Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Порядок формирования учетной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время ни одна организация не может обходиться без учетной политики. Это связано не только с требованиями законодательства, но также и с тем, что есть множество не отрегулированных нормативными актами проблем. Это существующие противоречия и пробелы в нормативном регулировании бухгалтерского учета, требующие непременного отражения собственной обоснованной позиции в учетной политике. Кроме того, действующие нормативно – правовые акты в ряде случаев предоставляют выбор юридическим лицам способа организации учета из нескольких возможных вариантов, который необходимо закрепить в учетной политике организации.

В то же время у малых предприятий сложилась практика формального подхода к формированию этого, безусловно, важного внутреннего документа организации.

Актуальность работы состоит в том, чтобы осветить важность формирования учетной политики для всех организаций, независимо от их размеров. Ведь роль учетной политики в организации учетного процесса любого предприятия очень велика.

Цель работы – изучение учетного процесса малого предприятия, выявление узких мест и предложение мероприятий по его улучшению. А также сравнение таких форм собственности как общество с ограниченной ответственностью и индивидуальное предпринимательство для выявления наиболее выгодной формы предпринимательской деятельности.

Объект исследования - малое предприятие ООО «Камилла», занимающееся оптовой торговлей. Предмет изучения – законодательные и нормативно – правовые документы, регламентирующие учет в малом бизнесе, хозяйственные операции, первичные документы, бухгалтерские и налоговые регистры и другие формы бухгалтерского учета и отчетности организации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие учетной политики

Очень важным вопросом организации и ведения бухгалтерского учета является учетная политика. Наличие у организации учетной политики – это и право и обязанность. Учетная политика является одним из основных внутренних документов, устанавливающих правила и способы ведения в организации бухгалтерского и налогового учета, принципами которой считаются: полнота, своевременность, последовательность, сопоставимость, осмотрительность и так далее. По общему правилу в учетной политике отражаются те вопросы, в отношении которых в законодательстве содержится несколько возможных вариантов решения. Организация самостоятельно выбирает один способ из нескольких, допускаемых нормативными документами по бухгалтерскому и налоговому учету.


Необходимо при выборе метода отражения тех или иных фактов хозяйственной деятельности руководствоваться требованиями законодательства. Так как, если некоторые положения учетной политики не будут соответствовать требованиям законодательства, то они будут являться недействительными. Это можно увидеть на следующем примере:

У ООО «Банкет» в учетной политике отражено, что учет движения денежных средств в организации оформляется в ведомостях, специально разработанных для этих целей. Это противоречит законодательству, согласно требованиям которого, организация должна вести такой учет в кассовой книге, в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденном Решением Совета Директоров Центробанка России от 22.09.1993 года № 40.

Конкретные требования по формированию и раскрытию учетной политики организации установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/2016, утвержденном Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10 2016 года № 106н. Действует с 1 января 2017 года и сменило ПБУ 1/1998, утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 года № 60н.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом руководителя. При этом предполагается следующее:

  • Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников и других организаций;
  • Организация будет продолжать свою деятельность в будущем;
  • Принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;
  • Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место.

Пункт 4 статьи Федерального закона от 21.11.1996 года № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункты 10, 11 ПБУ 1/2016 устанавливают, что изменение учетной политики должно быть обоснованным и может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации, либо разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, либо существенного изменения условий ее деятельности.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения.

Вновь созданная организация оформляет учетную политику в соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/2016 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.


1.2. Порядок формирования учетной политики

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

В соответствии с общепринятой классификацией учетная политика подразделяется на организационно – технический и методический разделы.

Организационный раздел учетной политики включает:

  • рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета для ведения бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документы для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Методический раздел включает:

  • способы оценки активов и обязательств;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (8).

Требования ПБУ 1/2016 не распространяются на налоговый учет. В то же время, налоговый учет также требует конкретизации способов ведения, поэтому делается либо две учетные политики – для бухгалтерского учета и для целей налогообложения, либо в единой учетной политике учитываются цели и бухгалтерского и налогового учета. Последнее является более рациональным для малого предприятия.

Рабочий план счетов

В настоящее время все организации должны руководствоваться при ведении бухгалтерского учета Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации (План счетов) и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 года № 94н. Организация разрабатывает рабочий план счетов на основе Плана счетов и на основе специфики своей деятельности, которая должна быть в нем отражена, и он должен быть удобен для анализа деятельности. Целесообразно включать в рабочий план счетов те счета учета, которые в перспективе могут быть использованы. Наличие таких счетов ни к чему не обязывает, но в случае появления в них надобности не придется вносить изменения в действующую учетную политику.

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Организация, в силу специфики своей деятельности может включить дополнительные реквизиты в формы первичных документов, либо разработать самостоятельно, если такой формы нет в альбоме унифицированных форм. Однако, такие документы должны содержать все обязательные реквизиты, указанные в статье 9 Закона о бухгалтерском учете и пункте 13 Положения по ведению учета и отчетности. Наличие измененных и самостоятельно разработанных организацией первичных документов должно найти отражение в учетной политике организации.


В пункте 6 Типовых рекомендаций малым предприятиям рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:

  • единой журнально – ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденный Письмом МФ СССР от 08.03.1960 года № 63;
  • журнально – ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденный Письмом МФ СССР от 06.06.1960 года № 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета.

Малое предприятие может самостоятельно выбрать формы бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Такой выбор должен найти отражение в учетной политике.

Пример.

Выписка из Приказа об учетной политике ООО «Банкет» на 2017 год.

Организационно – технический раздел.

Выбор формы бухгалтерского учета и технологии обработки информации: применять упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

Согласно статье 12 Закона о бухгалтерском учете порядок и сроки проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Поэтому, в приказе об учетной политике должны быть оговорены именно эти случаи. Руководитель, учитывая специфику деятельности своего предприятия и особенности производственного процесса, определяет, с какой частотой и в какие сроки целесообразно производить инвентаризацию, а также порядок проведения.

Пример.

Выписка из Приказа об учетной политике ООО «Банкет» на 2017 год.

Организационно – технический раздел.

Проводить плановую инвентаризацию имущества и обязательств ежеквартально, не позднее 5-го числа первого месяца квартала, внеплановую при смене материально – ответственных лиц, хищениях и по требованию руководителя организации.

Правила документооборота и технология обработки информации

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, должны быть проверены по форме и по содержанию: полнота, правильность оформления документов, заполнение реквизитов, законность операций.

Движение первичных документов от создания или получения от других организаций, принятые к учету и обработке, может быть оформлено в виде графика, который утверждается приказом руководителя. Главный бухгалтер контролирует выполнение установленного графика. График может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов. Работникам, которые создают или представляют документы, вручается выписка из графика. График удобно оформлять как приложение к учетной политике. В том случае, если объем документации у организации невелик, можно не оформлять отдельное приложение к учетной политике.


Способы оценки активов и обязательств

К таким способам относятся: способы амортизации основных средств, нематериальных активов, оценки материально производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли и другие способы.

Пример.

Выписка из Приказа об учетной политике ООО «Банкет» на 2017 год.

Методический раздел.

Основные средства стоимостью до 20000 рублей и сроком использования более 12 месяцев относить к материально – производственным запасам.

Амортизацию по основным средствам начислять линейным способом.

Покупные товары отражать по методу средней стоимости.

Налоговый учет

Для того, чтобы правильно исчислить налогооблагаемую базу по налогу, организация должна вести учет, позволяющий формировать полную и достоверную информацию о хозяйственных операциях, учитываемых для целей налогообложения. А также обеспечивать информацией пользователей для контроля над правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Для этого необходимо вести параллельно с бухгалтерским и налоговый учет, поскольку, не учитывая требования по ведению налогового учета, организация – налогоплательщик может завысить или занизить сумму налога.

Организация может формировать отдельные регистры для ведения налогового учета, либо дополнить бухгалтерские регистры дополнительными реквизитами. Так как ведение отдельного налогового учета является достаточно трудоемкой задачей, руководство малого предприятия должно идти по пути упрощения ведения налогового учета, выбрав второй вариант.

Требование по закреплению в принятой учетной политике для целей налогообложения предлагаемых законодательством методов, содержится во многих статьях Налогового кодекса Российской Федерации.

Пример.

Выписка из Приказа об учетной политике ООО «Банкет» на 2017 год.

Налоговый учет.

Налоговый учет организуется путем самостоятельного дополнения применяемых регистров бухгалтерского учета соответствующими реквизитами и показателями, формируя тем самым регистры налогового учета.

Доходы и расходы признаются по методу начисления.

1.3. Особенности учетной политики при упрощенной системе налогообложения