Файл: Органы государственного управления (История органов государственной власти в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире существует большое количество разнообразных государств форма правления, государственное устройство и политический режим которых разительным образом отличаются друг от друга. Но в любом случае управление государством осуществляется специально созданным государственным аппаратом, состоящим из системы соответствующих органов. Анализ этих органов позволяет сформировать полное и непротиворечивое представление о сущности соответствующего государства и его функциях (основных направлениях деятельности). В настоящее время целесообразно говорить не просто о статусе, а о конституционно-правовом статусе органов государственной власти, поскольку их функционирование основывается на тексте Основного закона, а права и интересы человека и гражданина становятся для деятельности этих органов высшей ценностью. В 1993 году, после принятия Конституции Российской Федерации, система органов власти нашего государства претерпела кардинальные изменения, впоследствии их конституционно-правовой статус в большей или меньшей степени также неоднократно корректировался, был проведен ряд административных реформ.

Одной из наиболее важных проблем в настоящее время является проблема разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъекта Федерации. Четкость и правильная регламентация разграничения этих полномочий имеет значение для эффективности функционирования государственного аппарата, от этого также самым непосредственным образом зависит качество обеспечения и защиты прав человека и гражданина. Особую важность представляет урегулирование такого разграничения полномочий посредством соглашений, заключаемых органами государственной власти. Большая степень актуальности рассматриваемой темы, таким образом, сомнений не вызывает.

Данная тема является актуальной, так как Российская Федерация является правовым государством, где власть осуществляется через органы государственной власти, а конституционно – правовой статус органа государственной власти раскрывает основные особенности и направленность деятельности вышеназванных органов.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования государственного аппарата Российской Федерации.

Предметом исследования является конституционно-правовой статус органов государственной власти в Российской Федерации.


Цель работы – рассмотрение органов государственного управления.

Задачи работы:

1.Рассмотреть кратко историю государственной власти России.

2.Раскрыть виды органов государственной власти.

3.Дать характеристику государственного аппарата РФ.

4.Проанализировать правовой статус Президента.

5.Проанализировать правовой статус Федерального собрания РФ.

6.Проанализировать статус Правительства РФ.

Для достижения поставленной цели исследования и изучения конституционно-правового статуса анализировались научные труды ученыхюристов, как теоретиков, так и специалистов в сфере Конституционного права. Были исследованы работы таких ученых, как Баглай М.В., Безруков А.В., Боброва Н.А., Будаев А.М., Гавриков В.П., Лазарев В.В., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Морозова Л.А., Радьков Т.Н., Сагандыков М.С., Салимзянов Р.Р., Соколова Н.С. и другие.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1 История органов государственной власти в России

В ходе исторического развития система органов государственного управления нашего государства неоднократно менялась кардинальным образом. Не стало исключением в этом отношении и последнее столетие нашей истории. В двадцатый век Россия вступила абсолютной монархией. «В ней отсутствовали представительные учреждения, а единственным носителем суверенитета государства является монарх», однако уже в первые годы двадцатого века прослеживается реформация государственного устройства.[15]

6 августа 1905 года был разработан манифест, который установил создание в России законосовещательного органа на выборной основе – Государственной Думы. Участвовать в выборах могло не все население; запрещалось участвовать в выборах женщинам, военнослужащим, учащимся и рабочим. Предполагался также высокий имущественный ценз для избирателей.

Государственная Дума в этот период была лишена права законодательной инициативы, министры не были ответственны перед Думой, она являлась представительным органом при монархе. Данный способ организации этого органа не нашел поддержки в широких слоях населения, начались забастовки, поэтому власть 17 октября 1905 года принимает манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Он содержал обещания «даровать народу незыблемые основы гражданских свобод: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов; привлечь к выборам в Государственную думу все слои населения; признать


Думу законодательным органом, без одобрения которого ни один закон не мог вступить в силу».

Государственный Совет являлся высшей палатой парламента, состоял из выборных представителей от университетов, православного духовенства, губернских земских собраний и дворянских обществ, а остальную часть состава назначал Царь. Члены Государственного Совета выбирались сроком на 9 лет, председатель Государственного Совета представлял законопроекты на утверждение Царю.

Выборы в Первую Государственную Думу происходили в 1906 году, в ее состав вошло 478 депутатов, однако существующая власть не поддерживала Думу в принципиальных вопросах отчуждения земли и 9 июля 1906 года Первая Государственная Дума была распущена.

Выборы во Вторую Государственную Думу происходили в 1907 году, в ее состав вошло 518 депутатов. Деятельность в Думе носила антиправительственный характер и 3 июня 1907 года она также была распущена.

Третья Государственная Дума просуществовала весь пятилетний срок (1907 – 1912 гг.) и занималась своим главным предназначением – законотворчеством. Законопроекты, обсуждаемые в Думе, охватывали все сферы жизни. За пять лет было рассмотрено 2432 законопроекта.

В 1917 году в России происходит организация новой власти, которая все больше напоминает республиканскую форму правления, где «глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа».

В Декларации Временного правительства, обнародованной 3 марта 1917 года, «содержалась целая программа из восьми пунктов «прочного устройства исполнительной власти», включающая установление свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек;

  • отмену всех сословных, вероисповедальных и национальных ограничений;
  • немедленную подготовку к созыву на началах всеобщего, равного, прямого тайного голосования Учредительного собрания;
  • замену полиции народной милицией и выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления;
  • выборы в органы местного самоуправления».

Синод упраздняется и вместо него создается Министерство по делам вероисповеданий. Также были созданы Министерство труда, продовольствия, государственного призрения. Были разработаны комиссии, которые должны были установить демократическое устройство в России. Они осуществляли свою деятельность в соответствии с правительственными программами.

В октябре 1917 года к власти приходят большевики и формируют новое временное правительство, которое теперь называется Съезд Народных Комиссаров.


В 1918 году была принята первая советская Конституция – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» .

Всероссийский съезд Советов теперь является высшей властью. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов осуществляет высшую власть в период между съездами, он же избирает Совет Народных Комиссаров – Правительство страны.

Всероссийский съезд Советов созывался на сессии не менее чем 2 раза в год Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов, который несет ответственность перед высшим органом государственной власти.

Высшим законодательным и контролирующим органом в России того времени является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов. Он осуществляет направление деятельности всех структур власти.

В соответствии с Конституцией 1918 года Совет Народных Комиссаров управляет делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Совет Народных Комиссаров несет ответственность перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

После окончания гражданской войны появляются предпосылки создания единого государства – СССР. В 1924 году была принята его Конституция.

В соответствии с данным нормативно – правовым актом верховным органом власти является съезд Советов, который созывается ежегодно. Центральный Исполнительный Комитет Союза осуществляет свою власть между съездами.

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик обладает правом законодательной инициативы, а также регулирует деятельность, связанную с законодательством СССР.

Президиум Центрального Исполнительного Комитета следит за исполнением Конституции и иных нормативно – правовых актов на территории Союза Советских Социалистических Республик. Центральный Исполнительный Комитет состоит из двух палат, которые равны между собой – Совет Союзов и Совет Национальностей.

Совет Союзов состоит из 414 членов, которые избираются съездом Советов из числа союзных республик. Совет Национальностей состоит из членов союзных и автономных социалистических республик. Данные органы рассматривают нормативно – правовые акты, которые поступают к ним от органов власти.

В 1936 году была принята новая Конституция Союза Советских Социалистических Республик. В соответствии с ней высшим органом власти становится Верховный Совет СССР, исключительным правом которого стало осуществление законодательной власти. Он избирался на срок 4 года. Данный орган состоял из двух палат – Совет Союза и Совет Национальностей.


В союзных республиках высшую власть осуществляет Верховный Совет республики, который также избирается сроком на 4 года.

Согласно Конституции 1936 года Совет Министров СССР является высшим исполнительным и распорядительным органом. В своей деятельности он ответственен и подотчетен Верховному Совету СССР.

Согласно Конституции 1936 года появились Советы депутатов трудящихся, которые были избраны на местном уровне. Они осуществляют руководство деятельностью подчиненных им органов управления.

После окончания войны (1941 – 1945 гг.) в 1946 году было открыто первое заседание Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, на котором было решено, что народные комиссары станут называться министерствами, а, следовательно, Совет Народных Комиссаров – Светом Министров, которым руководил председатель.

Во второй половине 40 – 60-х годах двадцатого века шло изменение государственного управления, которое должно было быть перестроено на спокойный мотив. Все чрезвычайные органы, существовавшие в военное время, становятся упраздненными.

В 1957 году была создана Экономическая комиссия Совета национальностей Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. «В целях дальнейшего улучшения народнохозяйственного планирования и всестороннего учета запросов союзных республик, обеспечения более правильного разрешения вопросов хозяйственного и социально – культурного строительства республик в соответствии с их экономическими, национальными и другими особенностями».

В 50 – х годах двадцатого века количество центральных ведомств сокращалось, а вместе с ними и их привилегии. Страна была поделена на районы, в которых были созданы Советы народного хозяйства, «для управления промышленностью и строительством».

В 1977 году была принята новая Конституция Союза Советских Социалистических Республик. Высшим органом власти является Верховный Совет СССР. «Принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;

принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей;

утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их исполнении;

образование подотчетных ему органов Союза СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР».[14]

Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат – Совет Союзов и Совет Национальностей, которые включают в себя одинаковое количество депутатов.