Файл: Правовые основы орга низации нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Седьмой принцип — публичность нотариальной деятельности, осуществление ее от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ).

Совершение нотариальных действий от имени государства — Российской Федерации — обусловлено тем, что на нотариат возложены властные полномочия по исполнению одной из функций государства — защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Восьмой принцип — осуществление нотариальной деятельности в соответствии с определенной четко установленной процедурой.

Процедурность присуща деятельности нотариусов и иных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, и является одним из важнейших принципов нотариальной деятельности. Полномочия нотариусов и иных уполномоченных должностных лиц по нотариальным действиям реализуются в строго определенном порядке, что еще раз подчеркивает публичность, государственный характер нотариальной деятельности.

Порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами законодательства о нотариате и другими законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Нарушение порядка нотариального действия влечет его недействительность.

Девятым является принцип ответственности нотариуса при осуществлении нотариальной деятельности. Нотариус обязан нести неблагоприятные последствия в случае нарушения им требований законодательства.

Принцип ответственности нотариусов за соответствие осуществляемой ими нотариальной деятельности требованиям законодательства — стимул к надлежащему исполнению нотариусами своих обязанностей. Кроме того, этот принцип служит гарантией соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц, государства и общества при нотариальной деятельности[4]1.

Десятый принцип — некоммерческий характер нотариальной деятельности. В соответствии со ст. 1 Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Государственные нотариальные конторы финансируются полностью за счет государственного бюджета. Полученные нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, денежные средства поступают в государственный бюджет.

Нотариус, занимающийся частной практикой, за совершение нотариального действия взимает установленный законом тариф и плату за составление проектов документов, их изготовление и иную техническую работу, правовые консультации, размер которой определяется соглашением между нотариусом и обратившимися к нему физическими или юридическими лицами. Полученные денежные средства за вычетом налогов и иных обязательных платежей составляют доход нотариуса и остаются в его распоряжении.


Одиннадцатый принцип нотариальной деятельности — осуществление ее в соответствии не только с законодательными, но и с моральными и нравственными нормами, действующими в обществе.

В соответствии со ст. 14 Основ при первом назначении на должность нотариус приносит присягу, в которой клянется исполнять обязанности нотариуса в соответствии не только с законом, но и с совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку.

Принципы нотариальной деятельности дополняют друг друга и должны неукоснительно соблюдаться при нотариальных действиях нотариусами и должностными лицами, уполномоченными на совершение нотариальных действий.

1.2. Публично-правовые основы нотариальной деятельности

Важным при понимании современной системы нотариата как части юридической системы России является то обстоятельство, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Указанная черта пронизывает содержание законодательства о нотариате, определяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности. Публично-правовые черты нотариальной деятельности проявляются в целом ряде сущностных характеристик, поскольку профессия нотариуса относится к числу регламентированных. Подробно все публично-правовые черты нотариальной профессии будут раскрыты в последующих параграфах данной главы - выделим только ключевые.

Во-первых, в доступе к профессии, поскольку полномочиями нотариус наделяется только после прохождения достаточно сложной процедуры, связанной с проверкой профессиональной компетентности и личных качеств.

Во-вторых, в осуществлении нотариальной деятельности, поскольку осуществление профессии с точки зрения ее организации, правил ответственности и совершения нотариальных действий характеризуются строгим правовым регулированием. В частности, нотариус обязан быть членом соответствующей нотариальной палаты. Нотариус и лицо, временно его замещающее, не вправе одновременно исполнять свои обязанности: нотариальные действия в данной нотариальной конторе исполняет либо сам нотариус, либо лицо, имеющее право его временного замещения.

В-третьих, взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не договорную, а публично-правовую основу.


В-четвертых, нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Поэтому согласно ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате[5]1.

Публично-правовые основы нотариальной деятельности нашли подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда РФ, например в Постановлении от 19 мая 1998 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате". Из сравнительно недавних судебных актов Конституционного Суда РФ приведем Определение от 25 сентября 2014 г. N 2206-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Стерховой Марины Ивановны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями основ законодательства Российской Федерации о нотариате и частью второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

В п. 2.1 указанного Определения отмечено следующее: "Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от 23 декабря 1999 года N 18-П, деятельность занимающихся частной практикой нотариусов, которые на профессиональной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.


Права и обязанности нотариусов, а также их ответственность определены Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Публично-правовой статус нотариуса и характер выполняемых им функций подразумевают, что использование нотариусом своих прав и организация им осуществления нотариальной деятельности должны сообразовываться с возложенными на него обязанностями, в том числе обязанностью по сохранению нотариальной тайны (часть вторая статьи 5 и часть вторая статьи 16 Основ), а также обязанностями перед нотариальной палатой (уплата членских взносов, предоставление сведений - статьи 27 и 28 Основ)".

2. ОСОБЫЙ ХАРАКТЕР НОТАРИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

2.1. Особый характер нотариальных функций

Функции отражают основные направления деятельности системы нотариата, показывая содержательное значение нотариальной деятельности. Нотариальные функции носят в целом особый характер, отражая специфику нотариального производства и нотариальной деятельности в сфере гражданского оборота. Их особенности вытекают из публично-правового характера нотариальной деятельности и особенностей компетенции нотариуса, действующего в рамках бесспорной гражданской юрисдикции.

Функции нотариата можно подразделять на 1) социальные, характеризующие место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России, и 2) содержательные, отражающие характер нотариальной деятельности. Разграничение нотариальных функций позволяет отразить место нотариата в современном обществе как особого правового института (социальные функции нотариата) и показать специфику его деятельности в отношении участников нотариального производства (содержательные функции нотариата)[6]1.

Вопрос о нотариальных функциях приобрел особую остроту в связи с постепенным "размыванием" компетенции нотариата, когда присущие ему полномочия стали передаваться другим органам (см., например: п. 3 ст. 185.1 ГК). Возникает вполне резонный вопрос: а имеют ли в таком случае нотариальные функции специфику, выделяющую нотариат из ряда других органов гражданской и административной юрисдикции, насколько присущие нотариальным действиям особенности определяют необходимость их осуществления только в рамках нотариального производства? На наш взгляд, специфика нотариальных функций, осуществляемых в рамках нотариального производства, определяет невозможность передачи соответствующих полномочий другим органам и лицам. В самом деле, правомерно ли удостоверение доверенностей организациями связи и банками - коммерческими организациями, не обеспечивающими соблюдение самой удостоверительной процедуры? Та легкость, с которой в последнее время удостоверительные нотариальные функции стали возлагаться на другие органы, свидетельствует о недопонимании содержательной стороны нотариального производства, публично-правового и некоммерческого характера нотариальной деятельности. В конечном счете это может привести и уже приводит к нарушению прав граждан и организаций, возникновению правовой неопределенности и конфликтных ситуаций.


2.2. Социальные функции нотариата

Можно выделить следующие социальные функции нотариата в гражданском обороте: 1) предупредительно-профилактическая; 2) правореализационная; 3) правоохранительная; 4) фискальная.

Предупредительно-профилактическая функция нотариуса заключается в следующем. Исторически и функционально нотариальное производство связано с гражданским судопроизводством, имея с ним много общих черт и признаков. Так, и судья, и нотариус осуществляют публично-правовые функции, закон в равной мере обеспечивает независимость и беспристрастность судьи и нотариуса при решении конкретного юридического дела. Вместе с тем основное различие между данными правовыми институтами в рамках гражданской юрисдикции производится (помимо вытекающего из принципа разделения властей и связанного с ним места судебной власти в системе государственных органов) по критерию спорности либо бесспорности права. При наличии спора гражданская юрисдикция осуществляется судом, при ее отсутствии - нотариусом. Например, на данном критерии основаны такие нотариальные действия, как удостоверение сделок и соглашений о разделе имущества между супругами, наследниками, брачных контрактов, удостоверение фактов, удостоверение соглашений об уплате алиментов, решение вопросов о продлении сроков для принятия наследства или включении в число наследников по закону лица, не имеющего возможности представить доказательства о родственных отношениях, и т.д.

В настоящее время подведомственность судов четко определена в законе, в то время как публично-правовая компетенция нотариуса недостаточно отражена по наиболее важным видам юридических действий, требующих независимой, профессиональной и ответственной юридической оценки[7]1.

Развитие нотариата способно стать важным элементом судебной реформы, поскольку решение одной из главных задач судебной деятельности - обеспечения рассмотрения всех дел, отнесенных к их подведомственности, - невозможно без разгрузки судов. Поэтому важно более полное использование позитивного потенциала института нотариата в сфере гражданского оборота.

Развитая система нотариата способствует и помогает судебной реформе по крайней мере в трех основных направлениях: 1) предупреждение споров уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, профилактически снижающее количество гражданско-правовых споров; 2) значительное облегчение рассмотрения гражданско-правовых споров и процесса доказывания в суде, связанное с тем, что нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, позволяют суду яснее выявить истинную волю сторон и менее опровержимы, чем документы в простой письменной форме; 3) принятие на себя гражданско-правовых дел бесспорного характера, уменьшающее абсолютное количество дел в судах.