Файл: Субъекты и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью (Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установить, что уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, обязан:

а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ; б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по поводу выявленных нарушений закона;

в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов ОРД в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.

Полномочия прокуроров по надзору за исполнением ФЗ «Об ОРД» составляют круг их предмета ведения и соответствующих взаимосвязанных обязанностей и прав.

В ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД» предусмотрено исключение из общего правила предоставления прокурору соответствующих сведений, т.е. изложен круг данных, которые не входят в предмет прокурорского надзора. Это предписание ФЗ «Об ОРД» детализирует и наполняет конкретным содержанием принцип конспирации ОРД. Так, в целях соблюдения принципа конспирации законодатель предусмотрел специальное дополнительное условие возможного разглашения ОРО сведений о конфидентах. Информация о них представляется соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. В письменном материале (заявление и т.п.) должно быть недвусмысленно отражено явно выраженное добровольное согласие конкретного конфидента на ознакомление прокурора с имеющимися о нем в ОРО оперативно-служебными документами.


Обязанности возложены на прокуроров, прежде всего Законом о прокуратуре (ст. 30) и УПК РФ, а также ФЗ «Об ОРД». Так, согласно ФЗ «Об ОРД» прокурор обязан:

- рассматривать жалобы (ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»);

- принимать меры по восстановлению прав лиц (ч. 9 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»); контроль надзор оперативный розыскной

- проверять порядок оперативно-розыскных мероприятий и законность решений оперативно-розыскного органа (ч. 2 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»);

- обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору документах и материалах (ч. 4 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»).

Необходимость защиты сведений вызвана их особым содержанием. Как правило, эти данные составляют государственную тайну. Обязанность обеспечения защиты сведений возлагается исключительно на прокуроров, указанных в ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД», т.е. на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Порядок обеспечения защиты сведений изложен в нормативных правовых актах органов прокуратуры.

Прокурор обязан также не реже одного раза в месяц проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении лиц, без вести пропавших.

Права предоставлены прокурору теми же законодательными актами, что и обязанности. Особо отметим, что полномочия прокурора носят исключительный характер, установленный законодателем (ст. 30 Закона о прокуратуре), и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Генерального прокурора РФ (например, в его приказах).

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушения ими закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают как в устной, так и в письменной форме (письменное подписывается лицом, которое дало его, а содержание устного отражается в справке, которую составляет прокурор).

В соответствии с ФЗ «Об ОРД» прокурор вправе давать указания ОРО:

- по уголовному делу, находящемуся в его производстве (п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»);

- в письменной форме - о проведении ОРМ по уголовному делу, принятому им к производству (п. 2 ст. 14 ФЗ «Об ОРД»);

- требовать необходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»).

Кроме того, прокурор может:

oопротестовывать противоречащие ФЗ «Об ОРД» решения руководителей ОРО;

oвыносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном нарушении (при наличии достаточных оснований);


oтребовать привлечения лица, нарушившего ФЗ «Об ОРД», к иному виду юридической ответственности.

Отметим, что прокурор не вправе не только участвовать в подготовке или проведении какого-либо ОРМ или лично его проводить, но и давать указания о необходимости осуществления (неосуществления) какого-либо конкретного ОРМ.

Различаются два вида прокурорского надзора:

1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, обращение гражданина и др.) о нарушении закона ОРО (его должностным лицом);

2) по инициативе уполномоченного прокурора. Оба вида законны и требуют соответствующего реагирования со стороны оперативников.

Важным средством предупреждения правонарушений, связанных с ненадлежащим исполнением норм ФЗ «Об ОРД», является предостережение о недопустимости нарушения закона, которое может быть вынесено соответствующим прокурором в случае и порядке ст. 25 Закона о прокуратуре.

Способы реагирования прокурора на нарушения ФЗ «Об ОРД» во многом зависят от содержания проверяемых материалов (документов). Одним из таких способов является представление прокурора об устранении допущенного нарушения ФЗ «Об ОРД». Прокурор вносит это представление в ОРО (его должностным лицам), который компетентен устранять нарушение Закона (в течение месяца должны приниматься меры по устранению допущенного нарушения, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших ему, а результаты - письменно доводиться до прокурора).

Особо подчеркнем, что согласно воли законодателя прокурорский надзор осуществляется только за «исполнением настоящего Федерального закона» (ст. 21 ФЗ «Об ОРД»). Исполнение законов - одна из форм правореализациию, оно выражается в активных действиях субъектов по осуществлению предписаний законов (в частности, по выполнению возложенных на них обязанностей). Однако в практической ОРД происходит реализация норм законов не только в форме исполнения, но и в других формах - соблюдения и использования. Кроме того, в ОРД распространена практика применения права, т.е. основанных на властных полномочиях соответствующих ОРО и их должностных лиц действий по претворению правовых норм в жизнь.

Следовательно, законные полномочия российской прокуратуры по надзору за ОРД юридически оформлены не для всех форм реализации правовых норм, а только для одной из них - исполнения, но не оговорены вообще в области применения правовых норм в ОРД.

Итак, в качестве одной из гарантий законности ОРД выступает прокурорский надзор за ОРД.


Заключение

Субъектами, контролирующими ОРД и надзирающими за ней, являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением ОРД, а равно Генеральной прокуратурой РФ и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением ОРО законов Российской Федерации.

Реализуя специфические функции в ОРД (функции контроля и надзора), эти субъекты исполняют предусмотренные российским законодательством обязанности и пользуются соответствующими правами. Классификация субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней происходит в зависимости от трех основных критериев:

Во-первых, их группируют по функциям. Таких групп две:

  1. субъекты, контролирующие ОРД (реализующие функцию контроля);
  2. субъекты, надзирающие за исполнением законов в ОРД (реализующие функцию прокурорского надзора);

Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД» за реализацией законов в ОРД надзирают Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Во-вторых, по сфере осуществления предоставленных «контролерам» полномочий различают субъектов, которые проводят внешний контроль и надзор (иначе вневедомственный) и внутренний контроль (ведомственный).

В соответствии с ФЗ «Об ОРД» ведомственный контроль осуществляют руководители ОРО (ч. 3 ст. 19 и ст. 22 ФЗ «Об ОРД») и должностные лица специальных контролирующих подразделений ОРО (инспекторских, организационных, кадровых и др.).

В-третьих, всех субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней, делят на юридических и физических лиц. Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми - их должностные лица (например, руководители ОРО, прокурор).

Руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ (ст. 22 ФЗ «Об ОРД»).

Контроль и надзор необходимы для осуществления основной задачи современного демократического государства - защиты всей совокупности современных прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы в правовом государстве не только объявляются высшей ценностью, они - цель государственного развития, эта цель требует постоянной работы по ее достижению, следовательно, и контролю и надзору над этим процессом.


Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21 июля 2014 г.)

2.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28 декабря 2016) «О Правительстве Российской Федерации»

3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 11.10.2018)

4.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 11.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации».

5.Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

«Об оперативно-розыскной деятельности»

6.Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. От от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» //

7.Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации»

8.Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 03.09.2018) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»

9.Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 29.10.2018) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»

10.Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 (ред. от 02.10.2018) «Об Администрации Президента Российской Федерации»

11.Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.02.2011 № 33 (от 26 января 2017 г) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». Вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», «Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность») // Законность. 2011. № 5.

12.Ахмедов А.Г. Соблюдение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Журнал правовых и экономических исследований. 2008. № 1. С. 5-9.

13.Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2008. № 2-3. С. 39-42.

14.Гришин А.И. Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. П.П. Сергуна; Рос. правов. акад. Минюста России, Поволж. юрид. ин-т. М.; Саратов: РПА Минюста России, 2010. 157 с.

15.Луговик В.Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: вопросы и ответы // Полицейское право. 2005. № 1. С. 78-80.