Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические основы исследования миграционных процессов
1.1 Сущность и характеристика понятия «миграция»
1.2 Методологические основы прогнозирования миграционных процессов
2 Исследование миграционных процессов и проблем в РФ
2.1 Анализ миграционной политики Пензенской области
2.2 Рекомендации по совершенствованию региональной миграционной политики
На уровне региона одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться регулярно, является регистрация по месту проживания участников программы. От наличия регистрации зависит решение таких важных вопросов, как приобретение гражданства, получение социальных выплат, услуг в сфере занятости населения, регистрация предпринимательской деятельности.
Ещё одна проблема касается, медицинских работников получивших свой диплом за рубежом. Чтобы работать по специальности медики должны легализовать (нострифицировать) диплом иностранного образца. Оказывает услуги в России по данному направлению только одно ведомство - Рособрнадзор (Москва). На практике, получение подтверждения о подлинности документов об образовании затягивается более чем на полгода.
Подводя итог анализу современного государственного регулирования миграции, полагаем, что Россия приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на основе современной нормативно-правовой базы, в том числе и Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Практика всестороннего государственного регулирования миграционных процессов, вопросы распределения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации находятся в процессе становления. В этой связи законодательное, институциональное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение государственного регулирования миграции нуждается в совершенствовании с учетом проблем, возникающих в процессе государственного регулирования миграционной системы.
2.2 Рекомендации по совершенствованию региональной миграционной политики
Проблемы миграции сложны. Факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно, управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Тем важнее роль государственной миграционной стратегии.
В потоке вынужденной миграции из стран СНГ примерно 80% составляют выходцы из Пензенской области или люди, имевшие здесь родственные корни. Абсолютное большинство - русские. Второе место по количественному составу в потоке вынужденной миграции занимают татары, что также характерно и для постоянного населения области. Количество мигрантов, расселившихся в городской местности, незначительно превышает количество расселившихся в сельской (соответственно 53% и 47%) [27].
Приток мигрантов играет положительную роль в возрождении Пензенской области. Они пополняют численный состав населения, более половины мигрантов в трудоспособном возрасте, 16% - пенсионеры. Большое количество вынужденных переселенцев расселяется в сельской местности - 47%, что помогает снизить дефицит кадров в селах, особенно медработников, учителей, квалифицированных механизаторов.
Для гармонизации миграционных процессов необходимы новые подходы к формированию миграционной политики как на национальном, так и на региональном уровне. Существенным направлением должно стать обеспечение баланса интересов всех сторон, затронутых миграционными процессами. Кроме того, вопросы миграции должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития региона, а также проблем демографии и здравоохранения.
В целях достижения желаемых результатов целесообразно предложить комплекс мер по стабилизации миграционного процесса в области. В первоочередном порядке эти меры включают:
- стимулирование активного участия мигрантов в процессе собственного хозяйственного обустройства, интеграции в социальную сферу, реального трудового вклада в экономическое развитие области;
- обеспечение мигрантов рабочими местами, осуществление переподготовки, создание условий для организации собственных дел, осуществление выпуска информационных материалов, позволяющих мигрантам ориентироваться в наличии вакантных рабочих мест на территории области по отраслям хозяйства, осуществление переподготовки и повышения квалификации мигрантов с помощью учебно-методического центра Департамента по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области, обучение основам предпринимательства, содействие самозанятости и предпринимательству, созданию крестьянских и фермерских хозяйств в местах компактного расселения мигрантов;
- льготное кредитование на обустройство со стороны государства. Это позволило бы желающим организовать собственное производство, крестьянские или фермерские хозяйства, построить жилье, хозяйственные постройки, закупить оборудование, технику для обработки земли, домашний скот;
- обеспечение мигрантов жилой площадью как для временного, так и постоянного проживания путем создания системы обеспечения жильем. Эта задача может быть осуществлена как за счет средств мигрантов, так и за счет средств федерального и областного бюджетов на строительство и приобретение готового жилья. Необходимо принять меры по созданию областного жилищного фонда для социально незащищенной категории вынужденных переселенцев, которые имеют право на внеочередное и первоочередное предоставление жилья в соответствии с действующим жилищным законодательством;
- улучшение положения детей вынужденных мигрантов как наиболее социально незащищенной категории граждан. Для этого необходимо обеспечить размещение детей, прибывших без семей, в домах ребенка, в детских домах, в школах-интернатах; создать единый банк данных оздоровительных лагерей, детских санаториев и профилакториев, школ-интернатов, общежитий образовательных учреждений профессионального образования, детских дошкольных учреждений на территории области, которые могут быть использованы для временного размещения эвакуированных детей; организовать работу по выявлению семей, способных временно принять детей, потерявших родителей в межнациональных конфликтах, и оказывать этим семьям необходимую поддержку; организовать поиск родителей, родных и близких детей, прибывших без родителей;
- прогнозирование величин и социально-демографических структур притока и оттока внешней миграции, в связи с чем необходимо изучить миграционные потоки, научно обосновать причины их возникновения и результат воздействия на социальную обстановку и миграционную ситуацию в области;
- выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием;
- постоянное регулирование процессов внутриобластной миграции на основе организованного привлечения населения к заселению малообжитых территорий и укреплению аграрного сектора экономики.
- выработку совместных действий органов государственной власти области, принимающих участие в регулировании миграционных процессов, для обеспечения обустройства, социальной и психологической адаптации мигрантов;
- создание организационных условий для приема и размещения вынужденных мигрантов на территории области, проведение семинаров, практических конференций по проблемам организации работы с мигрантами с участием заинтересованных;
- создание базы данных о параметрах, характеризующих миграционные процессы;
- усиление информационного обеспечения миграционной политики в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы. В средствах массовой информации необходимо больше освещать не только проблемы миграционной политики, но и пути их решения, в том числе на примере отдельных субъектов Российской Федерации. Возрастает роль СМИ в формировании толерантного отношения российского общества к иностранным трудовым мигрантам. В подготовке материалов для СМИ должны участвовать ведущие российские эксперты в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы, в них следует рассказывать о деятельности госструктур, бизнес-структур и НПО в решении проблем мигрантов. Целесообразно информировать российское население о вкладе, который вносят мигранты в развитие российской экономики, брать интервью у российских граждан, которые, используя труд мигрантов, смогли решить ряд своих проблем;
- создание систем адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, решение их социальных проблем. Большую роль в осуществлении адаптационных и интеграционных программ призваны сыграть структуры гражданского общества путем организации соответствующей работы, как с мигрантами, так и с местным населением (проведение совместных культурных мероприятий, образовательных и культурных семинаров, тренингов, работа с фокус-группами, и т.п.). Особенно важно формирование навыков межкультурного общения и противодействие ксенофобии в молодежной среде. Задача содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формирование взаимной толерантности между мигрантами и местным населением. Сегодня важным направлением деятельности общественных объединений, научно-экспертного сообщества, бизнес-структур является осуществление различных видов мониторинга и контроля интеграционных процессов: выявление нарушений прав мигрантов в правоприменительной практике, фиксация конкретных случаев нарушений их прав в трудовой сфере, выявление фактов этнической дискриминации на производстве и в бытовой сфере;
- создание инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства в целях разработки и реализации мер, направленных на обеспечение доступным жильем временно пребывающих в Россию трудовых мигрантов, а также обеспечение мигрантов и членов их семей социальными услугами, включая медицинское обслуживание и страхование, образование, пенсионное обеспечение.
На наш взгляд реализация указанных рекомендаций позволит создать единую и эффективно действующую систему иммиграционного контроля, сведение до минимума незаконной миграции, оказания более ощутимой помощи в обустройстве слабозащищенной категории вынужденных переселенцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной работы можно сделать следующие выводы. Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.
Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового регулирования миграции.
В XXI веке миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны и континенты, все социальные слои гражданского общества. Мировые миграционные потоки в условиях глобализации приобрели перманентный характер. Миграционный процесс стал характерной чертой глобализации, т.е. одним из его признаков, наряду с экономическим, политическим, информационным, экологическим и другими пространствами.
Признание того факта, что миграция является значимым и неизменным компонентом экономической, социальной и культурной жизни любого государства, и что упорядоченные и должным образом управляемые миграционные процессы будут выгодными как для мигрантов, так и государства в настоящее время, является очевидным.
Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, что национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вместе с соответствующей позицией и деятельностью органов власти в центре и на местах затрагивает глубинные основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений государственного строительства и государственной безопасности многонациональной России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей. Политический фактор по-прежнему остается основной причиной миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения.
В 2012 году Президент утвердил Концепцию миграционной политики на период до 2025 года. В данном документе используется комплексный подход к регулированию международной миграции во всех ее формах. В дополнение к трудовой миграции в документе упоминается незаконная миграция, вынужденное переселение, академическая мобильность, интеграция и недопустимость дискриминации, а также важные вопросы, касающиеся международного сотрудничества и сбора данных для формулирования мотивированно обоснованной миграционной политики и законодательства.
В Пензенской области власти также стремятся идти в ногу с федеральным центром и у нас принимаются целевые миграционные программы, которые довольно успешно реализуются. Приток мигрантов играет положительную роль в возрождении Пензенской области. Они пополняют численный состав населения, более половины мигрантов в трудоспособном возрасте, 16% - пенсионеры. Большое количество вынужденных переселенцев расселяется в сельской местности - 47%, что помогает снизить дефицит кадров в селах, особенно медработников, учителей, квалифицированных механизаторов.
Проведенный анализ показал, что в ходе реализации миграционной политики и региональных программ, обозначились ряд проблем: в регионе отсутствует единый государственный орган, ответственный за разработку и реализацию миграционной политики; отсутствие действенного регулятора привлечения иностранной рабочей силы; иностранные граждане, приезжающие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, зачастую попадают в ситуации абсолютной правовой незащищенности; не все работодатели исполняют Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, в связи с чем происходит нелегальное привлечение иностранных работников, особенно в сфере строительства и торговли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №34. - ст. 4029.
- Федеральный закон от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №34. - ст. 4029.
- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №30. - ст.3032.
- Федеральный закон от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 30. – ст. 3032.
- Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 26. - ст. 2820
- Указ Президента Российской Федерации от 9.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» //Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 42. - ст. 5009
- Указ Президента Российской Федерации от 13.07.2012 г. «Об утверждении Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» //Российская газета. – 2012. - №133
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» //Сборник законодательных актов Российской Федерации. - 2003. - № 1. - ст. 134.
- Постановление Правительства Пензенской области от 8.07.2009 № 545-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации на 2013-2018 годы» //Пензенские губернские ведомости. – 2014. - № 49. – С. 7
- Акимова С.А., Прудникова Т.А., Белянская Л.И., Зайцева Е.С. Правовое регулирование трудовой миграции. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 184 с
- Алешковский И.А. Тенденции международной миграции населения в современной России в условиях глобализации. //Век глобализации. - 2011. - № 1. - С. 159-181.
- Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический проект, 2014. – 592 с.
- Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. – М.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2013. – 296 с.
- Безбородова Т.М. Социологический подход к определению феномена миграции населения. //Философские науки. - 2011. - № 12. - С. 96-102.
- Белл М.Л. К вопросу о миграции в России // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 5. - С.174-178.
- Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения. – М.: КДУ, 2014. – 160 с.
- Волох В.А. Миграционная политика: изменения в законодательстве. //Власть. - 2012. - № 11. - С. 206-207.
- Волох В.А. Миграционная политика: теоретико-методологические и концептуальные подходы. //Вопросы политологии. - 2012. - № 1. - С. 48-59.
- Глущенко Г.И. Перспективы встраивания миграционной политики в стратегию экономического развития России. // Вопросы статистики. - 2011. - № 7. - С. 20-34.
- Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. –М.: Экономика, 2013. – 456 с.
- Гришаева С.А. Миграция населения в условиях глобализации. //Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 1. - С. 123-127.
- Демографический ежегодник России 2016. - М.: Росстат, 2016. - 557 с.
- Дмитриев А.В., Жуков В.И., Пядухов Г.А. Миграция. Конфликт, безопасность, сотрудничество. – М.: РГСУ, 2015. – 354 с.
- Дмитриева Ю.В. Инновационные технологии в управлении миграцией населения. //Народонаселение. - 2012. - № 2. - С. 117-124.
- Жукевич Г., Юдаева С. Вопросы формирования и реализации региональной миграционной политики. //Социальная политика и социальное партнерство. - 2014. - № 9. - С. 32-37.
- Ивахнюк И.В. Миграционная политика: вклад в модернизацию России. //Вестник Московского университета. - Серия 6: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 29-36.
- Информация о реализации долгосрочной целевой программы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, на 2014-2016 годы» в 2016 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://58zan.ru/home/programm/pereseleniesootech/31.aspx
- Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. - 2011.- № 3.- С. 7-11.
- Капура М.М. Проблема незаконной миграции и возможные пути её решения. // Право и безопасность – 2012.-№ 1-2. -С. 26-33.
- Карасин Г. Россия и соотечественники // Международная жизнь. - 2011. -№ 12. - С. 55-59.
- Козырева Л.Д. Частно-государственное партнерство в сфере миграционной политики. //Управленческое консультирование. - 2010. - № 1. - С. 136-144.
- Красинец Е.С. Проблемы трудовой миграции и миграционная политика России. //Народонаселение. - 2012. - № 2. - С. 28-35.
- Курицын И.И. Региональный аспект миграции населения в Российской Федерации на современном этапе // География в школе. - 2014. - № 6. - С. 16-25.
- Львов Л.С. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации. //Социология власти. - 2015. - № 4. - С. 142-148.
- Мальцева Е.С. Миграция населения как фактор повышения сбалансированности регионального рынка труда //Вестник Орловского государственного университета. - Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 1. - С. 208-209.
- Мартыненко С.В. Миграции населения регионов современной России. //Сегодня и завтра Российской экономики. - 2011. - № 49. - С. 170-174.
- Метелев С. Динамика миграционных процессов и стратегия пространственного развития // Человек и труд. - 2011. - № 9. - С. 74-78
- Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции //Под общей редакцией К.О. Ромодановского, Е.Ю. Егоровой, В.А. Лянного. - М.: ФМС России, 2012. - 320 с.
- Молодикова И.Н., Ноздрина Н.Н. Миграционные потоки в Россию и их влияние на территориальное распределение населения // Проблемы прогнозирования. - 2012. – № 6. - C. 121-133.
- Мукомель В.И. Новая миграционная политика России: достижения и проблемы. //Миграционное право. - 2012. - № 3. - С. 5-9.
- Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции // Социс. -2010. - №8 - С. 106-110.
- Отчет об осуществлении органами государственной власти Пензенской области переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2016 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://58zan.ru/home/info/otch.aspx
- Поставнин В.А., Власова Н.И., Матвеева И.Г. Сценарии развития миграционной политики в России. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 56 с.
- Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 1. - С.88-93.
- Романова Н.А. Детерминанты внутренней миграции населения в современной России // Молодой ученый. - 2011. -№3. - С. 190-196.
- Россия в цифрах. 2016. Краткий статистический сборник. /Под ред. А. Суринова. - М.: Росстат, 2016, - 576 с.
- Харченко Л.П. Демография. - М.: Омега-Л, 2015, - 384 с.
- Цапенко И. Управление миграцией. Опыт развитых стран. – М.: Академия, 2014. – 384 с.
- Юдина Т.Н. Миграция. Словарь основных понятий. - М.: Академический проект, 2016. - 472 с.
Приложение1
Схема получения данных о прибывших и выбывших при регистрации по месту жительства
Региональный уровень Федеральный уровень
Приложение 2
Общие итоги миграции населения Пензенской области за 2015-2016 гг.
чел.
Январь-декабрь 2016 |
Январь-декабрь 2015 |
|||||
число |
число |
мигра-ционный прирост, убыль(-) |
число |
число |
мигра-ционный прирост, убыль(-) |
|
Миграция |
30769 |
32798 |
-2029 |
25983 |
26324 |
-341 |
из нее: |
27900 |
32522 |
-4622 |
22785 |
26138 |
-3353 |
в том числе: внутрирегио-нальная |
18170 |
18170 |
- |
15428 |
15428 |
- |
межрегиональная |
9730 |
14352 |
-4622 |
7357 |
10710 |
-3353 |
международная |
2869 |
276 |
2593 |
3198 |
186 |
3012 |
в том числе: со странами СНГ |
2686 |
201 |
2485 |
2980 |
140 |
2840 |
с другими зарубежными странами |
183 |
75 |
108 |
218 |
46 |
172 |
Приложение 3
Статистика основных показателей служебной деятельности УФМС
по Пензенской области в 2015-2016 гг.
Показатели |
12 месяцев 2016 года |
12 месяцев 2015 года |
Поставлено на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства |
37898 |
31290 |
Оформлено разрешений на осуществление трудовой деятельности иностранным гражданам |
4822 |
3006 |
Оформлено разрешений на временное проживание |
1957 |
1796 |
Оформлено видов на жительство |
942 |
1005 |
Вынесено решений об адм. выдворении |
95 |
69 |
Принято и восстановлено в гражданстве РФ |
1308 |
1983 |
Оформлено приглашений на въезд |
2411 |
1647 |
Оформлено виз |
2631 |
1969 |
Зарегистрировано по месту пребывания российских граждан |
25012 |
26781 |
Оформлено паспортов граждан РФ |
67385 |
71524 |
Оформлено заграничных паспортов 63, 64 серии |
13915 |
11502 |
Оформлено заграничных паспортов с электронным носителем информации |
23756 |
18282 |