Файл: Управление миграционными процессами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В декабре 2014 года Правительством Пензенской области направлены предложения в республики Дагестан и Ингушетию о совместном сотрудничестве по трудоустройству незанятого населения республик в сельских районах области, в рамках Программы по обеспечению дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2015 году.

В 2015 году ДТЗТМ Пензенской области было заключено Соглашение с государственным учреждением службы занятости населения Ставропольского края «Межрегиональный ресурсный центр» по вопросам реализации комплекса мероприятий по подбору работников для предприятий Пензенской области из числа граждан, проживающих в Северо-Кавказском федеральном округе.

Проводилась работа по организации трудоустройства незанятого населения из регионов Северо – Кавказского федерального округа, во взаимодействии с региональными службами занятости населения (Дагестан, Ингушетия) и Пятигорским межрегиональным ресурсным центром. Сотрудники которого, в марте текущего года, приезжали в Пензенскую область.

Переселение семей из одного региона России в другой с целью поиска подходящей работы с предоставлением жилья и достойной заработной платой - с одной стороны, и замещением вакантных рабочих мест - с другой стороны, является одной из форм трудовой мобильности, нашедшей отражение в законодательных актах Правительства Российской Федерации и позволяющей комплектовать предприятия всех форм собственности в сельской местности необходимой рабочей силой.

Государственная антикризисная программа снижения напряженности на рынке труда позволила многим предприятиям не только избежать массового увольнения сотрудников и сохранить кадровый потенциал, а также заполнить часть вакансий, привлекая рабочую силу из других регионов России.

Для подбора кадров в организации области из других регионов России ДТЗТМ Пензенской области проводил ряд мероприятий: участвовал в ярмарках вакантных должностей и свободных рабочих мест, проводимых Правительством Российской Федерации, организовывал видеоконференции и видеосвязь с другими регионами, используя программное обеспечение Skype.

18.05.2015 года в здании Департамента по труду и занятости населения Пензенской области состоялась видеоконференция между соискателями вакантных специальностей из Ингушетии, Пятигорским межрегиональным ресурсным центром и работодателями Пензенской области.

По результатам проведённой видеоконференции и в рамках антикризисной программы из Ингушетии в Пензенскую область прибыли 6 человек. Они работали в строительной организации ООО «Фабия» и выехали на родину по окончании срока договора. В настоящее время в ООО «Фабия» работают 5 человек из Дагестана.


Дважды была проведена видеоконфернция работодателей Пензенской области и соискателей работы Карачаево-Черкесской республики.

В целях реализации поручения Правительства Российской Федерации о снижении напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации Северо – Кавказского федерального округа, в 2015 г. состоялась ярмарка вакансий рабочих мест с незанятым населением Республики Дагестан, в режиме видеоконференции с использованием программного обеспечения Skype.

От Пензенской области были заявлены 11 работодателей, в том числе: ООО «Фабия», ООО «Лукострой», ООО «Водстрой», ООО Агрофирма «Богословская», МУП «Пассажирские перевозки», представители Пачелмской и Бековской администраций, предложившие 383 вакансии.

На связь с работодателями Пензенской области вышли безработные 9 районов Дагестана: Акушинского, Бабаюртовского, Дербентского, Кизлярского, Левашинского, Карабудахкентского, Табасаранского, Хасавюртовского районов и ГУ Центр занятости населения г. Махачкалы.

К работодателям Пензенской области обратились 40 безработных: строители (штукатуры, маляры, каменщики, экскаваторщик, бульдозерист), водители, а также граждане имеющие навыки и желание организовать собственное дело в сфере сельскохозяйственного производства.

Соискатели работы получили исчерпывающую информацию и приглашение приехать трудиться в Пензенскую область.

По результатам проведённой ярмарки вакансий рабочих мест в Пензенскую область поступили 17 резюме от соискателей Дагестана, 4 человека приехали и приступили к работе в ООО «Водстрой» в г. Каменке Пензенской области.

Всего в 2012 году в Пензенскую область из Северо-Кавказкого федерального округа прибыли 60 человек, в том числе в рамках антикризисной программы 21 (15 из Дагестана, 6 из Ингушетии) [42].

Следует отметить, что работа по привлечению граждан из других регионов РФ для трудоустройства в нашей области, строится с учетом соблюдения интересов населения, проживающего в Пензенской области, и не ущемляет их права и возможности по отношению к получению работы, приобретению жилья, социальному обеспечению.

Перераспределение рабочей силы Пензенской области позволяет Департаменту по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области более эффективно использовать трудовые ресурсы и оказывать положительное влияние на трудовую миграцию.

Второе направление миграционной политики связано с переселением соотечественников. А программа по оказанию содействия добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, является в настоящий одним из ведущих программным документом в области миграционной политики на территории области.


Для обеспечения сбалансированного подхода к отбору территорий для будущего проживания и сферы приложения труда Межведомственной комиссией при Правительстве Пензенской области по оказанию содействия добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, был проведен комплексный анализ и отбор территорий вселения, с учетом перспектив их дальнейшего развития.

При выборе территорий вселения учитывались следующие основные факторы:

  • финансово – экономический потенциал;
  • демографический потенциал;
  • обеспеченность социальной инфраструктурой;
  • наличие жилья, перспективы приобретения или его строительства;
  • перспективы реализации инвестиционных проектов и программ [9].

С 2013 года в Пензенской области начала реализовываться долгосрочная целевая программа «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, на 2013-2018 годы», утверждённая постановлением Правительства Пензенской области от 08.07.2013 № 545-пП.

В рамках Программы сформированы 9 проектов переселения: Башмаковский, Камешкирский, Колышлейский, Кузнецкий, Мокшанский, Наровчатский, Никольский, Пачелмский и Сосновоборский районы.

Рамками федеральной целевой программы были определены три категории территорий вселения:

«А» - стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения;

«Б» - территории реализации крупных инвестиционных проектов, требующих массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда;

«В» - территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток.

Пензенский регион является территорией вселения категории «В», а это значит, что переселенцам компенсируется госпошлина за получение разрешения на временное проживание, получение гражданства, проезд и перевоз багажа. То есть при наличии соответствующих документов возвращают суммы госпошлин, а также стоимость билетов на дорогу до места и доставку груза контейнером. При этом, если переезжает семья, состоящая не более чем из трех человек, компенсируют контейнер, рассчитанный на груз до пяти тонн. Если в семье больше трех человек, компенсируются два таких контейнера.

По состоянию на 31 марта 2015 года, Департаментом ТЗТМ Пензенской области получено 1145 анкет соотечественников (вместе с членами семей –2103 человека).


За 3 месяца 2015 года приняли участие в Программе 105 человек, в том числе: 74 человека – участники Программы, 31 человек - члены их семей, из них 15 человек – несовершеннолетние [27].

С 01.01.2015 по 31.03.2015 года приняты положительные решения по 101 анкете потенциальных участников программы.

Мужчины составляют 66 % от числа участников Программы, прибывших за 3 месяца 2015 года. Около 70% участников – это граждане в возрасте от 18 до 40 лет, при этом только 13 % участников - граждане пенсионного и предпенсионного возраста. Высок и образовательный уровень прибывших переселенцев: 17 % имеют высшее и 37 % - среднее профессиональное образование.

По состоянию на 31 марта 2015 года заняты трудовой деятельностью 51 человек (50 %) от числа соотечественников в трудоспособном возрасте.

Всем участникам программы осуществляется предварительный подбор рабочего места на территории вселения, учитывается также и возможность трудоустройства членов семьи [27].

При отсутствии вакансии для трудоустройства, в случае если соотечественник не смог прибыть в период бронирования вакансии, ему подбирается новое рабочее место.

Предоставление соотечественникам и членам их семей услуг в сфере занятости населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения. Участники программы и члены семей обращаются в органы службы занятости, где им оказываются необходимые услуги.

Наибольший интерес Пензенская область представляет для жителей Узбекистана (28 % соотечественников), Таджикистана (22 %), Армении (17 %), Молдавии (11 %), Азербайджана (8 %). Приезжают соотечественники и из других стран: Туркменистана, Киргизии, Казахстана, Украины, Белоруссии, Израиля.

Часть переселенцев имеют родственные связи в области, других, возможно, привлекает расположение региона, хорошая транспортная доступность и отсутствие межнациональных конфликтов.

Департаментом ТЗТМ Пензенской области проводится информационно-разъяснительная работа с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими переселиться в Пензенскую область. Осуществляется приём соотечественников, прибывших в Пензенскую область для предварительной консультации по вопросам переселения, предоставляются необходимые информационные материалы, даются ответы на поступающие запросы (в письменном и электронном виде).

Создан и ежемесячно обновляется «Банк жилья и вакансий для соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться в Пензенскую область». Данные направляются в ФМС России. На 20.03.2015 года, территориями вселения заявлено 124 вакансии, из них 44 вакансии (35%) на медицинских работников.


Так как в настоящее время 9 территорий вселения Пензенской области исчерпали возможности по предоставлению жилья соотечественникам, участвующим в государственной программе переселения соотечественников Департаментом ТЗТМ Пензенской области подготовлен и согласован с федеральными ведомствами проект региональной программы переселения на 2013-2015 года, предусматривающий расширение территорий вселения до 27.

Необходимо отметить, что в ходе реализации миграционной политики и региональных программ, обозначились ряд проблем, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, это отсутствие действенного регулятора привлечения иностранной рабочей силы. Заложенный в российском законодательстве механизм квотирования должен был выполнять роль регулятора объемов привлечения иностранной рабочей силы в соответствии с реальной потребностью в ней субъектов РФ. Однако определение квот в условиях современного российского рынка труда, - неизученного (в поле зрения государственной службы занятости находится порядка 20–30% всего рынка труда), быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени, - проблематично и пока не имеет адекватной методической базы. А введенный механизм корректировки квоты, по мнению множества экспертов, может носить коррупционную составляющую. Поскольку при корректировке квоты ее, как правило, получают не те организации, которые участвовали в заявочной кампании, а никому не известные фирмы.

Во-вторых, иностранные граждане, приезжающие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, зачастую попадают в ситуации абсолютной правовой незащищенности. Особенно это относится к выходцам из государств – участников СНГ, с которыми у России установлен безвизовый режим въезда. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что подавляющее большинство прибывающих в страну мигрантов не имеет необходимых знаний для работы и проживания в России. С другой стороны, действующее миграционное законодательство содержит значительные пробелы в части регламентирования многих аспектов пребывания мигрантов в Российской Федерации.

И наконец, в стране и регионе отсутствует единый государственный орган, ответственный за разработку и реализацию миграционной политики. В этом процессе участвуют несколько ведомств (ФМС России, Министерство труда и социальной защиты России, Минздрав России, МИД России, Минэкономики России, Минрегион России, ФСБ России), что приводит, с одной стороны, к размыванию ответственности за шаги, предпринимаемые в миграционной сфере, с другой – к принятию противоречащих друг другу ведомственных решений. Несогласованность интересов федерального центра и субъектов Федерации, государства и бизнеса, национальной рабочей силы и иностранных работников также дестабилизирует миграционные процессы.