Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Прекращение гражданином деятельности в качестве ИП осуществляется на основании правопрекращающего административного акта государственной регистрации, реализовываемого посредством внесения в ЕГРИП сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП.

Статья 22.3 Закона о регистрации [3] называет шесть обстоятельств, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП.

1. Добровольное прекращение ИП данной деятельности. Ст. 22.3 Закона о государственной регистрации [3] определяет, что государственная регистрация в данном случае осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

  • подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • документа об уплате государственной пошлины;
  • документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае если такой документ не представлен заявителем, указанный документ предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ. На основании представленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись в ЕГРИП. Физическому лицу представляется документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП. Государственная регистрация физического лица в качестве ИП в данном случае утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП.

2. Смерть гражданина-предпринимателя. Смерть гражданина влечет прекращение его права осуществлять предпринимательскую деятельность. Государственная регистрация в данном случае осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица. Государственная регистрация смерти гражданина производится органом ЗАГС. В случае смерти ИП его государственная регистрация в таком качестве утрачивает силу с момента смерти.

3. Признание ИП несостоятельным (банкротом). Признание ИП решением арбитражного суда несостоятельным (банкротом) влечет следующие последствия:

  • утрачивает силу его государственная регистрация в качестве предпринимателя;
  • аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • лицо, признанное банкротом, не вправе в течение 1 года заново регистрироваться в качестве предпринимателя.

Государственная регистрация в данном случае осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным, поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанной копии решения суда заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. В случае признания ИП банкротом его государственная регистрация в таком качестве утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании его банкротом.

4. Принудительное прекращение деятельности физического лица в качестве предпринимателя по решению суда. В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации [3] регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве ИП в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией ИП. Такое лицо не вправе в течение одного года с момента вынесения такого решения судом заново зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Государственная регистрация в данном случае осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве ИП в принудительном порядке. В указанном случае государственная регистрация физического лица в качестве предпринимателя прекращается с момента вынесения судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве ИП.


5. Вступление в силу приговора суда, которым ИП назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью. Государственная регистрация лица в качестве ИП утрачивает силу с момента вступления в силу указанного приговора суда. Государственная регистрация в данном случае осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

6. Аннулирование документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ, или окончание срока указанного документа. Государственная регистрация в данном случае осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке. В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в РФ, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве ИП утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

2.2 Ликвидация юридического лица

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ;

3) юридическое лицо ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Не могут быть признаны несостоятельными казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Следует учитывать, что, если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке банкротства.


Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (в Вестнике государственной регистрации), публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.


После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была поставлена цель – рассмотрение общего порядка создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Цель была достигнута через изучение каждого этапа существования субъектов в отдельности.

Исходя из исследованных материалов, можно сделать вывод, что действующее законодательство в области предпринимательского права позволило:

  • существенно упростить процедуру государственной регистрации, сделав ее почти формальной;
  • обусловить понятия "государственная регистрация" и "Единый государственный реестр", условия и порядок получения сведений, содержащихся в едином государственном реестре;
  • установить исчерпывающий перечень документов, требующихся для создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права;
  • сформировать единую систему государственных регистрирующих органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. 21.07.2014)// Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.10.2016)// СЗ РФ. 1994. N 32.
  3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.10.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"// СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.
  4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"// СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
  5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.09.2016)// СЗ РФ. 2002. N 43.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.
  7. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (ред. от 22.12.2011)// СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585.
  8. Приказ Федеральной налоговой службы России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ (ред. от 28.08.2013) "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 28.
  9. Шаг вперед, а сколько назад?// ЭЖ-Юрист. 2001. N 33. С. 7.
  10. Гражданское право: Учеб./ Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: Проспект, 2004. Т. 1. С. 159.
  11. Предпринимательское право РФ/ Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003. С. 121.