п. 3 ст. 8 [3] государственная регистрация ИП осуществляется по месту его жительства. Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

В соответствии со ст. 22.1 Закона о регистрации [3] для государственной регистрации физического лица в качестве ИП в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации;
  • копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве ИП (в случае если данное лицо является гражданином РФ);
  • копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве ИП (в случае если данное физическое лицо является иностранным гражданином);
  • копия документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве ИП (в случае если данное физическое лицо является лицом без гражданства);
  • копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве ИП, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица (в случае если представленная копия документа не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
  • копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве ИП, временно или постоянно проживать в РФ (в случае если данное физическое лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
  • подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве ИП, в РФ (в случае если представленная копия документа не содержит сведений о таком адресе);
  • нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным (в случае если данное физическое лицо, регистрируемое в качестве ИП, является несовершеннолетним);
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве ИП (в случае если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления и т.п.).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в ЕГРИП.

Отказ в государственной регистрации допускается в следующих случаях:

  • непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов, за исключением случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  • подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации;
  • если в соответствии с п. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации [3] не допускается регистрация физического лица в качестве ИП. В соответствии с указанным положением не допускается государственная регистрация, если не утратила силу государственная регистрация физического лица в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве ИП, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и должно быть принято в срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о вручении такого решения. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

После прохождения процедуры государственной регистрации ИП должны быть зарегистрированы в качестве страхователей во внебюджетных фондах. Так, в соответствии c Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [4] регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах ПФР и является обязательной. Для работодателей - физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в ПФР, регистрация осуществляется в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы ПФР территориальным органом ФНС России сведений, содержащихся в ЕГРИП. В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" [6] регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, осуществляется по месту жительства указанных физических лиц в территориальных органах Фонда социального страхования РФ на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников.


Таким образом, исходя из анализа действующего законодательства, можно сделать вывод, что процедура государственной регистрации физических лиц в качестве ИП в настоящее время предельно упрощена.

1.2 Создание юридических лиц

Юридические лица образуются либо путем создания вновь, либо в результате реорганизации. Государство осуществляет контроль за созданием юридических лиц путем их государственной регистрации.

Наука гражданского права выделяет следующие способы их образования в зависимости от характера участия государственных органов в процессе создания юридических лиц.

  1. Уведомительный (явочный). Юридическое лицо считается созданным с момента представления его учредительных документов в соответствующий государственный или муниципальный орган.
  2. Нормативно-явочный (заявительный). Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации в уполномоченном на то государственном или муниципальном органе. При этом регистрирующий орган проверяет соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, при этом он не вправе отказать в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного.
  3. Разрешительный порядок. Необходимо получить предварительное разрешение на создание юридического лица от уполномоченных органов публичной власти.
  4. Распорядительный порядок. Юридическое лицо создается на основании распоряжения учредителя. При этом дальнейшей государственной регистрации не требуется.

В юридической литературе иногда выделяются также признаковый, нормативный, уставный и иные способы создания юридических лиц.

Возникает вопрос: какой порядок существует в настоящее время? С 1 июля 2002 г. учредители или уполномоченные ими лица представляют в регистрирующий орган необходимые для регистрации документы. Регистрирующий орган не проверяет соответствие учредительных документов действующему законодательству, а только проверяет наличие всех необходимых по закону документов. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения записи о его регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Действующий порядок создания вызывает неоднозначную трактовку в юридической литературе.


Есть точка зрения, в соответствии с которой в настоящее время действует уведомительный порядок создания юридических лиц. "Новая концепция, на которой основан закон, вводит уведомительный порядок регистрации, освобождая государственные органы от проверки по существу представляемых для регистрации документов" [9].

И.В. Елисеев отмечает, что "с одной стороны, государственная регистрация юридического лица, которая не сопровождается проверкой соответствия закону документов, во многом превращается в простую формальность, в своего рода уведомительную процедуру. С другой стороны, закон все же не отказывается в принципе от необходимости государственной регистрации юридических лиц. В результате создается такая система образования юридических лиц, которую нельзя однозначно отнести ни к нормативно-явочной, ни к явочной (уведомительной)" [10, c. 159].

Д.И. Дедов полагает, что "такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой не только отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государства, предоставляющего частным лицам право заниматься предпринимательством и право получения субъектом статуса предпринимателя (в силу принципа экономической свободы), но и практически полное устранение вмешательства государства в процесс регистрации" [11].

Можно предположить, что в настоящее время в России сохранился нормативно-явочный способ создания большинства юридических лиц, правоспособность юридические лица приобретают не с момента представления в регистрирующий орган необходимых документов, а с момента записи о регистрации в ЕГРЮЛ. В то же время отдельные виды юридических лиц создаются, как и ранее, в разрешительном порядке (например, кредитные организации и страховые компании).

1.3 Государственная регистрация юридических лиц

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется ФНС. При создании юридического лица государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Если исполнительный орган юридического лица меняет свое место нахождения, то регистрирующий орган по прежнему месту нахождения делает в реестре соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти дней с момента представления необходимых документов.